Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Древнему миру слишком был свойствен стихийный материализм, чтобы не ценить земную жизнь бесконечно выше жизни в царстве теней.

Ф. Энгельс (1, 22, 4S3) .

Единство в многообразии

Проблемы, которые встают в связи с изучением происхождения философии, многочисленны и трудноразрешимы, потому что не хватает источников, чтобы проследить, как из полумглы первобытности люди вышли на путь открытий и изобретений, как у них складывались и развивались материалистические взгляды на природу.1

Наука доказала единство происхождения человечества, развития его языка и мышления, духовной деятельности на основе единства прогресса материального производства. Все народы имели одинаковые биологические возможности для своего умственного развития и обладали однородным мышлением. Еще в 1758 г. передовой французский мыслитель Антуан Гоге в трактате «О происхождении законов, искусств и наук» доказывал «единство умов» и одинаковую психическую полноценность всех народов.

Многие современные буржуазные философы-идеалисты отвергают возможность существования у первобытного человека интеллекта, достаточного для того, чтобы рассуждать. Так, например, Ортега-и-Гассет утверждает, что

1 См.: М. И. Шахнович. Первобытная мифология и философия. Предыстория философии. Л., 1971.

47

«не соответствует действительности, что древний человек будто бы обладал способностью думать» (109, 66). Попытки полностью оторвать художественно-образное мышление от абстрактно-логического приводят к тому, что сознание первобытного человечества лишается познавательной ориентации и противопоставляется логическому и рациональному интеллекту современных людей. Не было человека, у которого отсутствовали бы вообще какие-нибудь понятия, они возникали вместе с речью. Способ создавать слова и пользоваться ими для обозначения предметов, обладающих определенным сходством, предполагает способность различения, определения и отвлечения общих признаков, что и составляет суть понятия. Великий русский физиолог И. М. Сеченов писал: «Основные черты мыслительной деятельности человека и его способности чувствовать остаются неизменными в различные эпохи его исторического существования, не завися в то же время ни от расы, ни от географического положения, ни от степени культуры» (74, 173).

К сожалению, среди советских ученых нет единого мнения по этому вопросу. В девятом номере журнала «Вопросы философии» за 1971 г. один автор пишет, что в первых десятилетиях нашего века доктрина о неизменном внеисторическом характере человеческого мышления была поколеблена в самой своей основе. Громадный вклад в изучение особенностей примитивного мышления был внесен работами Леви-Брюля и его школы, доказавших, что мышление «нецивилизованных» народностей не только в количественном, но и в качественном отношении существенно отличается от мышления человека европейской культуры, у них другое мышление, другие формы и законы, хотя оно подчас не менее последовательно, чем наше логическое мышление. Другой автор в том же номере журнала утверждает, что сегодня относится уже к прошлому науки наивная мысль об отличии форм и способов мышления и сознания «примитивных» бесписьменных народов от формы и способов мышления и сознания «цивилизованных» народов (постулат прелогизма у Леви-Брюля). Сторонники первой точки зрения ссылаются на то, что у людей в течение веков изменялись представления о времени, пространстве, причинности и т. д., но из этого не следует, что изменялся и сам способ мышления. Известный французский археолог А. Леруа-

48

Гуран в труде «Религии доистории», опубликованном в Париже в 1964 г., доказывает на многочисленных фактах, что с самого начала гомо сапиенс или его ближайший предшественник вел себя как и современный человек.

В последние годы в буржуазных странах опубликованы сочинения о первобытных религиозных верованиях, в которых авторы ищут «философию» на чувственно-конкретном уровне. Во многих книгах утверждается, что монизм был уже в тотемизме (у индейцев алгонкин «ото-тем» означает его род) — вере в сверхъестественную родственную связь между членами группы, рода и тем или иным видом животных, растений, предметом или явлением природы, в происхождение от них, во взаимную с ними магическую связь. Тотемизм, по мнению этих авторов, выражал «первозданную экзистенциапистическую деятельность и мироощущение», был первой формой отражения общего в мировоззрении людей, осознания единства их и окружающей среды. Абстрагирующая сила воображения превращала более общее в отдельное существо — тотем. В некоторых тотемистических обрядах отразилась будто бы примитивная диалектика: представление о том, что жизнь есть смерть, а смерть есть жизнь. Об этом же свидетельствует вера в возможность явлений душ покойников, обряд окрашивания красной охрой при захоронении, тотемная символика.

