Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Роже Кайуа. Миф и человек. Галлимар. Автор последовательно рассматривает функцию мифа, его роль в мире и его роль в обществе. А для того чтобы исправить современную реальность, которая, говорит он, приносит изучающим ее людям почти все возможные неприятности, он требует от них известной бодрости духа в принятии решений и большой строгости в их осуществлении. Конечно, конечно. Но ведь все это, несмотря на то что автор стал в прошлом году основателем Коллежа Социологии, весьма далеко отстоит от всего того, что можно было бы назвать социальной наукой.

1939 Пьер Прево. «Коллеж Социологии». La Fleche, 26 мая 1939 г. (В публикации «Пьер Прево встречает Жоржа Батая», Париж, 1987, Коллеж занимает значительное место. А в том, что касается отношений между «La Fleche» и Коллежем, см. вводное примечание к выступлению Гуасталла «Рождение литературы» от 10 января 1939 г.).

Именно Франция оказалась в парадоксальной ситуации. Если она нередко оказывалась у истоков движений, которые коренным образом преобразовывали социальные структуры человечества, то теперь, напротив, она стоит в стороне от социальных переворотов, которые вот уже в течение двадцати лет потрясают Европу. Решительным действиям соседних

562


народов соответствует инерция французского народа. Этот последний как перед лицом угроз, так и перед лицом вызовов замыкается на себе самом, показывая неспособность к проявлению какой бы то ни было значительной инициативы.

И хотя это состояние причиняет серьезные неудобства, оно все же обладает с точки зрения агитации серьезными преимуществами. В частности, оно позволяет тем людям, которые в любое другое время или же в любом другом месте были бы вовлечены в горячку сражений, нацеленных на осуществление, сохранять хладнокровие и прозорливость, которых требует анализ событий и отработка суждений.

Поэтому трудно себе представить, если стать, разумеется, на позицию формы, аналогичную реализацию Коллежа Социологии в Германии или в России.

Коллеж Социологии был основан два года тому назад группой молодых людей, в качестве вдохновителей которых выступали Жорж Батай и Роже Кайуа, поставившие своей целью проведение исследований основополагающих структур человеческих обществ.

Решительно пренебрегая составляющими элементами собственно политических и экономических форм общества, форм, которые утверждались в целях поддержания его устойчивости как социальные в своей изначальной сущности, Коллеж Социологии связал себя специально с изучением асоциальных форм, то есть таких форм, которые имеют своей скрытой целью разрушение общества как установленной реальности. Эти частные структуры представлены в типичном плане военным миром и миром трагического, религиозного начала в самом широком смысле слова. И тот и другой мир имеют один общий элемент — конфликт, хотя его проявления в том и в другом оказываются совершенно противоположными. Военный конфликт завоевывает извне всю совокупность социального тела и всегда рискует, уничтожая существа и вещи, взорвать социальные формы; проявления трагического конфликта локализуются, напротив, в сердце индивида и вследствие этого имеют своей тенденцией не разрушение социальных структур извне, как это делают военные проявления, а изнутри, стремясь освободить человека от их принуждения. Но это устремление не только не ослабляет социальную спайку, но и усиливает ее, вызывая формирование сообществ, становящихся необходимым противовесом революционному устремлению «персонализации».

Серия социологических анализов позволила вынести достаточно ясные суждения по поводу массовых движений, которые потрясают современный мир. Марксизм, который считается только с социальными формами и утверждает, что необходимые изменения вызываются не человеческой инициативой, а влиянием исторических процессов, предстает как не революционный. Действительно, ибо революционным является только политическое устремление, имеющее своей целью освобождение человека от социальной тирании (убежденность, которую мы передаем, например, движению народного фронта формулой: экономика на службе человеку). Национал-социализм, изучение которого Коллеж Социологии сделал своей первоочередной задачей, устраняя трагическое и отдавая приоритет военному началу (в этом он уподобляется мусульманскому миру), построил чудовищную конструкцию, в которой все, как социальные, так и религиозные, формы поставлены на службу военному аппарату. А высшей целью этого аппарата является уничтожение социального тела.

