Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Этот антиномизм проявляется и в вопросах эсте-
тики, которые широко освещаются в Ареопагити-
ках, в особенности в трактате «О божественных
именах». Здесь дается развернутое учение о пре-
красном, в котором, как и в области теологии, есть
элементы антиномического мышления. Действи-
тельно, красота здесь носит относительный харак-
тер, прекрасное является «гармонией всего и все-
общим соединением», «неразрывной связью всего
сущего», «согласованностью и дружбой» всех ве-
щей. Тем не менее прекрасное оказывается чем-то
совершенно абсолютным, единым, безотноситель-
ным к чему-либо другому. «Прекрасное же, как
всепрекрасное, есть вместе с тем сверхпрекрасное,
всегда сущее, одинаково прекрасное, не возника-
ющее и не уничтожающееся, не возрастающее и не
убывающее, и не в одной части прекрасное, а в дру-
гой безобразное, и не когда-либо прекрасное и ко-
гда-либо не прекрасное, и не прекрасное лишь в от-
ношении одного, а в отношении другого нет ...и не
изящное для одного и уродливое для другого. В са-
мом себе и в согласии с самим собой оно всегда
единообразно прекрасное, возвышенно излучая из
себя глубинную красоту всего прекрасного» («О
божественных именах» IV 7).

В Ареопагитиках, как видим, дается два раз-
личных ответа на вопрос о сущности прекрасного.
В одном случае утверждается, что красота абсо-
лютна, едина, в другом — что она относительна,
многообразна, изменчива. Оба эти определения
одинаково истинны, они относятся к разным типам
красоты: божественной и земной. Между этими
двумя типами красоты существует определенная
иерархия. Божественная красота является более
высокой, она источник всякой красоты, находящей-
ся в материальных вещах.

В Ареопагитиках содержится идея об эманации
прекрасного. Красота материального мира является
отблеском божественной красоты, излучающей
из своих глубин всю красоту чувственных вещей.

В этом отношении красота подобна свету. Арео-
пагитики содержат глубокую символическую ана-
логию между светом и красотой. Красота, как и

92

свет, проистекает из одного источника. «Пресуще-
ственно-прекрасное есть причина слаженности и
блеска во всем сущем; наподобие света источает
оно во все предметы свои глубинные лучи, созида-
ющие красоту, и как бы призывает к себе все су-
щее, отчего и именуется красотой, и все во всем
собирает в себе» (там же). Следовательно, кра-
сота имеет световую природу. Прекрасное — это
прежде всего свет, блеск. Символика света глубоко
разработана в Ареопагитиках, и именно эта идея
привлекала к себе внимание не только мыслите-
лей, но и художников средневековья, которые часто
пытались разрешить проблему освещения в церков-
ной архитектуре по рецептам неоплатонической ме-
тафизики света.

Учение о прекрасном, развиваемом в Ареопаги-
тиках, включает в себя, помимо метафизики света,
учение о любви (эросе). Это опять-таки идея, заим-
ствованная из неоплатонизма. Красота познается
не посредством разума, она — предмет любви, эро-
са. «Прекрасное есть начало всего как действую-
щая причина, приводящая целое в движение, объ-
емлющая все эросом своей красоты. И, в качестве
причины конечной, оно есть предел всего и предмет
любви (ибо все возникает ради прекрасного)» (там
же).

Таким образом, концепция прекрасного, разви ваемая
в Ареопагитиках, включает в себя следую щие элементы:
1) идею об эманации красоты, 2) учение о свете и 3)
учение о любви. Все эти элементы были заимствованы
из античной эстети ки, из неоплатонизма Плотина и
Прокла. В этом отношении мы не находим в Ареопагитиках
ничего принципиально нового. И тем не менее Ареопагитики
дали новое понимание красоты как синтеза идей
неоплатонической эстетики с христианством. В этом
сочинении было достигнуто сложное соединение
онтологии, гносеологии и эстетики. Тео логическая мысль
Ареопагитик органически вклю чает в себя эстетику как
необходимую ступень познания. И наоборот, эстетика
оказывается уче нием о божественной красоте и постижении бога,

93

Ареопагитики оказали огромное влияние на
средневековую эстетику как Востока, так и Запа-
да. К эстетическим идеям Псевдо-Дионисия обра-
щались Иоанн Скот Эриугена, Ульрих Страсбург-
ский. Ареопагитики были известны и на Руси; со-
временник Андрея Рублева, митрополит Киприан,
перевел их на славянский язык. Интерес к этому
сочинению сохранился и в эпоху Возрождения,
комментарием эстетики Псевдо-Дионисия занимал-
ся Николай Кузанский и флорентийские неоплато-
ники во главе с Марсилио Фичино.

