Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

учительной литературы позволяет датировать его более древним временем. Идеи отрицания бессмертия души и загробного мира, призывы наслаждаться жизнью известны в шумерской, вавилонской и египетской дидактической литературе. Слова Библии «превзошел всю мудрость Египта» — не есть ли намек на то, что автор Екклезиаста знал сборники изречений древнеегипетских мудрецов? Характерно, что в Екклезиасте не встречается имени библейского бога Яхве.

В 1968 г. епископ Ф. Ф. Джмэн опубликовал статью «Пессимист в Палестине», стараясь доказать иерусалимское происхождение Екклезиаста. Аргументы епископа неубедительны. Они сводятся к тому, что в Екклезиасте упоминается миндальное дерево, которое цветет в Палестине, мельничные жернова, известные в палестинской деревне, привычка дремать после работы и т. д.

Происхождение Екклезиаста восходит к светским сборникам изречений мудрости. Слово «когелет» — женская форма от слова «кагал» (собрание). Когелет можно было бы перевести как проповедница. В «Когелет рабба» — иудейском комментарии к Екклезиасту, составленном в IX в., — говорится, что поучения «Когелета» произносились на публичных собраниях. В самом Екклезиасте это сочинение названо «Мудрость сына Давидова, царя в Иерусалиме». В Древнем Египте дидактические сборники изречений часто назывались мудростью какого-нибудь фараона.

Екклезиаст проникнут пессимизмом рабовладельческой знати. М. Горький заметил, что в Екклезиасте с огромной силой отражена «эфемерность и бессмысленность бытия» (9, 391). В Екклезиасте рассказывается о царе, который возводил замечательные здания, посадил виноградники, взрастил рощи и сады, наслаждался вином, пением певцов и певиц, но его мучили загадки бытия, вопросы о свободе воли, о бессмертии души, о божественном провидении и воздаянии. В результате размышлений он пришел к выводу, что мир — это цепь разнообразных явлений, постоянно повторяющихся и следующих одно за другим в бесконечном круговороте мирового хаоса. В подлунном мире ничего не изменяется, нет никакого прогресса, движение никуда не ведет, борьба напрасна, «что было, то и будет, что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под луной».

101

Основная идея Екклезиаста: «Все суета сует и всяческая суета». Царь уверяет, что человеческая жизнь с ее стремлениями ничтожна, жалуется на бессмысленность и тщетность труда: «Что пользы человеку от трудов его, которыми трудится он под солнцем?». Тоска охватывает рабовладельческую знать, пресыщенную благами жизни. Царь отвергает мудрость и правду, славу и власть. Любовь к женщине? Но «где одежда — там моль, где женщина—там порок». Наука и искусства не дают счастья. «Человек не может постичь дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого». Знание и мудрость сами по себе ценны, но одна судьба ждет и глупца и мудреца. К чему ум, когда мудрец должен умереть, подобно глупцу, а с течением времени все забывается. Царь пытался жить для искусства, но разочаровался в нем. Жизнь потеряла для него смысл и стала ненавистной: «И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем;

ибо все — суета и томление духа! И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем». Предположение, что люди избраны богом и стоят выше других тварей, не имеет никакого смысла. Человек так же мало может распоряжаться своей судьбой, как и рыбы, пойманные в сеть, и как птицы, попавшие в силки. Поэтому умершие счастливее живых, и лучше — совсем не родиться. Эта глубоко пессимистическая философия приводит царя в отчаяние. Он понял, что на земле нет никакой правды, господствует великая несправедливость:

«И обратился я, и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет, и в руке угнетающих их — сила, а утешителя у них нет».

Жизненный опыт говорит против наличия божьего промысла: «Существуют праведные мужи, живущие так, как следовало бы жить нечестивым, и существуют нечестивые, живущие, как следовало бы жить праведникам». Нет никакого небесного возмездия, «всему и всем — одно:

одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику;

как клянущемуся, так и боящемуся клятвы». Огромная сила Екклезиаста в том, что он передает глубоко проти-

102

воречивые воззрения его автора, который верит и не верит в бога, презирает и восторгается жизнью: «Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце».

В Екклезиасте обсуждается одна из древнейших философских проблем — о бессмертии души, имеющая большое значение для идеалистической этики. Сократ, по мнению Платона, считал философией размышление о том, бессмертен человек или нет. Он был одним из первых древнегреческих философов, провозглашавших бессмертие души. В «Премудростях Соломона» говорится:

«Коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти. После нее будем как не бывшие. Дыхание в ноздрях наших — дым, и слово — искра в движении нашего сердца. Когда она угаснет, тело обратится в прах и дух рассеется, как жидкий воздух, а жизнь пройдет, как след облака, и рассеется, как туман». В Екклезиасте говорится: «Участь сынов человеческих и участь животных — участь одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом... Все идет в одно место; все произошло из праха, и все возвратится в прах. Кто знает:

дух сынов человеческих восходит ли вверх, а дух животных сходит ли вниз в землю? Итак, увидел я, что нет ничего лучше, чем наслаждаться человеку делами своими, потому что это — доля его, ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?» Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их, и ненависть их, и ревность их уже исчезла, и нет им более части вовеки ни в чем, что делается под солнцем. В жизни нужно быть веселым и довольным и пользоваться счастьем, ибо жизнь коротка, незачем напрасно волноваться, придут счастливые дни — ими следует наслаждаться, и спокойно надо переносить удары судьбы. Следует брать жизнь такой, как она дается. Наблюдения за природой бессмысленны: «Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать». Жизнь все же хороша, если приспособиться к ней: «Лучше живой собаке, чем мертвому льву». Пока человек жив, он должен надеяться.

Царь проповедует идеи, очень близкие «Песне арфиста»: «Удаляй печаль от сердца твоего и уклоняй злое ©т тела твоего», «Иди и ешь радостно твой хлеб и весело

103

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Из истории античного атеизма мировой философии
История философии
Превосходно за строгую историчность в истории философии
Буддизм призывал народ к смирению
Маркс относил к пророкам неистинной философии прежде всего платона

сайт копирайтеров Евгений