Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Чувство прекрасного предполагает наличие
контрастов, сочетание противоположных страстей.
Такое сочетание подчеркивает своеобразие красо-
ты, ее силу и выразительность. «Тяготы и удоволь-
ствие — вещи крайне различные по природе. Сок-
рат говорит, что некий бог сделал попытку спло-
тить в нечто целое и слить воедино страдание и
наслаждение... Природа раскрывает перед нами
это смешение: живописцы показывают, что одни и
те же движения и морщинки наблюдаются на лице

192

человека и когда он плачет, и когда он смеется.
И в самом деле, последите за работой живописца,
пока он не закончил изображения того или дру-
гого из этих двух состояний,— и вы так и не смо-
жете установить, какое из них перед вами. Вспом-
ните также, что безудержный смех порождает сле-
зы» (там же, 408). Монтень подчеркивает противо-
речивую природу человеческих чувств. Человечес-
кие страсти связаны друг с другом: удовольствие
связано со страданием, наслаждение — с болью,
радость — с грустью, смех — со слезами. Это на-
стаивание на противоречиях, на контрастах — одна
из характерных особенностей эстетических взгля-
дов Монтеня.

Развивая некоторые важные принципы эсте-
тики Возрождения, Монтень вместе с тем в извест-
ной мере выходит за ее пределы, высказывая со-
мнение в существовании объективной красоты и
гармонии.

Таким образом, эстетика Возрождения не ис-
ключительно итальянское явление. Основные прин-
ципы ренессансной эстетики получают сходное
развитие в Испании, Франции, Англии и Герма-
нии. Эстетика Ренессанса представляет собой ши-
рокое, общеевропейское явление, хотя, очевидно,
национальные формы проявления ее идей своеоб-
разны для каждой из этих стран.

В эпоху Возрождения был выработан принци-
пиально новый подход к искусству, природе и че-
ловеку. Идея о бесконечных возможностях челове-
ка, о его достоинстве, представление об «универ-
сальном человеке» (homo universales), познание
объективного характера прекрасного, убеждение
в гармоническом устройстве мира — все это было
новым, богатым и плодотворным вкладом в исто-
рию мировой эстетической мысли.

Эстетика Возрождения обосновывает новое
отношение к личности художника. Это уже не
средневековый ремесленник, а всесторонне образо-
ванная личность — конкретное воплощение идеала
универсального человека. Появляется литератур-
ный жанр, связанный с описанием биографии и
жизни художников; художника называют «гени-

193

ем», а к его имени постоянно присоединяется тер-
мин «божественный». Это выдвижение художника
на первый план социальной жизни не было слу-
чайностью. Всесторонне образованный, владею-
щий в равной мере и науками, и ремеслами,
художник выступал как посредствующее звено ме-
жду физическим и умственным трудом. В его дея-
тельности видели реальный путь к преодолению
того дуализма теории и практики, знания и
умения, который был так свойствен всей культуре
средневековья. Считалось, что каждый человек ес-
ли и не по роду занятий, то по своим интересам
должен подражать художнику.

Эстетика Ренессанса выдвинула и разработала
целый ряд основных эстетических категорий. Сре-
ди них наиболее важной была категория гармо-
нии, с помощью которой мыслители и художники
определяли природу и сущность прекрасного.
Глубоко разрабатывалось и традиционное учение
о подражании, широко применяемое в различных
видах искусства, а особенно в поэзии и живопи-
си. К числу выдвинутых в эту эпоху относится
также понятие грации, которое дополняло пред-
ставление о прекрасном. Наконец, на протяжении
долгого времени дискутировалось понятие пропор-
ции, с помощью которого художники определяли
метод изучения природы и построения художест-
венного образа в системе изобразительных ис-
кусств. Все категории эстетики Возрождения разви-
вались и модифицировались в соответствии с пот-
ребностями и интересами художественной прак-
тики.

