Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Олье Дени. Коллеж социологии

В. Ю. Быстров. Обезглавленный миф .....................5

Во главе Ацефала ..........................................................16

Добавление 1994 г ...........................................................21

Декларация об основании Коллежа Социологии («Ацефал», № 3-4,

июль 1937 г.) .....................................................................23

Сакральная социология и отношения между «обществом», «организмом» и «существом».
Жорж Батай и Роже Кайуа. Суббота, 20 ноября 1937 г .................31

Текст Жоржа Батая .........................................................34

Гегельянские концепции. Александр Кожев. Суббота, 4 декабря

1937 г ....................................................................................49

Текст Александра Кожева ..............................................54

Письмо Жоржа Батая .......................................................57

Животные сообщества. Роже Кайуа. Суббота, 19 декабря 1937г.. 63

Заметки Жоржа Батая .......................................................66

Сакральное в повседневной жизни. Мишель Лейрис. Суббота,

8 января 1938 г ....................................................................70

Текст Лейриса ......................................................................75

Коллежу Социологии. Жан Валь .....................................84

Влечение и отвращение. I . Тропизмы, сексуальность, смех и сле
зы. Жорж Батай. Суббота, 22 января 1938 г ................86

Текст Жоржа Батая .............................................................87

Влечение и отвращение. II . Социальная структура. Жорж Батай.
Суббота, 5 февраля 1938 г ................................................100

Текст Жоржа Батая ..............................................................101

Власть. Роже Кайуа. Суббота, 19 февраля 1938 г ........115

Текст Жоржа Батая ................................................................120

Структура и функции армии. Жорж Батай. Суббота, 5 марта

1938 г .......................................................................................... 134

Текст Жоржа Батая ..................................................................138

Братства, ордена, тайные общества, церкви. Роже Кайуа. Суббота, 19 марта 1938 г 145

Текст Жоржа Батая ..................................................................148

Письмо Роже Кайуа ..................................................................153

Сакральная социология современного мира. Жорж Батай и

Роже Кайуа. Суббота, 2 апреля 1938 г .................................. 163

Текст Жоржа Батая .................................................................... 166

Трагедия. Пьер Клоссовски. Четверг, 19 мая 1938 г ........ 168

Перевод «Антигоны» Кьеркегора. Пьер Клоссовски ....... 171

За Коллеж Социологии. «La Nouvelle Revue Francaise», № 298.

1 июля 1938 г ................................................................................. 194

Введение Роже Кайуа ................................................................. 195

Ученик колдуна. Жорж Батай .................................................... 199

Сакральное в повседневной жизни. Мишель Лейрис ........ 215

Зимний ветер. Роже Кайуа ............................................................ 215

Декларация Коллежа Социологии о международном кризисе. «La

Nouvelle Revue Francaise». № 302. 1 ноября 1938 г ............... 231

Двойственность сакрального. Роже Кайуа. Вторник, 15 ноября

1938 г .................................................................................................... 237

Текст Роже Кайуа .............................................................................. 238

Искусство любить и искусство воевать. Дени де Ружмон. Втор
ник, 29 ноября 1938 г ......................................................................... 263

Текст Дени де Ружмона ..................................................................... 267

Структура демократий и кризис сентября 1938 г. Жорж Батай.

Вторник, 13 декабря 1938 г ................................................................291

В Коллеже Социологии. Бертран д 'Астор .................................296

Рождение литературы. Рене М. Гуасталла. Вторник, 10 января 1939г. 299

Текст Рене Гуасталла .......................................................................... 307

Гитлер и Тевтонский орден. Жорж Батай. Вторник, 24 января

1939 г .................................................................................................... 322

Маркиз де Сад и Революция. Пьер Клоссовски. Вторник, 7 февра
ля 1939 г ................................................................................................. 328

Текст Пьера Клоссовски ..................................................................... 330

Последний день перед постом. Жорж: Батай. Вторник, 21 фев
раля 1939 г ............................................................................................. 348

Социология палача. Роже Кайуа ...................................................... 355

На Западе всегда были руководители сознания. Жюль Монро.

«Volontes». № 14. Февраль 1939 г ..................................................... 372

Шаманизм. Анатоль Левицкий. Вторники, 7 и 21 марта 1939 г. . 378

Текст Анатоля Левицкого ...................................................................... 381

Ритуалы политических объединений в Германии эпохи роман
тизма. Ганс Майер. Вторник, 18 апреля 1939 г .................................. 396

Текст Ганса Майера .............................................................................. 398

Праздник. Роже Кайуа. Вторник, 2 мая 1939 г ................................418

Текст Роже Кайуа ............................................................................... 421

Сакральный язык. Жан Полан. Вторник, 16 мая 1939 г ............ 450

О сакральном языке ........................................................................... 454

Радость перед лицом смерти. Жорж Батай. Вторник, 6 июня

1939 г ................................................................................................... 474

