Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

одного кажется возросшим благодаря другому. Со-
поставь белое с черным, мудреца с глупцом, гор-
дого со смиренным, зло с добром и тогда, благо-
даря противоположностям, далеко отстоящим друг
от друга, к каждому виду словно присоединится
подлинное содержание его собственной природы»
(там же).

Понятие красоты как единства противоположно-
стей Гуго Сен-Викторский распространяет не
только на природу, но и на искусство. Известно
знаменитое определение Гуго Сен-Викторским му-
зыкальной гармонии. «Музыка,— говорит он,— есть
подразделение звуков и разнообразие голосов.
Иначе говоря, музыка или гармония есть согласие
многих противоположностей, сведенных к единст-
ву» (120, 299). Это возрождение элементов диа-
лектики в понимании прекрасного чрезвычайно
важно. От Гуго Сен-Викторского ведет путь к эс-
тетике Николая Кузанского и Джордано Бруно.

Интересна и интерпретация Гуго Сен-Виктор-
ским искусства. По его мнению, развитие искусства
и ремесла совершается по определенным ступеням.
Первая и самая элементарная цель — это удовлет-
ворение самых простых потребностей, которое со-
вершается посредством производства необходимых
вещей (necessaria).

Вслед за этим возникает новая цель — обеспе-
чение удобства (comoda). За ней следует еще бо-
лее высокая цель — улучшить вещь, придать ей со-
ответствующий вид (congrua). И наконец, самой
высшей ступенью человеческого производства явля-
ется стремление человека сделать вещи милыми
(grata). Таким образом производство человека дви-
жется от самых практических и необходимых це-
лей к наиболее утонченным и по сути дела эстети-
ческим. Последней ступенью является grata. Это,
по словам Гуго Сен-Викторского, то, что «приятно
для глаза» и «непригодно для употребления». В ка-
честве примера он называет красивые породы птиц,
рыб и произведения искусства.

В этом рассуждении Гуго Сен-Викторского со-
держится глубокая мысль: красота заключается в
освобождении от необходимости, нужды. Такая

104

идея в известной мере предвосхищает учение
Канта о «бескорыстии» эстетического суждения.
Но естественно, что у Гуго Сен-Викторского все
эти мысли заключены в теологическую оболочку
и связаны с идеей об иерархическом подчине-
нии чувственной красоты—«незримой», божест-
венной.

Абеляр и Бернард Клервосский

Пьер Абеляр и Бернард Клервос-
ский представляют собой два противоположных по-
люса в философии и эстетике XII в.

Абеляр (1079—1142) представляет рационали-
стическое направление средневековой мысли. Он
был хорошо знаком с античной культурой, изучал
произведения Платона, Аристотеля и Цицерона.
В своих сочинениях он постоянно ссылается на
античных авторов, авторитет которых он чтит не
в меньшей мере, чем авторитет Священного писа-
ния и «отцов церкви».

В знаменитом споре между «реалистами» и «но-
миналистами» Абеляр становился на сторону но-
миналистов. Абеляр отстаивал самостоятельные
права философии, ее независимость от теологии.
Универсальным способом разрешения философских
вопросов он считал диалектику. По собственному
признанию, он «чуть ли не с самой колыбели был
причастен к изучению философии, и прежде всего
диалектики, бесспорной наставницы во всех рас-
суждениях» (130, 293). Этот метод Абеляр приме-
няет в своем философском сочинении «Да и нет».
Здесь он излагает мнения церковных авторитетов,
показывая, что их суждения даже по одному и тому
же вопросу носят часто прямо противоположный
смысл. Вскрывая эти противоречия, Абеляр прихо-
дит к выводу о правах свободной философской
мысли, способной принимать самостоятельное ре-
шение.

Эту особенность философии Абеляра отметил
Ф. Энгельс. «У Абеляра главное — не сама теория,
а сопротивление авторитету церкви. Не «верить,

105

чтобы понимать», как у Ансельма Кентерберий-
ского, а «понимать, чтобы верить»; вечно возобнов-
ляющаяся борьба против слепой веры» (3, 10,300).

Но самую большую известность и славу принес-
ла Абеляру автобиография «История моих бедст-
вий». По своему жанру это сочинение продолжало
традицию философской автобиографии в духе
«Исповеди» Августина и «Утешения философией»
Боэция. В этом сочинении, проникнутом верой в
способности человеческого познания, описывается
трагическая любовь к Элоизе. В автобиографии
Абеляра обосновываются новые этические принци-
пы, критерием нравственности здесь объявляется
не следование принципам христианской морали,
а естественное согласие поступков человека его
совести. Все это позволяет видеть в Абеляре одно-
го из ярких представителей рационалистической
эстетики XII в.

Прямо противоположный полюс по отношению
к Абеляру представляет его ярый противник, воин-
ствующий мистик и аскет Бернард Клервосский
(1091 —1153). На протяжении всей своей жизни
Бернард Клервосский ретиво выступал за строгое
соблюдение католической догмы, против рациона-
листических течений мысли, с проповедью идеалов
аскетизма. Он прославился как гонитель и обличи-
тель еретических учений, в частности Абеляра,
Арнольда Брешианского, Жильбера из Пуатье. Абе-
ляра он называл «гонителем католической веры»,
«монахом снаружи и еретиком внутри». Выступле-
ния Бернарда против Абеляра способствовали осуж-
дению последнего со стороны католической церкви
как еретика.

Проповедуя аскетизм, Бернард Клервосский ис-
ходил из религиозной доктрины о низменности че-
ловеческой природы и тщетности человеческого зна-
ния. «Что тебе в венце твоем? — пишет он в одной
из своих проповедей,— что тебе в блеске каменьев
твоих, и в пышности шелков твоих, и в перьях диа-
демы твоей, и в обременении золота и серебра?
Рассей все это, отвей все это от лика твоего раз-
мышления, как утренние облачка, быстро проплы-
вающие и легко истаивающие,— и явится пред то-

106

бой нагой, человек нищий, человек жалкий и жа-
лости достойный; человек страдающий, что он че-
ловек есть...» (130, 309).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Концентрированной форме свое понимание места эстетики
Безобразное другое
Классическое искусство в самом своем существе имеет цель вы разить человека
Считались с требова ниями физической природы человека

сайт копирайтеров Евгений