Тотемизм — сложный комплекс верований и обрядов раннеродового общества. Он выражался в вере в происхождение от предков — фантастических существ: полулюдей, полуживотных, полурастений или предметов, обладающих способностью реинкарнации. Тотемная группа носит имя вида животного, растения или предмета и верит в родство со своим тотемом и в перевоплощение тотема в членов рода, и обратно. Родовая группа почитает тотем, соблюдает частичный или полный запрет на поедание вида животных или растений, имя которого она носит. В тотемизме кровнородственные связи переносятся па внешний мир, предметы окружающей природы кажутся человеку связанными с ними теми же родственными связями. Это превратное отражение действительности в форме тотемов. Поразительно то, что идеалисты ученые, рассуждающие о «монизме» тотемизма, отождествляют его с философским монизмом, даже не замечают, что в ранне-

49

родовом обществе верят не в один тотем, а в их множество, между которыми будто бы существуют сложные взаимоотношения, верят в разных духов. Из тотемизма, который начинает распадаться в развитом материнском роде, не могли возникнуть философские понятия, появившиеся лишь в раннеклассовом обществе.

Религиозное самоотчуждение, разделение мира на воображаемый и действительный, что так характерно, по Марксу, для религиозного отражения, имело форму естественного и сверхъестественного. Религиозное противопоставление материального духовному неизбежно развивалось из того, что жизнь человека как бы раскололась на два мира: на мир людей и мир духов. Некоторые авторы утверждают, что идея сверхъестественного уменьшала чувство неуверенности и страха перед силами природы, а поэтому играла прогрессивную роль в развитии общества. В действительности же вера в сверхъестественные силы и возможность влияния их на людей запугивала человека. Описывая быт группы австралийских племен курнаи, их исследователь А. Хауитт сообщал, что жизнь каждого курнаи протекала в страхе перед опасностями явными и скрытыми. Он не знал, когда подстерегающий его человек из соседнего племени браджерак пронзит его сзади копьем, так же как не знал, когда тайный враг из своего же племени сумеет опутать его чарами, от которых нет спасения. Другой этнограф рассказывал о верованиях племени бангала из верховьев реки Конго, что они основаны на страхе, внушаемом многочисленными невидимыми духами, которые будто бы окружают людей со всех сторон и постоянно стараются навлечь на них болезнь, несчастье и смерть.

Определенное единство структуры религиозного сознания различных племен и народов позволяет установить у них при наличии сходных социально-экономических основ жизни любопытные параллели в развитии мифов и культов. Некоторые ученые увлекаются отыскиванием общего в предыстории древнегреческой философии и в духовной культуре народов Тропической Африки. Д. Фергюсон указывал, что в Тропической Африке имеются тональные языки, каким был и древнегреческий язык, оракулы, жертвоприношения, религиозные драматические танцы, как и в Элладе. Поэтому он, так же как и Р. Хортон, считает, что исследование зачатков философской мысли в Тро-

50

пической Африке поможет реконструировать начало древнегреческой философии как научного мышления, освобождающегося от мифологических представлений. Об этом говорили на II конгрессе африканских деятелей культуры в Дакаре в 1967 г. Многие утверждали, что философскую мысль следует искать в духовном наследии африканских народов, но не в форме концептуальных систем, которых не было, а в скрытом виде во всех проявлениях духовной деятельности людей. Альюн Диоп считал, что «наука не является чуждой Африке. В лесах, саваннах и пустынях скрыт громадный резервуар знаний» (30, 209). Известны попытки отыскать имплицитную философию в языке, мифологии, фольклоре различных африканских народов, однако авторы очень часто растворяют зачатки философии в религиозных верованиях.

Эмбрионы философии появлялись всюду — и в тропических странах Африки, и в холодных тундрах Сибири. В создании предпосылок философии участвовали все народы. Специфическое философское видение мира могло возникнуть лишь после отделения умственного труда от физического и начала выделения человеком себя из природы. Первоначально он не осознавал своего отличия от внешнего мира, относился к природе, по словам Маркса, как к принадлежащему ему неорганическому телу. Это тождество природы и человека было основой древней мифологии, в образах которой люди олицетворяли природные и социальные силы, господствующие над ними в их повседневной жизни. Английский философ XVIII в. Давид Юм объяснял в своей «Натуральной истории религии» (1755 г.) сущность мифологии в перенесении человеческих представлений и свойств на природу. Философия — антитеза мифологии — как абстрактно-теоретическое сознание требует систематизированного изложения в форме понятий итога рационального познания мира. А. Г. Спиркин в книге «Происхождение сознания» очень ярко и убедительно показал, как у человека сформировались и развивались логические категории качества, количества, пространства, времени, причинности и закона, изучение которых стало предметом возникшей философии. Теоретическому выводу древнегреческого философа Лев-киппа: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости» — предшествовали образные изречения различных

51

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Плутарх составил пир семи мудрецов
Чарваки выводили сознание непосредственно из комбинации четырех первоэлементов бытия
Древнеиндийские материалисты доказывали право человека на удовлетворение разумных потребностей человека мудрость
В капиталистических странах многие буржуазные философы идеалисты часто называют библию великой
Пока с дельфийского треножника возвещалась явная мощь самого греческого духа ответил вопросы

сайт копирайтеров Евгений