XVII век представляет собой доста-
точно самостоятельный период в развитии художе-
ственной культуры, искусства и литературы. Бур-
жуазные исследователи обычно характеризуют
этот этап в истории искусства как эпоху барокко.
С такого рода концепцией трудно согласиться.
Барокко не является периодом в развитии искусст-
ва и эстетики, подобно эпохе Возрождения. Ско-
рее всего следует говорить о своеобразном худо-
жественном стиле барокко, но и в этом смысле
слова понятие «барокко» не применимо ко всему
XVII в. Наряду с барокко мы встречаем здесь, на-
пример, во многом противоположное по эстетиче-
ской и художественной направленности течение —
классицизм.

Для XVII в. характерно усиление роли фило-
софской эстетики, которая начинает доминировать
над так называемой практической эстетикой. В это
время возникают философские учения Декарта,
Лейбница, Гоббса, которые оказывают огромное
влияние на различные области теории искусства:
музыки (теория аффектов), живописи (теория
«модусов» Пуссена), поэзии (концепция «острого
ума») и т. д.

Своеобразие этого периода в истории эстети-
ки состоит в том, что развитие эстетической мыс-
ли преимущественно уже не связано с искусство-
знанием; эстетика становится одной из важнейших
областей философского знания.

Начиная с XVII в. эстетика занимает вполне
определенное место в системе философии. Если
раньше эстетика была частью онтологии, учения о
бытии, то теперь она часть гносеологии, т. е. уче-
ния о познании. Таким образом, эстетика переста-
ет быть чисто онтологической наукой, какой она
была вплоть до эпохи Возрождения, и становится
гносеологической дисциплиной. Все эти общие
черты развития эстетической мысли свойственны
эстетике этого времени. Различия же в обществен-
ной жизни, развитии культуры и искусства в. раз-
ных странах придают эстетической теории нацио-
нальные особенности.

196

Италия

В XVII в. экономическая жизнь
Италии приходит в упадок. Испанские завоевания
приводят к ослаблению ее политического могуще-
ства. В общественной жизни все больше дает се-
бя знать господство католической реакции, начало
которому было положено постановлениями Три-
дентского собора. В такой обстановке происходит
кризис ренессансного гуманизма, вырабатывается
иное понимание человека и его места в мире. Иде-
ал гармонической и универсальной личности эпо-
хи Возрождения кажется уже неосуществимой
утопией. Резкие изменения наблюдаются в самом
искусстве, появляются новые средства художест-
венного выражения, новые стилистические прин-
ципы, позволяющие отразить ставшие очевидными
противоречия общественного бытия. Таким худо-
жественным средством явилось барокко.

Барокко мы находим во многих видах искусст-
ва XVII в. — поэзии, живописи, архитектуре, му-
зыке. Правда, этот стиль не получил целостного
и систематического теоретического выражения в
эстетике. Однако отдельные высказывания, преди-
словия к поэтическим и музыкальным сочинениям
дают представление об основных принципах эсте-
тики итальянского барокко.

Одним из зачинателей поэзии барокко в Ита-
лии был Джанбаттиста Марино (1569—1625). Ма-
рино создал целое направление в поэзии, которое
позднее получило название «маринизм». Главную
цель поэзии он видел в том, чтобы удивлять чита-
теля. В связи с этим Марино превращает свою
поэзию в остроумную игру мыслями и образами,
его сонеты поражают неожиданными сравнения-
ми, антитезами, ассонансами, смелыми сопоставле-
ниями высокого и низкого, божественного и зем-
ного. Маринизм получил широкое распростране-
ние не только в Италии, но и вне ее. В Англии он
оказал влияние на творчество поэта Джона Дон-
на, сторонника барокко. Маринизм повлиял и на
французскую литературу, несмотря на то что гос-
п одствующим в ней стилем был классицизм.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Возвышенно излучая из себя глубинную красоту всего прекрасного
Скульптор стремился соблюсти законы данного вида искусства
Этот метод абеляр приме няет в своем философском сочинении да
Исследование о происхожде нии наших идей красоты
Идеалом красоты явля ется женская красота

сайт копирайтеров Евгений