Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

108

философские воззрения народов Древнего Востока. В 1696 г. в сочинении «Беседы философа с отшельником о различных предметах морали и науки, изданные в Италии Джованни Паоло Мараны», главный герой, 90-летний старец, «розовее и свежее молодой девушки», так как он жил в Египте, утверждал, что мудрецам этой страны известна «истинная философия».

После прочтения древнеегипетских папирусов, покрытых иероглифами, которые в течение двадцати столетий были «книгой за семью печатями», развеялись легенды о жрецах, будто бы хранивших в своих священных книгах какую-то необыкновенную мудрость. Происхождение священного писания у древних египтян, так же как и у всех народов, восходит к записям заклятий, молитв, гимнов, ответов оракулов, мифов, законов и изречений. В Древнем Египте на внутренних стенах пирамид, на стенках деревянных гробов писались и вырезались тексты заклинаний, сопровождавших заупокойные обряды, чтобы обеспечить усопшему «выход днем» из могилы, бессмертие и благополучие в загробном мире. Из этих ритуальных заклинаний и изречений была составлена «Книга мертвых». Обладание таким свитком якобы помогало ее владельцу в загробном мире перед судом Осириса.

Составителем «священных книг» считался Тот — бог Луны, счета, письма и медицины, «податель слов, творец книг, дающий славу премудрым и врачам». Почитание Тота, вытеснившего богиню мудрости Нейт, восходит к культу ибиса, Тота изображали с головой этой птицы и называли «носатым». От ибиса он научился делать клизму и передал это искусство людям. О Тоте рассказывали, что он исполняет обязанности писца верховного бога Ра, ему были подвластны семь мудрецов Древнего Египта. Представление о писцах — чиновниках государственной или храмовой службы — было связано с понятием мудрости. Писец означал мудреца, находившегося под покровительством бога Тота: «Я, Тот, писец отменный... прогоняющий зло, писец истины... хранитель кисти Владыки Мира, владыка законов, и творящий слово и письмо» (41, -77).

В IV в. до н. э. греческие писатели отождествили Тота с богом Гермесом, назвали его Трисмегистом — трижды величайшим. Ему приписывали сочинение сорока двух

109

Книг, на самом деле написанных жрецами. Климент Александрийский (150—215 гг. н. э.) сообщает, что из этих 42 книг одна содержала гимны богам, другая — правила жизни царя, третья — опись утвари храмов, десять были посвящены культу богов и обрядам, десять — жреческим законам, девять — религиозным праздникам, четыре — описанию недвижимых звезд и планет, восхода и захода солнца, фазам луны, географии, шесть излагали медицинские сведения. Последние содержали сведения о строении тела, о болезнях, врачебных приборах, лечебных средствах, здесь уже было положено начало разделению медицины на анатомию, фармакологию, офтальмологию и гинекологию. «Герметические» книги, т. е. книги, приписываемые богу Гермесу, были доступны не всем, а только немногим. (Впоследствии слово «герметический», означавшее закрытое, тайное для посторонних, вообще стало обозначать плотно закрытое, а потом — изолированное от доступа воздуха). В поздние времена Египта говорили о сотнях и даже тысячах «гермесовых книг», будто бы содержавших необычайные знания.

В XIX в. было опубликовано много книг и статей о тайнах древнеегипетской науки, которые ставили цель укрепить веру в религиозные чудеса и принизить значение новейших великих научных открытий и изобретений. В действительности традиционное мнение, восходящее к древнегреческим путешественникам, о глубоких познаниях египетских жрецов следует отнести к области фантазии. Известный русский египтолог акад. Б. А. Тураев резко возражал против модернизации древневосточных знаний. Он писал, что в Древнем Египте они сводились к собранию накопленных опытом многих поколений результатов наблюдений, не объединенных в систему и не создавших теории. Все дошедшие до нас папирусы, по мнению Тураева, — сборники эмпирически приобретенных сведений, облеченных в форму задач в математике, в форму рецепта — в медицине, причем последняя не разорвала своей связи с магией, а первая все еще считается тайной науки.

Измышления о древнеегипетской «великой философии» особенно распространились в Западной Европе и США, когда со второй половины XIX в. книжный рынок стал наводняться псевдонаучными сочинениями о загадках пирамид, служивших как бы лестницами для фа-

