Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

объясняется тем, что С. Н. Трубецкой отождествлял древнегреческую философию с идеалистической философией, которая действительно развивает религиозные верования.

Философы-идеалисты особенно старательно ищут теистические корни воззрений Гераклита. В Западной Европе опубликовано много статей о зависимости его философии от мидийских магов и от жрецов Артемиды Эфесской, о связи великого диалектика с дионистическими культами и мистериями. Известно, что Гераклит происходил из свергнутого царско-жреческого рода и удалился от общества, найдя убежище при храме Артемиды Эфесской. По мнению Б. Рассела, у Гераклита была даже «своя собственная религия». Поводом для всех этих предположений было то, что он нередко выражал свои понятия мифологическим языком. Гераклит жил в эпоху кризиса мифологии, когда представление о мудрости освобождалось от мифологической оболочки. Поэтому он говорил:

«Одна единственная мудрость не желает и желает называться именем Зевса» (55, 142). Гераклит считал, что Гомер и Гесиод ошибались в познании видимых вещей. Великий диалектик шел от веры к знанию, провозгласив, что ценит выше всего то, чему учат зрение и слух. Главное в воззрениях Гераклита то, что делает его философом:

критика мифологии, а не ее пережитки. Он сожалел, что люди «верят народным певцам» (55, 146), предлагал изгнать розгами с общественного собрания того поэта, который рассказывает мифы, считал, что даже Гомер заслуживает такого наказания. Гераклит порицал «магов, вакхантов, менадов и мистов», высмеивал бессмысленность идолопоклонства: «Статуям этим поклоняются, как если бы кто попусту беседовал с домами» (55, 140). В изречениях Гераклита имеются упоминания о богах, но если в нашей речи нередко еще встречается «Слава богу», то можно ли требовать от мыслителя, жившего две с половиной тысячи лет назад, чтобы его речь была полностью свободна от религиозных образов. Гераклит отрицал сотворение мира богами. В. И. Ленин выписал слова Филона о Гераклите:

«Все выводит из мира и в мир, но не верит, чтобы что-нибудь произошло от бога» (3, 29, 309), отвергал попытки найти у Гераклита «целую систему теологии» (3, 29, 307).

Многие ученые давно критиковали стремление вывести возникновение философии эллинов из их религии. Так,

191

например, известный знаток античной религии Е. Роде отрицал отождествление древнейших религиозных верований и философских идей. Он писал, что греческая мифология и теология признают сверхъестественный мир, история для них — это ряд отдельных актов творчества богов, философия же исходит из естественных сил природы, из ее законов. Однако Роде ошибочно полагал, будто религия и философия в Элладе текли рядом в особых руслах, не вступая в столкновения. Философия в Древней Греции возникла не в содружестве с религией, а в борьбе с ней в период кризиса, разложения и упадка мифологических представлений.

Многие позитивисты, отвергая всякую философию, которая будто бы ничего общего не имеет с наукой, считали, что философия порождена религией, а поэтому близка к ней и должна исчезнуть как донаучная форма сознания. В 1912 г. английский ученый Ф. Корнфорд опубликовал книгу «От религии к философии», в которой пытался на большом фактическом материале обосновать мысль Гегеля о тождественности религии и философии по содержанию и отличие их по форме. Ф. Корнфорд уверял, что религия — мать философии, а философия — «прямая преемница теологии». По Корнфорду, философия в Элладе развивалась от первых ее создателей до Аристотеля в результате процесса трансформации восточной и олимпийской мифологии, рационализации ее под влиянием кризиса религиозных идей, отражавших социальную структуру гомеровского общества. Вместо разделения древнегреческой философии на материалистическое и идеалистическое направления, Корнфорд неправильно положил в основу разделения этих двух направлений древнегреческой философии два религиозных течения:

олимпийское и дионисское. Поэтому у него милетские философы и атомисты развивают гомеровскую теологию, а Пифагор, Гераклит, Ксенофан, Парменид и Платон отстаивают религиозно-мистические культы. Материалисты Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Демокрит и Эпикур отвергали гомеровскую теологию, материалисты Гераклит и Ксенофан не принадлежали к сторонникам мистики.

В 1955 г. известный английский ученый и прогрессивный общественный деятель Дж. Томсон опубликовал книгу «Первые философы», переведенную у нас в 1959 г.,

192

в которой стремился марксистски объяснить возникновение эллинской философии, но не смог полностью преодолеть влияния Ф. Корнфорда, М. М. Розенталь в своей рецензии на эту книгу в журнале «Вестник древней истории» указал на то, что Дж. Томсон увлекся вульгарно-материалистической гипотезой, что переход от мифологии к философии произошел под влиянием денег, и выводил происхождение философии прямо из появления денег. Он, подобно Ф. Корнфорду, рассматривал воззрения первых греческих философов как продолжение и развитие мифологических представлений, из которых будто бы возникли научные категории. Против этого взгляда возражают многие ученые. Так, например, известный французский исследователь античности Ж. Вернан в книге «Миф и греческая мысль» писал, что философия возникает в момент разрыва между мифом и наукой.1 Он видел отличие философии от мифологии в постановке вопросов, в ответах на них, в создании собственного языка, опиравшегося на повседневный опыт. Для того чтобы объяснить, как первоначально смешанные воедино элементы отделяются один от другого, философы обращались не к образам титанов, а использовали пример воды, смешанной с землей. Эти элементы можно разобщить в результате вращения в сосуде: тяжелые частицы окажутся в центре, легкие перейдут к краям сосуда. Вернан считает, что если многие философы-идеалисты и провозглашали, что «всепожирающая воля к познанию» была первым симптомом «утраты мифа, утраты мифической родины, материнского лона», то диалектика религиозной веры и философского знания, мифа и логоса идеалистам непонятна.

В Элладе формирование философии было в конечном счете выражением идеологической борьбы прогрессивной рабовладельческой демократии, критиковавшей олимпийскую мифологию, против реакционной рабовладельческой аристократии, отстаивавшей старые религиозные заблуждения, освящавшие ее власть. Родовая знать обосновывала свои привилегии тем, что вела свое происхождение от богов и богинь. Она называла царей богоравными, божьими сыновьями или потомками богов, устанавли-

1 См.: J. Р. Vегnant. Mythe et pensee chez les grecs. 2-е ed. Paris, 1969, p. 285—314.

193

вала свою родословную от небожителей. В Спарте верили, что их цари находятся под покровительством божественных братьев Диоскуров. Евполид, эллинский поэт конца V в. до н. э., говорил, что почетом пользовались:

Лишь те, что могли затмить других родом в богатством.

Лишь представители домов отменных и высоких.

Мы им молились, как богам, они и впрямь богами были.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Справедливости
Которыми трудится он под солнцем человек мудрость
Приняло форму религиозно этического учения буддизма
Наибольшую популярность приобрела книга пиацци смита наше наследие в великой пирамиде
Если тебя позовут родители

сайт копирайтеров Евгений