Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

рая глаголет их устами; в них раскрываются элементарные силы нравственной жизни. Поэтому они отчасти являются и деятельными творцами политической жизни, законодателями» (2, 131).

Возможно, что многие изречения семи мудрецов связаны с древнеегипетской дидактической литературой. Известен греческий остракон III в. до н. э. из Дейр эль Бахри «Наставления Аменофа». Эти наставления египетского мудреца времен XVIII династии обожествленного Амено-фиса сына Паапия аналогичны многим изречениям древнегреческих семи мудрецов. Таблички с наиболее знаменитыми из этих изречений были помещены в Дельфийском храме. Один неизвестный античный поэт сообщает о них:

Семь мудрецов называю — их родину, имя, реченье:

«Мера важнее всего», — Клеобул говаривал Линдский;

В Спарте: «Познай себя самого», — проповедовал Хилон;

Сдерживать гнев увещал Периандр, уроженец Коринфа;

«Лишку ни в чем!» — поговорка была милетинца Питтака;

«Жизни конец наблюдай», — повторялось Солоном Афинским;

«Худших везде большинство», —говорилось Биантом Приенским;

«Ни за кого не ручайся», — Фалеев Милетского слово.

(6,339)

Меандрий Милетский в IV в. до н. э. собрал изречения, приписываемые семи мудрецам. Афинский политический деятель и философ Деметрий Фалерский (385— 320 гг. до н. э.), ученик Феофраста, критически обработал это собрание афоризмов и придал ему форму «канона». Точность распределения авторства изречений между семи мудрецами очень условна. До нас эти изречения дошли в передаче позднего античного компилятора Стобея. Плутарх составил «Пир семи мудрецов», в котором приводит их изречения о государственном управлении и домашнем устройстве.

Семь мудрецов считались авторами изречений, обобщающих жизненный опыт, сложившийся в Древней Греции к VII в. до н. э., когда там возникли новые нравственные отношения под влиянием появления частной собственности и антагонизма между богатыми и бедными. В это время возникают изречения: «Деньги — человек, а неимущий — нечеловек», «Прибыль всегда сладка, даже когда она плод лжи», «Нет предела людскому стремлению к наживе». Мудрецы требуют: «Все в меру», «Мера

214

важнее всего», «Держись меры», «Соблюдай меру в приобретении богатства».

Среди изречений свода Деметрия Фалерского встречаются афоризмы, отражающие новое моральное сознание: «Трудом приобретай состояние», «Лови, что полезно», «В договорах будь тверд» и т. д. Теперь стали ценить не аристократические добродетели, а мудрость, знание: «Лучшее сокровище — мудрость», «Отбрось неразумие, полюби размышление», «Проводником своим делай разум».

В VII—VI вв. до н. э. появляются поэты, сочиняющие нравственные изречения, басни, анекдоты и загадки, в которых отражаются интересы демократии. В первой половине VII в. до н. э. Гесиод пишет поэму «Труды и дни», в которой отстаивает принцип: «Меру во всем соблюдай и дела свои вовремя делай». В этой поэме содержится множество моральных сентенций земледельцев. Гегель писал об этой эпохе: «У народа наступает время, когда дух набрасывается на общие предметы, стараясь, например, подвести естественные явления под общие рассудочные определения, познать их причины и т. д. Тогда говорят: „народ начинает философствовать", ибо мышление сродни как философии, так и этому содержанию. В такую эпоху мы встречаем как изречения об общем ходе событий в природе, так и изречения о нравственных явлениях, моральные сентенции, афоризмы об основоположениях нравственности, об обязанностях и т. д. И высказывавшие эти сентенции получили 'название мудрецов или философов. Так, например, в пору зарождения греческой философии мы встречаем семь мудрецов и ионийских философов» (22, 9, 58).

Среди семи мудрецов особенно славился знаменитый законодатель из Афин поэт Солон (638—559 гг. до н. э.). Он отменил долговую кабалу, выкупил граждан, проданных за пределы Аттики, и вернул мелким земельным собственникам их участки, заложенные у богачей, провел реформу календаря. Солон освободил сына от обязанности содержать состарившегося отца, если тот в свое время не обучил его какому-нибудь ремеслу. Сохранился рассказ, что Крез, царь Лидийский, приглашал к своему двору мудрецов и задавал им «хитрые вопросы». Как-то надев на себя наилучшие одежды и всевозможные украшения, Крез спросил Солона: «Кого видел красивее?».

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Обнаруженные у различных народов
Делается под солнцем
Шахнович М. Происхождение философии и атеизм атеизма философии 8 перемен
Рихтера скептицизм в философии плеханов отметил его суждение о первых греческих философах прежде

сайт копирайтеров Евгений