Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

во Франции получают большую популярность эсте-
тические идеи Марсилио Фичино и его последова-
телей. Неоплатоническое учение о любви и красо-
те, прежде всего о поэтическом вдохновении, ока-
зывает огромное воздействие на художественную
практику — на французскую поэзию и литературу,
а также и на эстетическую теорию (см. 180).

Поскольку во Франции не было перевода
«Пира» Платона, то главным источником плато-
нической эстетики были сочинения Фичино. Уже
в конце XV в. Лефевр д ' Этапль переводит неко-
торые его произведения на французский язык.
В 1503 г . выходит работа С. Шампье «Корабль
добродетельных дам». В этой работе, содержа-
щей практические руководства по вопросам бра-
ка, воспитания детей, домоводству, специальная
книга посвящена теории любви. Фактически
Шампье излагает здесь содержание «Коммента-
рия» Фичино.

Во Франции получают известность сочинения
и других философов-неоплатоников, в частности
Пико делла Мирандола, Бембо, Кастильоне, Леоне
Эбрео. В XVI в. во Франции выходит несколько
изданий «Диалогов о любви» Леоне.

Под влиянием эстетики Платона во Франции
первой половины XVI в. возникает «платоничес-
кая поэзия», предметом которой становится воп-
рос о видах любви, о взаимоотношении духовной
и телесной красоты и т. д. Антуан Эроэ пишет
поэму «О совершенной любви» (1542), в 1544 г . Мо-
рис Сэв публикует поэму о любви «Делия, предмет
высокой добродетели». Эти же идеи пронизывают
поэзию Луизы Лабе, Маргариты Наваррской.

Несколько в ином русле развиваются эстети-
ческие идеи, связанные с творчеством поэтов
«Плеяды». В 1548 г . в доме Лазара де Баифа был
создан гуманистический кружок, в который вхо-
дили Пьер Ронсар, Антуан Баиф, Жоашен дю
Белле. В последующем к ним присоединились
Э. Жюрдель, П. де Тюар и Р. Белло. Главная идея,
которая всех их объединяла, — творческое подра-
жание античным авторам. Единственный путь к
расцвету современного французского искусства

189

заключается, по мысли поэтов «Плеяды», в изу-
чении античного наследия, в возрождении и поэ-
тизации греческой мифологии.

Теоретическим манифестом новой литератур-
ной школы явилось сочинение Ж. дю Белле «За-
щита и прославление французского языка» (1549),
в котором намечены пути развития французской
литературы и поэзии. Вместе с тем оно отразило
идеалы и представления гуманистической эстетики
во Франции. Источником этого сочинения послу-
жило, очевидно, творчество О. Вида и П. Бембо,
на произведения которых ссылается сам дю
Белле.

В трактате получает теоретическое обоснова-
ние принцип подражания древним. «Без подража-
ния грекам и римлянам мы не можем придать на-
шему языку совершенство и блеск других более
прославленных языков» (133, 259). Молодому поэ-
ту дю Белле советует читать и перечитывать древ-
них авторов, петь под лютню, «настроенную со-
звучно греческой и римской лире». Рисуя идеаль-
ный образ поэта, он исходит из ренессансной идеи
«универсальной личности». По его словам, поэт
тот, «кто наделен счастливым природным даром,
обучен всем прекрасным наукам и искусствам,
главным образом естественным и математическим,
кто сведущ в хороших авторах греческих и латин-
ских, во всех родах литературы, знаком с должно-
стями и обязанностями человеческой жизни» (там
же, 269).

Трактат дю Белле отличается демократической
направленностью. В нем дается резкая критика
придворной поэзии, обосновывается сближение
поэзии с простотой и говорится о естественности
народного языка. Говоря о пользе изучения науки,
дю Белле вместе с тем предостерегает поэта от
кабинетной учености. Настоящий поэт должен знать
не только ученых, но и людей труда. «Хочу я так-
же предупредить тебя, чтобы ты навещал иногда
не только ученых, но и всякого рода рабочих и ре-
месленников — моряков, литейщиков, живописцев,
граверов и других — и знал бы их изобретения, на-
именования материала, орудия и речения, упот-

190

ребляемые в их искусствах и ремеслах, дабы из-
влечь отсюда прекрасные сравнения и живые опи-
сания всяких вещей» (там же, 280). В трактате
находит реализацию один из важнейших принци-
пов эстетики Возрождения — единство теории и
практики искусства. Оказав огромное воздействие
на художественную практику, дю Белле придал
эстетическим идеалам поэтов «Плеяды» теорети-
ческую форму.

Франция дала миру крупного мыслителя, ко-
торый в своеобразной форме выразил идеи, ха-
рактерные для эстетики позднего Возрождения.
Этим мыслителем был Мишель Монтень (1533—
1592). Монтень не создал строгой философской
системы. Свои философские взгляды он изложил
в форме «эссе», которые представляют собой за-
метки и размышления по самым разнообразным
проблемам, в том числе по вопросам этики, педа-
гогики и эстетики.

Взгляды Монтеня основаны на идеях философ-
ского скептицизма. Он выступает против всяческих
авторитетов в науке и мышлении, отвергает идеи
христианской этики, проповедует индивидуализм
и гедонизм. Главным принципом жизни он провоз-
глашает следование природе, естественным чело-
веческим склонностям. «Отличительный признак
мудрости — это неизменно радостное восприятие
жизни; ей, как и всему, что в надлунном мире,
свойственна никогда не утрачиваемая ясность»
(116, 1, 206). Как и Лоренцо Валла, Монтень про-
возглашает принцип наслаждения как главный
критерий в оценке этических и эстетических цен-
ностей. «Я полагаю, что пренебрегать всеми есте-
ственными наслаждениями так же неправильно,
как и слишком страстно предаваться им» (там же,
5, 407).

Монтень еще прочно связан с гуманистической
эстетикой Возрождения. Ему близка идея досто-
инства человеческой личности. Так же как и италь-
янские гуманисты, он пытается найти во всем
внутреннюю меру, гармонию человеческих страс-
тей. «Философия нисколько не ополчается против
страстей естественных, лишь бы они знали меру, и

191

она проповедует умеренность в них, а не бегство
от них...» (там же).

Совершенно в духе гуманистической эстетики
Монтень доказывает принципиальное единство
телесной и духовной красоты. «Красота — великая
сила в человеческих отношениях; но она прежде
всего остального привлекает людей друг к другу,
и нет человека, сколь бы диким и хмурым он ни
был, который не почувствовал бы себя в той или
иной мере задетым ее прелестью. Плоть состав-
ляет значительную часть нашего существа, и ей
принадлежит в нем исключительно важное место.
Вот почему ее сложение и особенности заслуженно
являются предметом самого пристального внима-
ния. Кто хочет разъединить главнейшие составля-
ющие нас части и отделить одну от другой, те глу-
боко неправы; напротив, их нужно связать тесны-
ми узами и объединить в одно целое...» (116, 2, 366).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В эстетике средневековья общепринятым оп ределением прекрасного была формула о красоте как о пропорции
Шестаков В. Очерки по истории эстетики философии 8 особенное
Красоты
Следует указать на следующие принципы эстетики аристотеля материалистиче ская интерпретация учения о подражании восприятия гармонии
Шестаков В. Очерки по истории эстетики философии 12 искусства

сайт копирайтеров Евгений