Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10

Полсотни лет – достаточный срок, чтобы появились союзники, ученики и недоброжелатели. Пришлось испытать немало: был обласкан вниманием и дружбой, пережил горечь обмана и разочарования...

Я много ездил. Жаль, что репортерская спешка не дала возможности узнать поглубже увиденное, но какое-то собственное представление о мире у меня есть. Я включал микрофон в огромных гремящих цехах Урала и слушал шелест океанских волн в Сингапуре, видел, как цветут сады Молдавии и как стотысячная человеческая масса изображает красочный фон на центральной площади Пекина во время демонстрации. Вел репортаж из палаток первопроходцев Сибири, Казахстана и поднимался в скоростном лифте ультрасовременных небоскребов жаркого американского города Атланты. Мне довелось посмотреть на черные воронки кратеров Камчатки и любоваться музейной стариной Версаля, взлетать на первых пассажирских реактивных самолетах и опускаться под землю на километровую глубину в новейших медных шахтах Джезказгана.

Мне приходилось коротать ночь в пахнущих карболкой вокзалах и останавливаться в апартаментах для коронованных особ в отеле Монте-Карло... Я видел национальных героев, видел в деле хлеборобов, шахтеров, рыбаков, геологов, доярок, встречался с хулиганами, бродягами, был гостем знаменитостей кино и театра и даже одного американского миллионера. Вел передачи о встречах великих людей современности, чьи имена вошли в новейшую историю. Ел русские блины, украинский борщ, кавказские шашлыки, узбекский плов, отдавал должное французской, японской, итальянской кухням...

«Нет ничего приятнее, как созерцать минувшее и сравнивать его с настоящим, – писал В.Г. Белинский. – Всякая черта прошедшего времени, всякий отголосок из этой бездны, в которую все стремится и из которой ничто не возвращается, для нас любопытны, поучительны и даже прекрасны».

Было любопытно, поучительно и даже прекрасно вспомнить то, что довелось увидеть, услышать, написать, наговорить в микрофон. Вспомнить то, что делал, чему был очевидцем. Перед болезненным взором моим возникла цепочка сумбурных воспоминаний: праздничное шествие Московского фестиваля молодежи, пуск первой турбины Горьковской ГЭС, вереница автомашин с зерном на пыльных дорогах Алтая, виноградники Венгрии, бараки заключенных, пьяный клоун из передвижного цирка на ночном вокзале, ученья военных моряков, дорога на стартовую площадку космодрома...

Юрий Летунов

(Что скажешь людям? М.: Мысль, 1980)

в начало

Высоцкая Ольга Сергеевна

Родилась в 1906 году. Она прожила долгую жизнь – почти 95 лет. 60 лет проработала у микрофона. Она сообщала в эфире о важнейших событиях в стране, вела трансляции с Красной площади Москвы и из Кремля, спектакли по радио из Большого театра и МХАТа имени Горького. Именно Ольга Высоцкая вместе с Юрием Левитаном первыми сообщили о капитуляции фашистской Германии. В июне 1945 года они же вместе вели трансляцию парада Победы. Когда зародилось телевидение, Ольга Сергеевна готовила первые телепередачи. Почти 30 лет её голос звучал на «Маяке», с первого дня возникновения радиостанции. Долгие годы она была главным диктором Всесоюзного радио, открывала новые таланты, была учителем ведущих радио и телевидения. За заслуги в области радиовещания Ольга Сергеевна была награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» III степени, различными медалями. Она была удостоена звания «Народной артистки СССР».

Последняя исповедь

Она была одним из самых ярких людей отечественного радиовещания, живым символом нашего радио.

Четверть века, с первого дня создания «Маяка», её голос звучал на волнах этой радиостанции.

Вы познакомитесь сейчас с интервью Ольги Высоцкой, которое до сих пор нигде не было опубликовано. Это последнее большое интервью Ольги Сергеевны. Ей уже было около 90 лет, когда с магнитофоном к ней приехал Александр Андрианов. И каково же было его огорчение, когда, вернувшись, он выяснил, что магнитофон отказал. Запись была сделана с таким качеством, что дать в эфир её было невозможно. Чудом сохранилась сама пленка. А спустя еще несколько лет невозможное осуществила сотрудница «Маяка» Ирина Саватеева. С помощью спектрального анализа звука и других чудес современной компьютерной техники она восстановила уникальную запись. И когда ее слушаешь, возникает ощущение, что она была сделана в прекрасной студии сегодня утром. Мы с большим удовольствием предлагаем вам это интервью.