110

раонов, взбиравшихся по ним на небо. В буржуазных странах издано много книг о загадке пирамиды Хеопса, которая объявляется зашифрованной Библией, чудодейственным гороскопом, по которому можно предвидеть события отдаленного будущего, и летописью, хранящей память о всех важнейших событиях прошлого. Наибольшую популярность приобрела книга Пиацци Смита «Наше наследие в Великой пирамиде», изданная в Лондоне в 1884 г., в которой провозглашалось, что пирамида Хеопса — это «каменная философия человечества», изложенная в Библии. Автор старался доказать, что в размерах пирамиды Хеопса, в измерениях ее внутренних помещений, в системе коридоров зашифрованы все выдающиеся даты прошлого, настоящего и будущего человечества. Библейские сказания от Адама до Христа якобы отмечены в пирамиде пересечениями линий потолка или пола коридоров и камер, началом и концом галерей, архитектурными деталями и т. д. Эти вымыслы имели такой наукообразный вид, что им поверил А. А. Богданов, путанные философские воззрения которого критиковал В. И. Ленин. Богданов писал: «Величайшая пирамида — Хеопсова была ... своего рода каменным учебником жреческой астрономии и геометрии и знаний, относящихся к разливам Нила. Весь этот опыт закреплялся в положении, очертаниях, пропорциях, внутренней обстановке, скульптурах, барельефах, надписях пирамиды» (13, 128—129). Гадания по пирамиде Хеопса стали излюбленной формой шарлатанства. Мистики «находили» в этой пирамиде указания на даты первой и второй мировой войны. Известный египтолог Г. Жекье писал в 1937 г. о так называемых секретах великой пирамиды: «Эти бредни — плод игры ума и наивной фантазии — не заслуживают того шума, который они вызвали» (44, 135).

Несмотря на то, что египтологи единодушно отвергают вымыслы мистиков о «тайнах египетских пирамид», в буржуазных странах ежегодно печатаются статьи и книги на эту тему. Так, например, О. Мук в 1960 г. опубликовал книгу «Хеопс и Великая пирамида», полную фантазий. В 1960 г. К. Таусинг напечатал откровение о мистическом значении спирали у древних египтян как земного жизненного пути человека и всей Вселенной, доказывающей абсолютное бытие бога. П. Брантон опубли-

111

ковал в Цюрихе в 1960 г. книгу «Таинственный Египет». Он сообщил, что провел ночь в усыпальнице Хеопса в его пирамиде, к нему являлись духи и рассказали, что пирамиду воздвигли в незапамятные времена пришельцы из Атлантиды.

Критика попыток модернизации древнего знания не должна вместе с тем порождать отрицание его подлинных достижений. В Древнем Египте существовали школы и библиотеки, но сокровища последних в основном не дошли до нас, были учебные заведения «пер анх» — «дома жизни», где жрецы обучали всей премудрости того времени. Особенной славой пользовались «дома жизни» в Абидосе, Саисе, Мемфисе, Фивах. Из «Учебника, делающего умным и обучающего невежду знать все существующее», который находится в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, можно узнать, какие сведения сообщались в «домах жизни». В учебнике перечислены названия светил и небесных явлений, водоемов и видов почвы, имена чужеземных народов, списки египетских городов, продуктов питания, животных, птиц, насекомых и т. д. В прописях, которыми пользовались в «домах жизни», восхваляется мудрость и знание: «Сделайся писцом! Ничего не знающие ищут ученого». Они «сделают, что ты скажешь, если ты будешь знающим. Углубись в писания, и вложи их в свое сердце и тогда все, что ты скажешь, будет прекрасно». К таким взглядам на значение знаний египтяне пришли в результате длительного развития практики и опыта орошаемого земледелия, скотоводства и ремесла.

Египтяне проводили каналы, создавали бассейны, водохранилища, устраивали плотины, занимались судостпое-нием, сооружением дорог, гаваней, дворцов и храмов. Все это привело к тому, что на берегах Нила рано начали складываться основы астрономии, геометрии, арифметики и алгебры. «Необходимость вычислять периоды подъема и спада воды в Ниле, — писал Маркс, — создала египетскую астрономию, а вместе с тем господство касты жрецов как руководителей земледелия» (1, 23, 522). Периодические разливы Нила побудили людей заниматься геометрией, т. е. землемерием. Нил смывал межи, которые разделяли участки, а потому каждую весну приходилось снова размерять поля. Аристотель указывал в «Метафи-

112

зике», что «математические искусства образовались прежде всего в области Египта, ибо там было предоставлено классу жрецов время для досуга» (8, 20). Известна легенда о том, что Пифагор похитил секрет теоремы, названной его именем, в Египте, где она применялась для определения величин участков земли, в строительстве пирамид Хефрена и Хеопса, плиты которых вытесаны в пропорции 3:4:5. Волшебным числом Исиды было три, Осириса — четыре, а Гора — пять. Жан Лауэр допускает, что «египетские геометры действительно обладали обширными знаниями, тщательно собираемыми и секретно хранимыми в храмах, знаниями, полученными благодаря неусыпным наблюдениям в течение многих веков... Но все же нельзя отрицать, что лишь благодаря философски настроенному мышлению греков геометрия стала подлинной наукой» (44, 223).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Шахнович М. Происхождение философии и атеизм атеизма философии 5 философии
Шахнович М. Происхождение философии и атеизм атеизма философии 3 истории
Другое религиозно этическое учение даосизм считается основанным хуанди
Идеалистическая философия связана с религиозными мифами

сайт копирайтеров Евгений