Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Философия возникает в условиях, когда рождается сомнение в религиозной вере, которую люди раньше воспринимали без всякой критики. В VI в. до н. э. поэт Феогнид Мегарский писал об этих сомнениях; «Вот, что, однако, сбивает людей: человеку не тотчас боги блаженные мстят за прегрешенья его» (6, 144), «то, от чего никому ни жарко, ни холодно боги людям даруют легко» (6, 151). Феогнид Мегарский дерзко обращается к царю богов с неразрешимым вопросом: «О, 8евс, удивляюсь я тебе. Ты господствуешь над всеми существами, ты знаешь сердце и душу каждого человека, и твой престол господствует над всем. Как же ты можешь ставить на один уровень предателя и человека праведного, умеренного и насильника. Бог не посылает смертным никакого ясного знака и не показывает им пути, по которому они должны следовать, чтобы ему нравиться. Злые наслаждаются безмятежно счастьем, а те, которые хранят свое сердце от дурных действий, попадают жребию бедности, матери бессилия, и она тушит их любовь к правде, потому что толкает души человека на зло и силою нужды получает в его груди его сердце». В VI в. один из первых драматургов, Эпихарм, восклицал: «Трезвый будь, умей не верить. В этом смысл науки всей!», «Я же пришел к тому убеждению, что богами, приносящими нам пользу, являются только золотая и серебряная монета» (51, 195).

В Элладе усиливалось влияние социальных групп, связанных с ремеслом, торговлей и мореплаванием, заинтересованных в расширении научных знаний, в свободном от мифологии миропонимании. Эти представители рабовладельческой демократии высмеивали богов Гомера и Гесиода, звали от мифологии к фольклору, от мистерии

194

к театру. Свергая власть тиранов, демос теперь не останавливался и перед тем, чтобы низвергнуть небесных владык. В поэзии развивается критика различных древних мифов. Поэт Стесихор отрицает все чудеса превращения богов, о которых повествовал Гомер.

Сомнение в истинности многих мифов, отделение их от знаний возникли еще до появления философии, но критика не касалась основного вопроса: происходит ли мир от богов или он возник без всякого их участия? Философия начинается с того, что ставится вопрос о естественной основе, из которой все возникло, с таких рассуждений, как знаменитое утверждение Гераклита: «Этот космос ... не создал никто ... из богов» (55, 141).

Кажется, что основоположники философии обсуждали те же самые вопросы, которые до этого излагались мифами, ту же самую космогоническую проблему архэ (начала), но способ решения ее состоял в отрицании самой мифологии, ее антропоморфизма. Из теокосмогонических мифов исчезли боги, вместо которых оставались природные стихии. Обожествленные стихии — вода, огонь, земля и воздух — стали естественными первоначалами.

Формированию философии в Элладе способствовало то, что у древних греков господствовало жизнерадостное восприятие мира, отсутствовал интерес к пребыванию в подземном мраке. «Живущим надо жизнью насладиться здесь!» — восклицали эллинские поэты. Еще М. Мюллер объяснял поразительное развитие философии в Древней Греции преимущественно тем, что там отсутствовала влиятельная теократия и канонизированные религиозные верования. В Элладе жречество не составляло особой корпорации, там не было замкнутого сословия жрецов, как на Древнем Востоке. В Древней Греции жрецов часто выбирали из знатных семей на короткие сроки, культом нередко руководили гражданские должностные лица. Он не был централизован и не обладал твердо установленными догмами. На Древнем Востоке жрецы систематизировали верования, строго охраняли их неприкосновенность и наблюдали за обязательным исполнением религиозных предписаний. Верования греков не обратились в систему догм, сковывающих всякое самостоятельное проявление мысли. Чем определеннее изложено религиозное учение и строже оно охранялось жрецами, тем менее благоприятны условия для появления фило-

195

софии. Этим объясняется, что во многих странах Древнего Востока философия не смогла выделиться в самостоятельную форму общественного сознания. У жрецов Эллады не было диграфии, т. е. двойного письма, жреческого и общего, благодаря которому наука в странах Древнего Востока была тайным делом касты жрецов. Если восточные жрецы считали свои познания священными, данными богами, а поэтому не подлежащими дальнейшему развитию и усовершенствованию, то эллины, не связанные жреческими запретами, свободно развивали науку в связи со своими потребностями. Поэтому нельзя согласиться с мнением Г. Н. Волкова, что «точное, эмпирическое знание на Востоке развивается, как правило, вне и отдельно от философско-религиозных умозрений» (21, 34), хотя сам же он признает, что даже в Древней Греции «научное знание в те времена едва отпочковывалось от мифологии и религии, и Пифагор считал необходимым подкреплять свои естественнонаучные и философские положения авторитетом мистики» (21, 62).

