Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В древнеиндийских литературных памятниках сохранились свидетельства существования материалистических и атеистических воззрений. Они известны под названиями «настика», «чарвака», «локаята». Последователи настика — люди, отрицающие все, что не может быть воспринято чувствами. Сторонники чарвака — неверующие, заботящиеся только о хлебе насущном. Слово «чарвака», возможно, образовалось из двух слов: чар — четыре и вак — слово, так как чарваки считали, что мир состоит из четырех первоэлементов: огня, воды, воздуха и земли. Слово «локаята» означает мнение простых людей. Последователи локаята — люди, отрицающие все потустороннее, заботящиеся только о земном, а не о небесном. Едва ли настика, чарвака и локаята были разными течениями древнеиндийского материализма, скорее всего это одна и та же философия, которую называли различными словами. Возможно, что она появилась среди тех слоев населения, которые выступали против брахманизма и буддизма. Древнеиндийский философский материализм имел свои истоки и в стихийных материалистических воззрениях народных масс, живших еще в условиях первобытнообщинной демократии. Сочинения чарваков или локаятиков

171

были уничтожены брахманами, а поэтому о воззрениях древнеиндийских материалистов можно судить лишь по полемическим выступлениям против них.

В IX—? вв. п. э. Харибхадра написал трактат «Собрание шести философий», в котором описал и философию локаята: «Локаята считает, что не существует ни бога, ни освобождения, ни дхармы, ни недхармы, а также нет воздаяния ни за добродетельное поведение, ни за порочное... Локаятики утверждают, что существует только тот мир, который воспринимается чувствами... О прекрасная! Будем есть и пить, ведь прошлое, о пре-краснобедрая, не принадлежит тебе. О боязливая, поистине прошлое не возвращается. Это тело только сочетание (элементов)... Для них основа создания—четыре элемента: земля, вода, огонь и воздух. Средством же познания признаются только органы чувств. Из сочетания земли и других элементов возникает и тело и т. п.; и как от (смешения) составных частей напитка (возникает) опьяняющая сила, точно так же возникает и „я" (атмата). Поэтому отказ от видимого во имя невидимого чарваки считают глупостью этого мира» (7, 152—153}.

Основателем учения чарваков одни ученые считают Брихаспати, другие Дхишана, третьи Уддалаку. Бри-хаспати изображается в ведах как полубог или герой, который учит злых духов критиковать брахманов, чтобы добиться гибели этих бесов. Ему приписывается авторство двух антибрахманских ведийских гимнов. Возможно, что Брихаспати вообще никогда не было. Он создан фантазией брахманов для объяснения происхождения материалистических и атеистических взглядов асуров (демонов). Религиозные верования «шрути» считались откровением богов, а воззрения, критиковавшие вымыслы жрецов, — «тайным знанием» демонов. Мудрен Дхишан, вероятно в VII или VI в. до н. э., критиковал веды, считал их созданием лицемерных ханжей, алчных мошенников.

В. Рубен доказывает, что Уддалаки Аруни, живший, вероятно, в VI—V вв. до н. э., первый разработал философскую систему индийского материализма. Он был гилозоистом, не лишенным идей пантеизма, отстаивал учение о сат — вечной, вездесущей и несотворенной материи, проникнутой собственным творческим началом, исключающим существование какой бы то ни было нематериальной силы в качестве творца. В «Чхандогья-

172

упанишаде» (VI в. до н. э.) излагается диалог Уддадаки со своим сыном. Уддалаки говорит ему: «Только сущее, дорогой мой, только сущим был этот мир вначале, этим одним без чего-нибудь другого. Некоторые говорят:

„Несущее было вначале, но одно, без другого. Из этого несущего и возникло сущее". Но как же оно могло так стать? Как же из несущего могло возникнуть сущее? Скорее было только одно сущее в начале этого мира, оно одно единственное, без чего-либо другого». По мнению Уддалаки, существуют три элемента, которые породили мир:

первичная твердь (земля), жар (огонь), влага (вода).

От Уддалаки и пошло учение чарваков или локаяти-ков. По учению чарваков, основа всего сущего — огонь, вода и земля, но впоследствии число первоэлементов было расширено до четырех (добавили еще воздух), а затем до пяти (добавили эфир, или пустое пространство). Примитивный материализм был не в состоянии правильно объяснить отношение материи к сознанию. Чарваки выводили сознание непосредственно из комбинации четырех первоэлементов бытия, не понимая качественной специфики сознания, которое к материи не сводится. Единственным источником познания природы признавалось чувственное восприятие. Существует только этот мир, а другого мира нет. Один из чарваков — Аджита Кеша-камбали, живший, возможно, в VI в. до н. э., учил:

«Человек состоит из четырех элементов. Когда он умирает, все земное в нем возвращается в землю, жидкое — в воду, тепло — в огонь, ветер — в воздух, а его способности уходят в пространство... Глупые и мудрые после распада тела одинаково погибают, уничтожаются и после смерти больше не существуют» (95, 261). Он говорил:

«Нет таких вещей, о царь, как милостыня, жертвоприношение или подаяние. Нет ни плодов, ни результатов добрых или дурных поступков... Когда люди говорят, что в ней есть какая-то выгода, то это бессодержательная ложь, пустая болтовня» (95,261).

Известны различные виды доказательств чарваков для опровержения существования души, независимой от тела. Они утверждали, что «после смерти нет сознания»:

«Срубленное дерево вырастает вновь из своего корня, но из какого корня вырастет срубленный смертью человек? Не говорите — из семени, ибо оно производится только живущим». Многие изречения чарваков стали послови-

173

цами: «Когда тело превращается в золу, нет больше ничего», «Мудрый и глупый с распадением тела обречены разрушению и уничтожению, оба после смерти—ничто», «Наслаждайся, пока живется», и т. д.

В древнеиндийской литературе сохранились сведения о спорах по вопросу, сотворен ли мир богом или нет. Насчитывалось 18 различных мнений об этом. Многие мыслители утверждали, что сотворения мира не было, как не было и бога-творца. Когда одного брахмана попросили разъяснить, что такое творец, он ответил молчанием. Когда же его попросили во второй раз и затем в третий раз, он сказал: «Я тебе объясню, но ты не поймешь: это молчание». Когда другого мудреца спросили, куда девается душа после смерти человека, он ответил: «Дай мне твою руку, только мы двое можем знать об этом, ни слова никому другому». Вольнодумец Каутса (V в. до н. э.) критиковал веды, так как они полны противоречий:

«То сказано: один бог — Рудра и нет другого бога, то говорится: несчетны сонмы Рудр над землей».

В 1927 г. Ф. И. Щербатской опубликовал статью «К истории материализма в Индии», в которой привел список двенадцати индийских памятников, упоминающих о древнеиндийских материалистах. Он писал: «Нигде, пожалуй, дух отрицания и возмущения против оков традиционной морали и связанной с ними религии не выражался так ярко, как среди индийских материалистов» (99, 1—2). Ф. И. Щербатской приводил их стихи:

Богослужение, священное писание, посох отшельника

и аскетизм —

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Так как они свои материальные начала отождествляли с божествами философия философии
Человек
Мюллер объяснял поразительное развитие философии в древней греции преимущественно тем
Философское знание 15 критика теологизации происхождения философии 31 глава вторая мудрость в
Разгадка возникновения философии заключается в развитии рабовладения

сайт копирайтеров Евгений