Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Прекрасные цветы и песни...

Насладимся же тогда и споем,

Раз мы навсегда уходим и гибнем.

Пусть не огорчаются ваши сердца, друзья мои!

Так же как и я, они знают:

Лишь один раз уходит наша жизнь,

В наслаждении поэтому проведем жизнь,

Приходите — насладимся!

(45,231)

В книге Леона-Портилья содержится много таких песен (45, 77, 225, 227, 230). Мысль нагуа волновал вечный круговорот жизни и смерти. В песнях выражена мечта — «ах, если бы всегда жить, если бы никогда не умирать» (45, 231). У жителей Мексики доколумбовой эпохи под влиянием вторжения испанцев возникали сомнения в богах как «стражах истины». В статье Г. Ланеп-

68

ковского «Истина и скептицизм в представлениях ацтеков», опубликованной в журнале «Нумен» в апреле 1969 г., приводятся их рассуждения, полные сомнений:

«Что теперь еще является истинным?». В одной песне ацтеки обвиняют верховное божество, которое ниспослало им мучения: «Только цветы печали и песни печали имеются здесь... Невидимо добро... Мы растеряны и отравлены... Мы покинутые... Плачьте слезами... Напиток горек и еда стала горькой». В песнях говорится о том, что верховное божество забыло о людях, а возможно, само умерло: «Боги все-таки тоже смертны».

Известно, что последний глава государства Перу, считавшийся сыном солнца и верховным жрецом этого божества, сомневался в божественности солнца. Если бы солнце было верховным божеством, рассуждал инка, кто заставил бы его совершать каждый день один и тот же путь? Возможно, что майя восставали против гнета жрецов. В городе Пьдрас-Неграс обнаружена платформа, предназначенная для высших жрецов. Характер разрушения этой платформы свидетельствует о том, что оно было произведено умышленно. В том же городе было найдено изображение жреческого собрания во главе с верховным жрецом. Все 15 фигур жрецов оказались обезглавленными. Такой же характер носят и разрушения некоторых скульптурных памятников и в другом древнем городе — Тикане.

Начало предфилософии нагуа — в систематизации правил поведения, лишенных религиозной санкции и приспособленных к обучению подрастающего поколения. У нагуа, так же как в древней Спарте, дети возвращались в дом родителей только пройдя обучение в специальных школах, в которых знакомились с основами нравоучения. В «священном доме» ацтеков, в котором обучали молодых будущих правителей и жрецов, их заставляли выучить 15 правил поведения. Еще в наши дни индейцы Боливии внушают своим детям, что нельзя воровать и лениться. Среди ацтеков были известны наставления родителей своим детям. Отец поучал сына: «Почитай всякого, кто старше тебя, и никого не презирай. Не будь глух к бедным и несчастным, а утешь их. Почитай всех людей, но особенно твоих родителей, к которым ты обязан проявлять послушание, уважение и услужливость... Не насмехайся, сын мой, над старшими и калеками. Не прези-

69

рай того, кто совершит глупость или ошибку. Не упрекай его за это. Не ходи туда, где тебя не желают, и не вмешивайся в то, что тебя не касается... Ешь за столом без особой жадности. Если тебе что-либо дарят, принимай это с благодарностью... Если станешь богатым, не становись высокомерным. Кормись собственной работой, тогда пища будет казаться тебе вкуснее... Никогда не говори неправды. Ни о ком не говори плохо. Не будь поставщиком новостей. Не затевай вражды... Не кради и не предавайся игре... Я желаю этими добрыми наставлениями укрепить твое сердце». Мать советует дочери: «Прилежно пряди и тки, шей и вяжи. Не предавайся слишком долго сну; не ищи постоянно тени, а отправляйся на свежий воздух и там отдыхай. Женское жеманство впечет за собой праздность и другие пороки... Если тебя позовут родители, то не дожидайся повторения, а сразу же иди выслушивать их желания. Не отвечай что-либо наперекор... Не слишком кичись своим имуществом... Не водись с распутными, лживыми и праздными женщинами. Заботься о доме и семье» (48, 276—277).

У всех племен и народов можно найти моральные сентенции, отражавшие нравственный опыт охотников, скотоводов и земледельцев. Зачатки этики как философской науки о морали, исследующей происхождение и развитие нравственности, принципы и нормы поведения людей, возникли из этих изречений. Зародыши научных понятий о морали вырастали не из мистических систем и нравоучений, созданных жрецами, а появились в результате преодоления религиозных заблуждений древними мыслителями, часто опиравшимися на стихийно-материалистические и рационалистические воззрения народных масс. Их правила морали передавались из поколения в поколение, становились привычными нравственными воззрениями, которые закреплялись в пословицах. С возникновением письменности эти моральные правила стали прописями, их включали в сборники нравственных изречений, в «поучения отцов к сыновьям». Этические сентенции различных племен и народов подтверждают, что именно трудящиеся были истинными создателями моральных ценностей, что от этих изречений начинается нравственная философия. Сокровищница народного творчества была источником того правильного, разумного, что содержится в древних памятниках этической мысли.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Эгейская предфилософия
Шахнович М. Происхождение философии и атеизм атеизма философии 4 философии
Привлекая учением о духовном равенстве людей
Его друг спорят о причинах человеческих бедствий
Идеал приличного человека умеренность

сайт копирайтеров Евгений