Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

разрушение закономерно сопровождается реконструкцией социальной структуры и органов, стоящих во главе ее, они во всем стремились к формированию «ордена, который развивался бы и был бы строго наказывающей силой по всему земному шару, как единственно реальному освободительному и единственно возможному акту...» (Кайуа).

Между тем это сакральное сообщество, универсальное, но в то же время и тайное, казалось бы, должно было стать конечным результатом заговора, уже довольно старого, начатого в прошлом отдельными индивидами, которые разделяли его лозунги, хотя, по-видимому, оставались не связанными между собой. Их собственное существование, каждое в отдельности, составляло как бы этап этого заговора, а каждый из них в соответствии с тем, что задавалось его собственной судьбой, вырабатывал кодекс чести для этого сообщества, которое должно было наступить. Сад, Бодлер, Рембо, Ницше — так звали некоторых из тех носителей существования, которых Батай рассматривал как «существования для себя, подлинные в той мере, в какой все они сходились в стремлении сформировать орден, имеющий в качестве своей миссии создание внутри обыденного мира, мира функционального порабощения, сакрального мира целостности бытия.

1942 Андре Бретон. Легендарная жизнь Макса Эрнста, описанию которой предшествует краткое обсуждение касательно потребности в новом мифе. View, 1942. Воспроизведено в издании «Сюрреализм и живопись», 1965. С. 155.

Мой старый друг Президент Живописцев 1 в конце вкусного обеда, на который он пригласил меня в Нью-Йорке (он тоже был вынужден покинуть Европу, так как итальянцы никогда не простили бы ему его неучтивости), сказал мне, положив руку на мое плечо, которое прогнулось под ее тяжестью:

«А уверены ли вы, мой дорогой, что всё так и должно быть? Не окажется ли в результате человеческий род более чем когда бы то ни было поражен слепотой, не смеетесь ли вы надо мной. Разве добрые души, которые вы мне назвали, ратуют не за возврат к идолопоклонничеству, только управляемому! Тем не менее эти господа из Коллежа Социологии, которые забили в колокола в Париже, берут на себя тяжкую ответственность, запаздывая с кодификацией чистейшей глупости народа. В мое время умные и свободные люди...»

1942 Андре Бретон. Пролегомены к третьему манифесту за сюрреализм или против // V.V.V. № 1. Перепечатано в издании «Манифесты сюрреализма», 1962. С. 344.

Достаточно в конечном счете одного резкого потрясения земного шарика, подобного тому, который мы переживаем сегодня, чтобы неизбежно

1 Мы обязаны ему также публикацией «О культе двух фетишей», «Письмами об Италии» и т. п.


оказалась поставленной под вопрос если не необходимость, то по меньшей мере достаточность избранных мод в познании и включения в действие, которые привлекают человека в последний период истории. В порядке доказательства я могу указать хотя бы на то стремление, которое овладело весьма не похожими друг на друга, но входящими в число самых светлых и самых смелых на сегодняшний день умами, такими как Батай, Кайуа, Дютуи, Массон, Мабий, Леонора Каррингтон, Эрнст, Этьембль, Пере, Кала, Селигман, Энен. Речь идет о стремлении, как сказал я, дать готовый ответ на вопрос: что следует думать о постулате, будто «нет общества без социального мифа»? В какой мере можем мы выбирать (или принимать) и навязывать миф об обществе, которое мы считаем желательным для себя?

1943 Этьембль. Сообщение о публикации книги Жюльена Бенда «Большое испытание для демократий», Нью-Йорк: Изд-во Мэзон Франсэз, 1942 (появилось в «Lettres francaises». № 7-8, февраль 1943. С. 100).

Забавно, но он [Бенда] обвиняет Коллеж Социологии в том, что он-де проповедовал «интегральный рационализм», которому в мифе просто не находится никакого места. Верно, конечно, что всякая попытка, которая хотя бы в чем-то не опиралась бы на силу сакрального начала, нацеленная на возрождение демократии, оказывается тщетной. Пикантно, однако, что в тексте, который Бенда ставит в вину (но не цитирует при этом) Батаю, Лей-рису и Кайуа, эти последние как раз и требовали возврата к «коллективному способу существования, не считающемуся ни с какими географическими или социальными ограничениями и позволяющему сохранить хотя бы немного формы, когда угрожает смертельная опасность» («Nouvelle Revue Francaise» ноябрь 1938 г. [sic!]); самое большое, в чем можно упрекнуть Коллеж Социологии, когда зовешься Бенда и при этом ссылаешься на Ренувье, так это в чрезмерной симпатии, которую он выражал по отношению к мифам и сакральному. «Миф и человек», — пишет Кайуа, или же «Человек и сакральное»; а разве не Батай стал основателем «Ацефала»? Да, но между «Декларацией Коллежа Социологии» и «Большим кризисом демократий» находится статья, появившаяся в «Nouvelle Revue Francaise» в августе 1939 г. под названием «Социология священника», с довольно грубой, но, быть может, и проницательной критикой позиции Элефера: «Священник, желающий стать ангелом, становится глупцом... Это невыносимо и анархично, и вызывает рост как на дрожжах беспорядка и лжи». Очень может быть, что Бенда ни в коей мере не простил за эту статью. (И в таком случае надо отразить нюансы того, что в самом начале мы говорили о характере.)

