Пиши и продавай! |
>
Шахнович М. Происхождение философии и атеизмГлава первая С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ?Сердце духовной культуры 3Христианская теология и философское знание 15Критика теологизации происхождения философии 31Глава вторая МУДРОСТЬ в ОКОВАХЕдинство в многообразии 47Существовала ли философия у нагуа? 63У колыбели этики 71Вольнодумцы Двуречья 85Литература премудрости 92Знание на службе жрецов 108Зачатки философии 116Звездная лжефилософия 123Культ неба и философия 137Рождение индийской философии 156Глава третья УТРО ФИЛОСОФИИ«Атлантида — колыбель мудрости» 177Причины «греческого чуда» 185Мифология и философия 197Поэзия и философия 204Семь мудрецов 210Первый философ 218Будущее философии 237Цитируемая литература 246Издательство «Наука» Ленинградское отделение Ленинград 1973 НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКАЯ СЕРИЯ Профессор Ленинградского государственного университета д-р филос. наук М. И. Шахнович известен как автор книг «Ленин и проблемы атеизма», «Гойя против папства и инквизиции», «Современная мистика в свете науки» и др. В этой книге М. И. Шахнович в живой, увлекательной форме рассказывает о происхождении философии, продолжая изложение проблемы ее истоков, начатое им в книге «Первобытная мифология и философия. Предыстория философии», опубликованной издательством «Наука» в 1971 г. Автор критикует вымыслы богоискателей о религиозных основах философии, модные в капиталистических странах «гипотезы» о фантастических древних государствах Атлантиде и My—«колыбелях мудрости», показывает, как в борьбе с религиозными суевериями родились натурфилософия и этика, знакомит с выдающимися мыслителями Древнего Востока, с семью мудрецами Эллады и возникновением материалистической философии. Книга предназначена для широкого круга читателей, особенно для тех, кто интересуется вопросами научного атеизма, философии и этики.
Первый шаг к философии — неверие. Дени Дидро Сердце духовной культурыВ эпоху перехода от капитализма к социализму революционное преобразование мира, стремительный научно-технический прогресс, новая естественно-научная картина Вселенной вызывают у народных масс жажду знаний, интерес к философскому решению жгучих проблем современности. В условиях великих социальных и научных свершений возникают кардинальные животрепещущие вопросы, требующие философского осмысления: каков магистральный путь развития человечества; к каким социальным последствиям может привести происходящая научно-техническая революция? Сегодня, когда осталось немного более четверти века до наступления XXI столетия, особенно отчетливо видна неизбежность победы социализма в мировом масштабе. Многие буржуазные мыслители в страхе перед тем, что история общества развивается по Марксу и Ленину, выдают кризис своего сознания за всеобщий кризис человеческого мышления, говорят о настоящем и будущем с истеричным отчаянием, переходящим в панику, изощряются в пессимистических определениях грядущего столетия как «века страха», «периода безумия», «эры упадка», предсказывают гибель «технотронного» (техника плюс электроника) общества. Известный американский философ Джордж Сантаяна назвал жизнь будущих людей нормальным сумасшествием, а французский философ Альбер Камю — господством абсурда. «Существует лишь одна действительно серьезная философская проблема, — восклицал он.—Это проблема самоубийства» (103, 131),l Испанский философ Хозе Ортега-и-Гассет сравнивал себя с клоуном, которого директор цирка послал на манеж сообщить, что начался пожар, а зрители не трогаются с места, так как привыкли к тому, что клоун только шутит. Он определил грядущую эпоху как «время чумы», предрекая величайшую катастрофу во всемирной истории из-за «восстания масс». Указывая на подобные идеи реакционной философии, В. И. Ленин отмечал, что «отчаяние свойственно тем классам, которые гибнут», тем, «кто не понимает причин зла, не видит выхода, не способен бороться» (3, 20, 41). Апокалиптические пророчества буржуазных мыслителей, проникнутых чувством обреченности, безвыходности, утративших веру в социальный прогресс, очень выгодны для религии, уводящей людей на бесплодный путь богоискательства, призывающей преклонить колена перед богом — «альфой и омегой мудрости» — во времена, когда якобы «близок конец света». Однако сама религия переживает глубокий кризис, потому что народные массы во всех странах разочаровываются в ее вероучениях. Закрывая Второй ватиканский собор 7 декабря 1965 г., папа Павел VI характеризовал нашу эпоху как «время, когда забвение бога стало правилом..., когда на светский дух стали смотреть как на логическое следствие, вытекающее из современного мировоззрения» (104, 41). Второй ватиканский собор указал в пастырской конституции «О церкви в современном мире», что «критический дух очищает религиозную жизнь от магического понимания мира и от суеверных пережитков... Все большее количество людей фактически отходит от религии. Отрицание бога и религии или же игнорирование их не является, как в прошлом, чем-то необычным и исключительным: это нередко теперь представляется как 1 Первое число в скобках — порядковый номер в списке цитируемой литературы, полужирным обозначен номер тома, курсивом — страница. 4 Философия 137 рождение индийской философии 156 глава третья утро философии атлантида колыбель |
|
|
|