Ольга Сергеевна, когда началась для вас работа на радио в качестве диктора?

ВЫСОЦКАЯ: Вы знаете, Саша, моя работа на радио началась не с этого качества.

Интересно.

ВЫСОЦКАЯ: Она началась в 1929-м году. И образовалась она из моего увлечения двумя вещами в жизни: спортом и театром. Так вот начало положил спорт. Я услышала уроки гимнастики по радио. Они меня очень заинтересовали, и так как я человек в высшей степени увлекающийся, начала пробовать сама это делать. И у меня появились некоторые замечания в адрес ведущего о том, как это организовано. И я написала письмо в физкультурное вещание, так оно называлось тогда, Набокову. Был такой великий человек, первый организатор физкультуры по радио. Это родоначальник, от него пошло все. Уже потом родились и Синявский, и Озеров, и так далее. А начало положил Набоков. Очень талантливый человек, с очень плохим характером. Так вот он меня пригласил, получив мое письмо. Мы довольно быстро договорились о том, что я могу им помогать в гимнастике в качестве позера. То есть что это значит? Вот он ведет урок, а я делаю все, что он говорит.

Натурщица, если угодно.

ВЫСОЦКАЯ: Да-да-да, натурщица. Ну вот, я начала в качестве позера с уроков гимнастики, а потом сама стала вести гимнастику. И что самое любопытное, я была первой записана в то время. Я уже не помню, как это называлось, это не магнитная лента была, я в технике ничего не понимаю, это была какая-то другая форма записи, и я была единственная, кого записали на эту пленку, на эти пластинки или, как хотите, их называйте.

Или проволока...

ВЫСОЦКАЯ: Или проволока. И во время войны без конца шли мои уроки гимнастики. Я уже в то время была диктором. А так как у них другого ведущего гимнастики тогда не было, они эту пленку пускали для того, чтобы не прекращать занятия гимнастикой в эфире.

Ольга Сергеевна, итак ваше увлечение спортом и театром привело вас именно к той должности, которую вы занимали много-много лет. Сколько, кстати, вы не припомните?

ВЫСОЦКАЯ: В общей сложности я пробыла на радио 60 лет.

60 лет. Целая жизнь.

ВЫСОЦКАЯ: Целая жизнь. У других, к сожалению, даже и жизнь бывает короче этого возраста. Я пришла в 1929-м, а с 32-го года со мной заключили договор, в то время была тоже такая форма взаимоотношений, заключили договор, что я буду читать передачи. А с 34-го года я уже вошла в штат. С 32-го года до 34-го я еще совмещала уроки гимнастики. Вела уроки гимнастики и в паузах читала «Последние известия». Это было очень удобно. Потому что меня привозили к 6-ти часам утра, очень часто дикторы по тем или иным причинам отсутствовали в студии.

А вы всегда были под рукой.

ВЫСОЦКАЯ: А я всегда была под рукой. В 34-м году стала только диктором и уже гимнастику не вела.

Ольга Сергеевна, как был организован процесс работы диктора, когда вы пришли на радио? Ведь тогда профессия была весьма и весьма значимой, от нее многое зависело, потому что это был единственный звучащий по радио голос...

ВЫСОЦКАЯ: Не просто многое. Как определить значимость диктора, звучащего из Москвы? Это было очень весомо, это было очень крупно. И по тому времени радио вообще необыкновенно быстро и необыкновенно всеобъемлюще захватило аудиторию. В то время, к счастью, было довольно много по-настоящему культурных людей, оценивших это новое средство воздействия. И к нему были привлечены максимально лучшие культурные силы для того, чтобы организовать как можно интереснее и профессиональнее этот процесс.

А вы могли бы назвать некоторые имена, наиболее блиставшие в то время?

ВЫСОЦКАЯ: С самого начала шефом дикторской группы был Леонид Миронович Леонидов. Он по-настоящему великий мастер и творческий человек, он необыкновенно трепетно относился к этой работе.

То есть это не было для него каким-то параллельным родом деятельности?

ВЫСОЦКАЯ: Нет-нет-нет. Он к тому времени в театре был занят сравнительно мало. И он очень много слушал радио. И дикторская работа вызывала у него живейший интерес. Он приезжал на наши экзамены. Преподавал у нас Сергей Васильевич Шервинский.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10

сайт копирайтеров Евгений