По поводу расхождения между Кайуа и Бенда, на которое ссылается Этьембль в этих строках, и по поводу обстоятельств подготовки к публикации упоминаемого очерка Кайуа (очерк — «Социология писаря», который Кайуа повторит сначала в «Единении сильных», а потом — в «Подходах к воображаемому») можно прочитать в «Бюллетене Союза во имя истины». 12 марта 1938 г. Кайуа выступил с обвинением Бенда в узурпации клерикальной модели после выступления, сделанного этим последним

569


по поводу «Обожествления и близости к природе» в Союзе во имя истины. Документы заседания дают главное из этого выступления (которому предшествовало, впрочем, менее враждебное выступление синолога Этьембля): «Господин Роже Кайуа заявляет, что правосудие, рассматриваемое абстрактно, остается двусмысленным понятием, колеблющимся между идеей космического порядка (Фемида, Фас) и идеей справедливой компенсации (Дике, Юс); что «священник» может прикладывать ее мерку к конкретному событию, только посредством введения произвольного элемента, связанного с социальными или индивидуальными предпочтениями (племенными идолами, себялюбием), хотя его профессиональная деятельность как раз и нацелена на их разоблачение; что он не сможет получить власть иначе, как если она будет исходить от организованного корпуса в виде церкви, осуществляющей отчуждение личности у своих членов и навязывающей им такие формы отречения, которые коренным образом делают их отличающимися от светских людей; что светский человек, который претендует на статус «священника», не признавая ни его обязанностей, ни его отречений, становится виновным в узурпации титула и в каком-то смысле даже «воровства». («Бюллетень Союза во имя истины». Декабрь 1938 — январь 1939). 11 июня следующего года Кайуа, приглашенный в свою очередь Союзом во имя истины, говорил там о «Причинах и условиях интеллектуального возрождения».

«Социология клерка» отсылает, таким образом, к обмену мнениями, которые состоялись уже после Мюнхена, и к спорам по поводу кризиса демократий, происходившим 13 декабря 1938 г.

1944 Жан Валь. Французская философия в 1939 г. // Renaissance. I . 1. Январь-март 1943. С. 338.

Эта статья была написана еще до поражения. Когда Валь, эмигрировавший в Соединенные Штаты, опубликовал ее в журнале Свободной Школы высоких исследований Нью-Йорка, он добавил к ней такое замечание: «С тех пор как были написаны эти строки, в философском мире Франции произошло множество событий [...] Сначала я хотел оставить статью такой, какой она была в 1939 г. Я ничего не изменил в ней. Она была предназначена для „Nouvelle Revue Francaise"». В приложении к своей книге «Картина французской философии» (1946. Изд. Фонтен. С. 217) Валь вновь повторит этот список удостоенных награды конца года, в котором фигурируют в порядке очередности: Раймон Рюйе, Гастон Башляр, Жорж Гурвич, Владимир Янкелевич (автор «Альтернативы»,), Раймон Арон, Дальбиез, работы доктора Пишона, диссертация доктора Лакана, Сартр, Ружмон («Любовь и Запад»), Жан Горенье («Дух ортодоксии»/ Клоссовски со своими изысканиями по поводу де Сада, Ландсберга, Левинаса, Рашель Беспалоф. Статья заканчивается так: «Я думал обо всех этих иностранных выходцах, процитировав только некоторых из них, дома которых ныне составляют часть дома Франции». Эта фраза в связи с добавочным фактом, что ее автор является евреем, закрыла ее автору двери, дающие вход в N.R.F., в котором Дриё заменил Полана.

570


Вряд ли будет полезным, если я стану длинно распространяться по поводу Коллежа Социологии, несколько расплывчатого, хотя и волнующего предприятия. Но можно ли пытаться утвердить «сакральное» и одновременно пытаться изучать его? С первого дня рождения этого Коллежа на ум приходило возражение подобно тому, как оно приходит на ум при знакомстве с произведениями Дюркгейма, с которым вдруг возжелали связать себя молодые люди. Это был, скорее, Психологический Коллеж, в котором учились познавать Батая, Кайуа, Лейриса, лекарей-пациентов, каждый из которых наделил нас прекрасными вещами, а второй из которых в виде книги «Миф и человек» написал ценный философский труд, сухой, как он и хотел, но в то же время и плодотворный.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Бы вообще осталось от монархии без этих торжественных церемоний но здесь англия торжествует
Их фраза была поговоркой
Предстает как квинтэссенция скверны
Граждане демократии действительно уже
Правильным устранением трудностей существования

сайт копирайтеров Евгений