563


Любое человеческое общество, для того чтобы не оказаться сведенным к элементам пустой рамки, образуемой исключительно политическими и экономическими структурами, должно сплотиться вокруг единого ядра, которое берет на себя груз придания жизни и смысла всей социальной совокупности.

Злым роком демократий является их сведение к тяжкой совокупности пустых рамок. Такая слабость несет в себе риск смертельной опасности для них.

Что касается фашизмов, то их основополагающий характер является военным, легко противостоящим бессилию демократий. Однако социальное тело, которое превалирующее место отдает военному аппарату, устремляется к своей собственной гибели. Дело в том, что война уже по своей сущности является источником всеобщего социального разрушения. Она имеет тенденцию разрушить как социальное тело, которое ее практикует, так и то, которое подвергается ее воздействию.

Поэтому революционные усилия должны быть нацелены прежде всего на организацию восстановления значимости трагических ценностей.

Между Коллежем Социологии и деятельностью Фронта существует множество связей — связей, которые идут не столько в плане учения, сколько в плане общей позиции. Правда, тот и другой стремятся решить различные задачи: первый стремится утвердить новую шкалу ценностей и вызвать духовный подъем революции, а второй хочет создать новые социальные формы, но при этом их намерения и действия не только не противостоят друг другу, но и взаимно дополняют друг друга.

1939 Робер Кантер. Обзор книги Роже Кайуа «Миф и человек» // Cahiers du Sud. XVIII . Март 1939. № 214. С. 257.

Наша цивилизация умирает (констатация Ницше) из-за своей атомарности, речь идет о двоякой атомарности индивида, который изолирует себя от общества и который в самом себе уже оказывается способным только на разобщенное существование (Ж. Батай). От этой двойной, психической и социальной, разобщенности лекарством может служить только миф, одновременно воздействующий и на эмоциональность, и на коллективность. Для членов Коллежа сакральной социологии стало совершенно ясным, что отныне любое учение, чтобы сохранять надежду воздействовать в будущем на людей, должно будет исходить из точки соприкосновения индивидуальных и социальных детерминаций. Главный интерес в его исследованиях, по мнению Кайуа, заключается в факте, что они представляют собой пусть пока еще отдаленные приготовления, но в конце концов именно приготовления к вычленению будущей позитивной мифологии. К сожалению, его социология не избегает в этом вечной проблемы перехода от науки к действию, от указаний к императивам: невозможно принять сугубо словесную диалектику, при помощи которой он силится (с. 10) выйти из положения, зимний ветер сметет все это с лица земли...

564


1939 Жан Полан. Письмо, адресованное Роже Кайуа, датированное 7 октября 1939 г., опубликованное в N.R.F., № 197, май 1969 г. («В память о Жане Полане»). С. 1012.

Лейрис оказался у черта на куличках, его направили в южный Алжир. Батай, судя по последним новостям, собрал свои книги в Н.Б. Он, несомненно, получил ваше письмо...

Я с нетерпением жду заявления о Коллеже Социологии. Как только я его получу, то стану думать о подписях. Полагаю, что Жид и Валери, помимо прочих, как будто готовы поставить их. Но о чем в этом манифесте конкретно пойдет речь? Я хорошо представляю себе, по каким пунктам (впрочем, Батай это достаточно отметил) гитлеризм может соответствовать положениям С. К. Даже если не считать ту самую власть, которая предоставляется тем людям, которые чувствуют себя достойными обладать ею. Мне менее ясно, что дало вам право третировать его как «нарыв, подлежащий вскрытию». Боюсь, что, если бы пришлось выбирать между либеральными демократиями и коммунистическим фашизмом, Ницше выбрал бы (с досадой) фашизм и т. п.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Пребывает во власти абсурда человеческих отношений
В этой картине 115властная функция колеблется между двумя полюсами один религиозный
Использовать тайное общество как средство для достижения какого либо политического
Прочтя перед аудиторией коллежа главу война
Однако эта сила может действовать в городе только таким образом

сайт копирайтеров Евгений