Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

1938 Жорж Садулъ. Сакральная социология // Коммуна. Литературный журнал в защиту культуры. № 60. Сентябрь-октябрь 1938 г. С. 1515—

1525.

Будущий автор «Истории мирового кинематографа», ставшей сенсацией, Садулъ содержал «журнал журналов» «Commune». До этого он сотрудничал в изданиях «Сюрреализма на службе революции» (с участием Кайуа и Монро) до тех пор, пока революция не стала обходиться без услуг сюрреализма. Аллергия, которую, по мнению Батая, вызывает рецензия под заголовком «За Коллеж: Социологии», датирована отнюдь не вчерашним днем. В мае 1934 г. (№ 9. С. 1019) рецензия на роман Кено «Заросли», дает ему повод напомнить, что «Кено в компании с известным психоаналитиком, любителем грубых шуток Жоржем Батаем попытался в непериодическом журнале ренегата Суварина свести диалектический процесс к эдипову комплексу» (намек на «Критику основ гегелевской диалектики», опубликованную в издании «Социальной критики»/ Он не очень мягко обо-

557


шелся также и с Лейрисом в феврале 1935 г. в рецензии на книгу «Призрак Африки» (№ 18. С. 631), Все же и этот случай показался ему не совсем обезнадеживающим: «Уличные бои оказываются достаточно шумными для того, чтобы вывести даже лентяя из состояния его послеполуденного сна. Мы убеждены, что Лейрис уже сделал свой выбор между двумя сторонами баррикад». В июле 1935 г. он сообщает о выходе «Интеллектуального процесса в искусстве» Робера (sic!) Кайуа. В 1936 г. он борется с призывом начать кампанию за выход «Inquisitions», журнала, который должен был выйти в том же издательстве, что и «Commune» — в Международном социальном издательстве. В апреле «наконец-то появилось сообщение о публикации „Inquisitions", журнала, руководимого Арагоном, Кайуа, Монро, Цара... Имена сотрудников уже являются гарантией интереса». В июне — «Мы с нетерпением ждем выхода „Inquisitions", журнала Монро, Кайуа, Цара, Арагона, первый номер которого несомненно появится в то оке время, что и эта хроника». Как только журнал вышел, он представляет читателям «Commune» двух самых молодых из его издателей, то есть Роже Кайуа и Ж.-М. Монро, «которые принадлежат к молодежи, еще не посещающей университеты и представляющей собой проницательные и любознательные умы». «Inquisitions», уточняет он, это исследовательский орган, но речь идет об исследовании, осуществление которого мыслится «только в рамках Народного фронта, к которому устремляются все симпатии членов этой группировки».

Садуль питался только левыми. Он сдирал шкуру также и у крайне правых. По этой причине несколько раз из-под его пера вышло и имя Мориса Бланшо, сотрудника «Combat». В августе 1936 г. — «Те люди, которые рискнули бы ограничить влияние идей, выражаемых в „Combat" в защиту воскресного дня и ради ненависти к неарийским аккордеонистам, найдут в статье господина Мориса Бланшо еще более общее и еще более ясное выражение этих идей». В марте 1937г. он протыкает своим критическим шилом другую статью Бланшо. Стоит ли уточнять, что в то время Бланшо и Батай не были знакомы. Можно было бы вообразить, что именно благодаря перу Садуля каждый из них первоначально узнал имя другого.

САКРАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

«Nouvelle Revue Francaise» за июль начинается серией статей-манифестов, подписанных Жоржем Батаем («Ученик колдуна»), Мишелем Лейрисом («Сакральное в повседневной жизни») и Роже Кайуа («Зимний ветер»), которые сгруппированы под одним заголовком и которым предпослано одно общее для всех предисловие: «За Коллеж Социологии».

В этом предисловии, подписанном инициалами Роже Кайуа, определяются смысл существования и цели Коллежа Социологии.

Забота о том, чтобы восстановить отображенные на лестнице социальной иерархии изначальные устремления индивида и связанные с его положением конфликты, лежит у истоков Коллежа Социологии.

Исследование общества исходя из индивида, из «индивидуального положения», а не из социальных групп, наций, толп или классов, — таковы, по всей видимости, основания исследований, проводимых «Коллежем Социологии», который именно так определяет свою программу.

558


Когда особую важность придают изучению социальных структур, мы замечаем, что какие-то полученные наукой результаты не только вообще игнорируются, но, более того, находятся в прямом противоречии с расхожими в этой области идеями. Эти результаты... остаются робкими и незавершенными, потому что наука слишком ограничивает себя анализом структур так называемых примитивных (первобытных) обществ, оставляя без внимания современные общества. С другой стороны, сделанные открытия еще не модифицированы так глубоко, чтобы можно было ожидать появления постулатов и даже склонности к исследованиям.

Поэтому первой целью Коллежа Социологии, судя по всему, как будто бы стала критика социологии, не социологии вообще и во всех ее аспектах, а той социологии, которая понимается как целиком и полностью представленная той самой французской университетской социологической школой, которая олицетворяется Дюркгеймом и Леви-Брюлем. Ну и, в частности, никакого внимания не уделяется марксистской социологии, которая, однако, если бы она занялась изучением первобытных обществ, могла бы внести свой существенный вклад в понимание современных обществ. Но представляется безусловным, что, по мнению господ Батая, Лейриса, Кайуа и других профессоров Коллежа Социологии, марксистская социология не имеет ничего общего с наукой и не должна рассматриваться со всем тем вниманием, которое необходимо уделить университетской социологии.

[ Далее следует длинная цитата.. .]

Если соответствующую фразеологию избавить от велеречивого одеяния высокопарного стиля, претендующего на философскую строгость, но чаще всего дающего цветистую болтовню с использованием неологизмов, если попытаться самым глупым образом вычленить все три пункта этой программы, то, как мне представляется, на обыденном языке она вкратце будет такой.

Коллеж Социологии считает недостаточными работы университетской социологии.

Коллеж Социологии стремится быть не только сообществом ученых, но и «заразительным» сообществом.

Коллеж Социологии в особенности стремится отдаться изучению «сакрального», то есть понятия, которое выявляет свое присутствие в таких институтах, как религия и армия, рассматривает сакральное (так же, как власть и мифы) в качестве следствия определенного индивидуального опыта.

Из трех статей, которые следуют за этим изложением-представлением, статья господина Роже Кайуа «Зимний ветер» безусловно является заслуживающей наибольшего внимания по причине характера личности ее автора. В то же время мы можем без особого ущерба оставить в стороне «Ученика колдуна» господина Жоржа Батая и «Сакральное в повседневной жизни» господина Мишеля Лейриса.

Для всех тех людей, которые вот уже на протяжении дюжины лет следят за сочинениями господина Батая, публикуемыми различными авангардистскими изданиями, скорее всего, не осталось незамеченным то, что он постоянно путает, смешивая в темном и велеречивом языке высказываний грубое шутовство и эсхатологию, высказывания о низменных функциях человечества и о функциях мистических. Во всем творчестве господина Батая чувствуется воля, или, скорее, слабое устремление к власти, которо-

559


 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Захват издательских начинаний коллежа
Еще более медленном продвижении в овладении языком поговорок
Использовать строгую вежливость паритета
Коллеж социологии связал себя специально с изучением асоциальных форм
К политическому заговору

сайт копирайтеров Евгений