Византийская эстетика

В связи с успехами в изучении
культуры и искусства Византии за последние деся-
тилетия в историко-эстетических исследованиях на-
метился глубокий интерес к византийской эстети-
ке. Как у нас в стране, так и за рубежом появился
ряд серьезных исследований в этой области. Среди
них работа английского византолога П. Михелиса
«Эстетический подход к византийскому искусству»
(1953), в которой вся история мирового искусства
рассматривается в плане взаимоотношений двух
эстетических категорий: прекрасного и возвышен-
ного. Античное искусство, по мнению Михелиса,
символизирует прекрасное, византийское искусст-
во— возвышенное. Несмотря на желание выйти за
пределы описательного искусствознания и прочесть
историю византийского искусства в контексте веду-
щих эстетических концепций, работа Михелиса, сво-
дящая все многообразие византийского искусства
к одной категории, является весьма условной и схе-
матичной.

Более удачный исторический подход намечен
в книге Г. Мэтью «Византийская эстетика» (1963).
Здесь византийская и античная традиции в эстети-
ке не противопоставляются, а, напротив, сопостав-
ляются, уводятся одна из другой.

В отечественной литературе эстетике Византии
посвящена специальная глава в книге В. Н. Лаза-
рева «История византийской живописи», целый ряд
содержательных статей Г, А. Кошеленко, С. С. Аве-

94

ринцева. Сравнительно недавно опубликована со-
держательная книга В. В. Бычкова «Византийская
эстетика» (1977) (36). Вышла в свет хрестоматия
«Памятники византийской литературы IX — XIV»,
в которую также вошли и философско-эстетические
тексты (128). Все это позволяет рассматривать
историю византийской эстетики как новую, активно
развивающуюся область историко-эстетического
знания.

Византийская эстетика в гораздо большей сте-
пени, чем западноевропейская, была тесно связана
с античной традицией. Это во многом объяснялось
языковой общностью, тем, что античная философ-
ская литература, написанная на греческом языке,
была гораздо более доступной и популярной, чем
на Западе. Поэтому в Византии не было такого
резкого неприятия античной, языческой традиции,
которая была на Западе, где такие раннехристиан-
ские писатели, как Киприан или Тертуллиан, обли-
чали как нечто греховное и «развратное» античную
литературу и искусство. Византийские писатели бо-
лее терпимы к античной традиции, они пытаются
усвоить и переработать ее в соответствии с потреб-
ностями новой художественной культуры. В этом
отношении большой интерес представляет собой со-
чинение Василия Великого «О том, какую пользу
могут получить молодые люди из языческих книг».
Здесь в противовес безоговорочному осуждению
языческой культуры мы фактически находим реа-
билитацию языческих, т. е. античных, авторов.

В своих сочинениях Василий Великий пытался
сочетать две традиции в понимании красоты, иду-
щие от античности: стоическую и неоплатоническую.
От первой он заимствовал представление о красоте
как «взаимной соразмерности частей». От второй
он наследовал представление о том, что прекрасны
не только сложные, но и простые вещи, в которых
не может быть пропорции. Пытаясь синтезировать
их, Василий Великий говорил, что соразмерность
и пропорцию можно находить и в восприятии про-
стых и однородных вещей. Так, можно говорить о
пропорциях в свете, если иметь в виду не взаимо-
отношение его частей, но его отношение к органам

95

зрения. Здесь, таким образом, Василий Великий
выступал как прямой продолжатель традиций
позднеантичной эстетики. Такое же положительное
и терпимое отношение к античной культуре мы
находим и у брата Василия —Григория Нисского.
В своих «Надписаниях к псалмам» Григорий воз-
рождает элементы пифагорейской эстетики, в ча-
стности представление о «гармонии сфер».

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Дидро выступает прежде всего про тив манерности классицистического искусства
Тот рисунок
328 гармония предустановлен ная 212213
вляется сфера искусства
Шестаков В. Очерки по истории эстетики философии 12 возвышенного

сайт копирайтеров Евгений