Текст Жоржа Батая ............................................................................. 476

Миф об английской монархии. Жорж Дютуи. Вторник, 20 июня

1939 г ................................................................................................... 485

Величие церемониала .................................................................... 490

На Западе всегда были руководители сознания: ответы на вопросы анкеты.
«Volontes». № 18. Июнь 1939 г ................................... 495

Пьер Клоссовски ............................................................................ 496

Жорж Дютуи ....................................................................................... 498

Рене М. Гуасталла .............................................................................. 499

Пьер Либра .......................................................................................... 505

Жан Полан ........................................................................................... 510

Коллеж Социологии ........................................................................... 511

Пьер Мабий ......................................................................................... 511

Жан Валь .............................................................................................. 513

Коллеж Социологии. Жорж Батай, Роже Кайуа и Мишель Лей-
рис. Вторник, 4 июля 1939 г ............................................................. 518

Текст Жоржа Батая ............................................................................ 519

Замечания Мишеля Лейриса ............................................................. 529

Эпилог ..................................................................................................... 532

Мишель Лейрис—Жоржу Батаю (3 июля 1939 г.) ....................... 533

Жорж Батай — Мишелю Лейрису (3 июля 1939 г.) ..................... 536

Мишель Лейрис — Жоржу Батаю (3 июля 1939 г.) ..................... 537

Жорж Батай — Мишелю Лейрису (5 июля 1939 г.) ..................... 538

Мишель Лейрис — Жоржу Батаю (июль 1939 г.) ........................ 540

Жорж Батай — Роже Кайуа (20 июля 1939 г.) .............................. 543

ПРИЛОЖЕНИЯ ...................................................................................... 551

Письмо Марселя Мосса Эли Элеви .................................................553

Примечания .............................................................................................556

Указатель журналов ..............................................................................580

Указатель имен 582


Олье Дени. Коллеж социологии

Коллеж социологии. — СПб.: Наука, 2004. — 588 с. ISBN № 5-02-026870-4 («Наука») ISBN № 2-07-032763-9 (Gallimard)
Книга, составленная Дени Олье, литературоведом и культурологом, профессором Йельского университета (США), является самым полным на сегодняшний день сводом материалов, имеющих отношение к Коллежу Социологии. Под таким именем приобрел известность уникальный кружок интеллектуалов, собиравшийся в Париже на свои заседания немногим более двух лет — с июня 1937 по июль 1939 г. Несмотря на кратковременность своего существования, это творческое сообщество, объединившее самых смелых авангардистов и самых оригинальных мыслителей Франции предвоенной поры, оставило после себя необычайно яркий след в европейской философии и культурологии.
Перевод книги Олье на русский язык открывает весьма интригующую и чрезвычайно важную страницу интеллектуальной истории Европы.

LE COLLEGE
DE SOCIOLOGIE
1937-1939
Textes de
Georges Bataille, Roger Caillois,
Georges Duthuit, Rene M. Guastalla,
Pierre Klossowski, Alexandre Kojeve,
Michel Leiris, Anatole Lewitzky,
Hans Mayer, Jean Paulhan,
Denis de Rougemont, Jean Wahl, etc.
PRESENTES PAR DENIS HOLLIER
GALLIMARD


КОЛЛЕЖ СОЦИОЛОГИИ
1937-1939
Тексты
Жоржа Батая, Роже Кайуа,
Жоржа Дютуи, Рене Гуасталла,
Пьера Клоссовски, Александра Кожева,
Мишеля Лейриса, Анатоля Левицкого,
Ганса Майера, Жана Полана,
Дени де Ружмона, Жана Валя и др.
Составлено ДЕНИ ОЛЬЕ
Перевод с французского Ю. Б. Бессоновой, И. С. Вдовиной, Н. В. Вдовиной, В. М. Володина
Под редакцией В. Ю. Быстрова
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
«НАУКА»
2004

DENIS HOLLIER

Составлено ДЕНИ ОЛЬЕ
Перевод с французского Ю. Б. Бессоновой, И. С. Вдовиной, Н. В. Вдовиной, В. М. Володина
Под редакцией В. Ю. Быстрова
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
«НАУКА»
2004

УДК 008 ББК 60.5 К 60

Редакционная коллегия серии «Классика социологии»
Н. А. Головин (председатель), С. И. Голод, А. В. Дука, О. И. Иванов,
Н. Г. Скворцов, X. Тюрель (Билефельд, Германия), А. Ф. Филиппов,
Р. П. Шпакова

©Editions Gallimard, 1979 et 1995 pour la presente edition
© Издание на русском языке, перевод на
ISBN 5-02-026870-4 («Наука») русский язык, оформление. Издательство
IBSN 2-07-032763-9 (Gallimard) «Наука», 2004

Суббота, 20 ноября 1937 г .