Многие буржуазные философы отрицают связь между философией и наукой. Ф. Ницше восклицал: «Я не верю, чтобы отцом философии было стремление к познанию». Современные проповедники экзистенциализма продолжают развивать его идею об отсутствии генетической связи философии с наукой. М. Хайдеггер в книге «Что такое философия?» говорит о том, что философия не могла зародиться от научного знания, так как она выше его. То, что ионийская философия возникла среди первых представителей естествознания, опровергает эти домыслы. Именно в Ионии, на стыке египетской и вавилонской культур, астрономия и математика, заимствованные из этих стран, смогли освободиться от религиозных оков и начали становиться из собрания эмпирических сведений теоретической наукой, порвавшей с мифами. Античная наука восприняла многие рационалистические догадки и эмпирические сведения первобытной общины. Там зачатки научного знания причудливо и противоречиво переплетались с мифологией и магией. В Древнем Египте или Вавилоне научные знания никогда не смогли полностью очиститься от магии, а в Элладе более успешно проходил процесс эмансипации их от колдовства. Даже медицина, которая и в Древней Греции была часто во власти жрецов, скоро освободилась от магии.

196

Философия не могла возникнуть без эмпирической науки, а теоретическая наука без появления философии. философские обобщения требуют знаний, а если их нет, то рассуждения о мире могут превратиться в теологические спекуляции. До тех пор пока экономическое развитие Эллады не потребовало более углубленных знаний о природе, наблюдений над ней, обобщения их, не было и философии. Вместо астрологических прорицаний, требовалось астрономическое предвидение, вместо магических гаданий о погоде — метеорология, вместо знахарства — медицина.

Время возникновения философии сравнивают со второй половиной XV в. в Западной Европе: изобретению и распространению там книгопечатания соответствует распространение и упрощение письменности, великим географическим открытиям — ближайшее знакомство ионийцев с другими странами, особенно с восточными государствами. Философия зарождается как обобщение научных достижений, политического опыта и этических воззрений. В течение первых трех веков своего существования философия и естествознание образуют одну нерасчлененную науку, которую даже долгое время называли «фисиология». Кроме философии в современном смысле этого слова, она включала сведения из астрономии, метеорологии, математики, механики, медицины, а также политические, юридические, экономические, географические воззрения. Первые философы были одновременно астрономами и математиками, а часто и политиками. Лишь впоследствии от философии отделились разные науки, но первоначальное развитие их в Элладе совершалось в рамках философии, которая была основой и общим источником научного знания.1

Мифология и философия

Вопрос о взаимоотношениях древнегреческой мифологии и философии — дискуссионный среди советских исследователей истории античной мысли. Авторы, рассуждающие о том, что первобытная мифология была праматерью

1 См. книгу английского марксиста В. Farrington. Greek Science. London, 1949.

197

современной духовной культуры, ее первообразом, прафеноменом, тем зернышком, из которого проклюнулось и развилось зрелое растение со стеблем — точным научным знанием, листьями — философией и цветами — поэзией, вернулись к воззрениям, отстаивавшимся еще в конце XIX в. Д. Н. Овсяннико-Куликовским: «В великих умах древности совершалось таинство превращения мифологического понимания вещей в философию и науку. Великие умы древности из мифа сделали философию и науку» (60, 134). В 20-е годы нашего века известный ученый А. Ф. Лосев много писал о мифологических корнях древнегреческой философии. Он шел к своему пониманию мифов от Шеллинга и Гуссерля. Еще в 1927 г. А. Ф. Лосев писал, что «миф есть наиболее реальное осознание действительности», отождествлял ионийскую философию с греческой религией. Впоследствии он понимал под мифологией фантастические представления о мире, свойственные человеку первобытнообщинной формации, видел в мифах перенесение общинно-родовых отношений на природу, а в ионийской философии «переработку мифологии». А. Ф. Лосев считал, что мифология в отличие от религии не требует веры в сверхъестественное, это принципиально различные явления, которые часто не только развиваются самостоятельно, но даже и враждуют друг с другом. В рабовладельческом обществе миф становится одной из форм выражения философских идей, превращается в философскую аллегорию. Такое чрезмерно резкое противопоставление А. Ф. Лосевым мифологии религии не соответствует действительности, потому что мифология — один из элементов всякой религии. Религиозная мифология — культовая форма сознания и содержит веру в сверхъестественное.

В 1965—1968 гг. были опубликованы интересные статьи А. Н. Чанышева, Л. А. Ляховецкого и Ф. X. Кес-сиди о возникновении философии. А. Н. Чанышев писал, что философия имела два духовных источника: мифологию и зачатки научного знания. «Ранняя философия унаследовала от мифологии некие „родимые пятна" (гилозоизм, антропоморфизм, анимизм и т. д.) ... постановку ряда принципиальных мировоззренческих вопросов, касающихся бытия и места в нем человека, ряд правильных догадок о природе мира (например, диалек-

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Шел к философско абстрактному пониманию его
Шахнович М. Происхождение философии и атеизм атеизма философии
Для них основа созданиячетыре элемента земля
Маркс противопоставлял религии как антинаучному мировоззрению философию в целом как стремящуюся к
Из истории античного атеизма мировой философии

сайт копирайтеров Евгений