Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Солон ответил: «Петухов, фазанов и павлинов». Когда у Солона спросили, наилучшие ли он написал законы для афинян, он ответил; «Из тех, какие они могли принять». Солон оплакивал умершего сына. Кто-то произнес: «Ты этим не поможешь». «Поэтому-то я и плачу, — сказал Солон, — что не могу помочь». Ему приписывали авторство изречений: «Законы подобны паутине: слабого они запутывают, а сильный их прорвет», «В великих делах всем нравиться нельзя», «Кто для многих страшен, тот должен многих бояться», «Кто не доставляет пропитание родителям своим, тот должен быть подвергнут бесчестию», «Проводящего жизнь в праздности, всякий может обвинить перед судом», «От богатства рождается пресыщение, а от пресыщения наглость», «Начальника, замеченного в пьянстве, наказывать смертью», «Требуя ответа от других, и сам давай отчет», «Советуй не то, что всего приятнее, а то, что всего лучше», «Нашедший хорошего зятя, нашел себе в нем сына, а нашедший дурного, потерял и дочь» и т. д.

Спартанец Хилон из Эфор прославился ответами на вопросы. «Чем отличается образованный от необразованного?» — спросили его. «Добрыми надеждами», — был ответ. «Что бывает трудно?» — «Умолчать о тайне». Какой-то человек хвастался тем, что он не имеет ни одного врага. Хилон спросил: «Быть может, ты не имеешь ни одного друга?». Хилон сочинил изречения: «О покойнике худо не говорят», «Обуздай язык, особенно на пиру», «Не допускай, чтобы язык забегал вперед ума», «Богатство служит более к злу, нежели к добру», «Дорожи временем», «Не будь в тягость другим» и т. д.

Законодатель Питтак, правивший десять лет в городе Митилене на острове Лесбос, известен ответами на вопросы: «Что не ясно?» — «Будущее»; «Что верно?» — «Земля»; «Что неверно?» — «Море». Питтаку приписывались изречения: «Всему свое время», «Корысть ненасытна», «Взятое в залог следует возвращать», «Самое злое из диких животных есть тиран, а из домашних — льстец», «Держись истины, верности, опытности, правдивости, дружбы» и т. д.

Биант из малоазиатского города Приены в Корни так ответил на вопросы: «Что трудно?» — «Спокойно переносить перемену дел к худшему»; «Что сладко?» — «Надежда»; «Каким делом человек наслаждается?» — «По-

216

лучением прибыли»; «Кто наилучший советник?» — «Время». Бианта называли автором изречений: «Несчастен тот, кто не переносит несчастья», «Приятнее производить суд между врагами, нежели между друзьями», «Плавающий на судне не находится ни в числе живых, ни в числе мертвых» и т. д.

Клеобул, правитель города Линда на острове Родос, сочинил загадку о годе: «Один отец имеет 12 сыновей, у каждого из них по 30 дочерей, одни из них белы, а другие черны. Все беременны, но умирают». Он был автором таких афоризмов: «Что ненавидишь, того не желай другому», «Когда выходишь из дома, подумай, что намерен сделать, а когда снова войдешь в дом, подумай о том, что сделал», «Люби больше слушать, нежели говорить», «В счастье не превозносись, а в несчастье не падай духом», «Мудрый человек ненавидит ложь», «Кто держится во всем середины золотой, тот в жизни обретет и счастье и покой» и т. д.

Периандр Коринфский так ответил на вопросы: «Что самое великое?» — «Здравый смысл»; «Что такое свобода?» — «Чистая совесть»; «Что причина всего?» — «Время». Периандру приписывают авторство афоризмов;

«Народное правление лучше тирании», «Будь готов умереть за отечество», «Лучше умереть в бережливости, чем жить в нужде», «Несчастья свои скрывай, чтобы не обрадовать врагов своих», «Ржавчина съедает железо, а зависть — душу», «Ничего не следует делать из-за денег», «Что ты обещал, то исполняй», «Допустив ошибку, исправляй ее», «Выжидай благоприятного времени» и т. д.

К числу семи мудрецов иногда вместо Периандра причисляют Анахарсиса. Он ответил на вопросы: «Какие из кораблей самые безопасные?» — «Вытащенные на берег»; «Что в людях является добрым и вместе злым?» — «Язык».

К семи мудрецам относили и Эпименида, автора изречений: «Прорицателям известно уже только совершившееся», «Виноград приносит три грозда: первый грозд — удовольствие, второй — опьянение, третий — неприятности», «Язык, чрево и похоти обуздывай» и т. д.

Мудрецы пытаются объяснить происхождение и сущность нравственности, исходя из своего житейского опыта. «Сами философы являются живыми образами, живыми

217

художественными произведениями, и народ видит, как они возникают из него самого в пластическом величии; там, где, как у первых мудрецов, их деятельность формирует всеобщее, их изречения являются субстанцией, признаваемой на деле, — законами..., — писал К. Марко. — Прорицания дельфийского Аполлона являлись для народа божественной истиной, скрытой в полумраке неведомой силы, лишь до тех пор, пока с дельфийского треножника возвещалась явная мощь самого греческого духа; народ относился к ним теоретически лишь до тех пор, пока в них отражалась сама теория народа, облечённая в слово... Таковы же были и эти мудрецы» (2, 188).

Первый философ

До нас дошла народная легенда о том, что в VI в. н. а. мудрость перестала считаться уделом пифий из Дельфийского храма. Бог Гефест изготовил для них золотой треножник. Его похитили и бросили в Косское море. Когда милетские рыбаки выловили из моря треножник, то между ними и коссцами возникла ожесточенная вражда за обладание им. Дельфийский оракул, к которому обратились за разрешением спора, изрек, что вражда прекратится тогда, когда треножник окажется в доме мудрейшего мужа. Каждому из семи мудрецов был поднесен треножник, но никто из них не счел себя достойным такой чести и передавал его другому мудрецу. В конце концов треножник был поднесен Фалесу.

По другому варианту легенды, лидийский царь Крез послал золотую чашу мудрейшему и» эллинов. Она попала в Дельфийский храм, а оттуда ее переслали Фалесу. В этой легенде, отразившей переход от религии к философии, выражена идея о том, что теперь носителем мудрости стал ученый купец, а не жрец, истолкователь вещаний пифий Дельфийского оракула Аполлона, как это считалось раньше. Пифии жили при Дельфийском храме, построенном на месте гибели чудовищного змея Пифона, побежденного богом солнца Аполлоном. Пифии были связаны с культом змей и поэтому наделялись мудростью, символом которой была змея.

Фалес отбросил вторую половину изречения, написанного на фронтоне Дельфийского храма: «Познай самого

218

себя — и ты познаешь богов и вселенную», отвергнув необходимость познавать богов. Он стал задолго до Сократа автором знаменитого афоризма — «Познай самого себя».

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Во влияние звезд на жизнь людей
Древневосточную религиозную мысль нетрудно отнести к философской
Которым трудился под солнцем
Новые открытия в восточной части средиземного моря разрешили загадку атлантиды
Китайцы по крайней мере за полторы тысячи лет до нашей эры производили наблюдения над

сайт копирайтеров Евгений