Первое торжественное заседание. Коллеж: Социологии вступает во владение местом, где он в течение двух учебных лет будет раз в две недели проводить свои собрания, сначала по субботам, затем по вторникам, в 21.30: в подсобном помещении книжных галерей, книжного магазина (кажется, католического) на ул. Гей-Люссака; — «просторного книжного магазина, в котором был большой зал», вспоминает Пьер Прево.

НЕУВЕРЕННОЕ НАЧАЛО

Батай и Кайуа, единственные вдохновители Коллежа с тех пор, как Монро игнорирует его работу, берут слово. Кайуа не был оратором. Андре Тирион описывает его как «крепкого юношу, выше среднего роста, с малоподвижным лицом, сохранявшим строгое и вопросительное выражение, и сдержанными манерами. Его очевидная застенчивость была одновременно следствием его прилежности и легкого заикания, иногда затруднявшего его речь» (Революционеры без революции. С. 331). Что касается Батая, Пьер Прево в своих воспоминаниях набросал портрет «человека лет сорока, массивного и солидного вида» (Прево. С. 11).

Кайуа открывает заседание. Но он не готовил свое выступление. Когда его в 1977 г . спрашивали о нем, он не мог вспомнить, чему оно было посвящено. Батай поблагодарил своего предшественника на трибуне за «общий исторический обзор социологической мысли», который тот представил. Не шла ли речь о комментарии к библиографии, которую они подготовили совместно? «Мы начали со ссылок на результаты, достигнутые современной социологией: Кайуа даже перечислил работы, которые послужили нам отправными пунктами», — говорит он в своем отчете 2 апре-


ля 1938 г . Фигурировал ли среди этих работ Монтескье? В одном письме Полану Кайуа именно к нему возводит социологическую генеалогию Коллежа : «Secundatus qui genuit Durkheimium qui genuit Coliegium Sociologicum» ( Переписка . С. 71). От духа законов к духу сект.

На следующий день после этой первой конференции Кайуа отправляется в Буве (он преподавал там латынь в лицее для мальчиков), и Батай сообщает ему о своих впечатлениях. «Дорогой Кайуа, я думаю, Вы отдаете себе отчет, что все происходившее вчера было далеко от совершенства в том, что касается нашей манеры изложения. Мне кажется, что было слишком много импровизации, слишком мало конкретных вещей: наши выступления были лишены ярких иллюстраций» (Ле Буле. С. 67). Батай настаивал, чтобы они согласовывали свои выступления. 10 ноября, передав Кайуа предложение Дени де Ружмона и Клода Шевали (Новый Орден) о «предварительных собраниях перед каждым докладом, во время которых докладчики давали бы представление остальным о том, что они будут говорить», он добавляет: «Не могли бы Вы в связи с этим подумать, о чем Вы будете говорить 20-го числа?» (Ле Буле. С. 65).

ПРОТИВ АНТРОПОЦЕНТРИЗМА

Хотя никаких письменных следов выступления Кайуа не осталось, две рукописи Батая все же имеют названия, включенные в повестку дня. Мы сначала представим первый из них, который он зачитал.

Обращение к Ницше и к Дюркгейму сочетается там с более чем сомнительными ссылками на некоего Бело и на последние теории физиков: не этим ли эклектизмом и объясняется недовольство конференцией, присутствующее в письме к Кайуа? Батай еще не нашел свой стиль.

Остановимся все же на космологическом (даже онтологическом) измерении, которое Батай сообщает сакральной социологии, внедряя социальную мысль в диалектику природы, насыщенную теориями современной физики. Это космологическое измерение появляется во множестве его эссе тех дней, таких как «Лабиринт (композиция существ)» (Recherches philosophiques. V . 1935—1936; И.С. I . С. 432—441) или «Небесные тела» (Verve. Весна 1938; И.С. I . С. 495—496 и 514—516). «Сам атом, — пишет он в „Лабиринте ", — состоит из слишком сложных элементов, чтобы его можно было легко определить» (с. 435).

Этим ссылкам на атомную физику Батай обязан контактам с Жоржем Амбросино и книгам, прочитанным по совету этого физика-атомщика. Среди книг, взятых в это время в Национальной библиотеке, — «Принципы квантовой механики» Дирака и «Понятие частиц и атомов» Ланжэвена, которые он цитирует в «Лаби-


ринте» (И.С. I . С. 435); «Дискуссия об эволюции вселенной» Джинса, Лемэтра, Де Ситтера и Эддингтона; «Теория атомов и описание явлений» Нилъса Бора.

 ΛΛΛ     >>>   

Он обращается к коллежу
Как описания турниров
533 критика 30 образом удержать
Так как древний тиран
Олье Дени. Коллеж социологии философии 11 коллежа
Философия Хевеши М.А. Толпа, массы, политика

сайт копирайтеров Евгений