Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Советские ученые убедительно доказали, что господствующая идеология в Древнем Египте отражала интересы рабовладельцев, жестоко эксплуатировавших рабов и земледельцев. Для древнеегипетских этических учений характерно, что они, как и всюду в рабовладельческом обществе, создавались для обоснования нравственных взаимоотношений внутри класса рабовладельцев, так как люди, не принадлежавшие к ним, часто не считались людьми, объявлялись лишенными морали, и для них предназначалось только физическое принуждение.

Древнеегипетская рабовладельческая этика разрабатывалась жрецами, которые внушали, что мораль, так же как река Нил, берет свое начало на небе. Жрецы создали учение о грехе и святости, о высшем благе и путях спасения. «Люди—стада бога»,—проповедовали они. Богиней правосудия и нравственности считалась Исида, но затем «руководителем людей по пути добра» стали почитать бога Амона-Ра, олицетворявшего власть фараона. Жрецы внушали, что «кроткий» и «милостивый» бог Амон-Ра — «спаситель бедняков». Главная нравственная обязанность человека — почитание богов и фараона; высшая добродетель — покорность их воле. «Бог любит послушных, — учили жрецы, — а непослушных ненавидит».

Понятие правды-истины было персонифицировано в образе дочери бога солнца Ра богини Маат, изображавшейся со страусовым пером (символ справедливости) на голове. Фараоны считались «возлюбленными Маат», носителями справедливости. Известны изображения, на которых вместе с фараонами находится Маат. Впоследствии «богом, любящим справедливость», стал Осирис, «владыкой правды» — бог Атон. В гимнах боги стали называться «владыками справедливости», «творцами истины» и т. д.

В противоположность этим мистическим учениям жрецов народ утверждал в сказках, баснях и пословицах свои реалистические представления о правде и справедливости. В сказках царь отнюдь не является их воплощением, он очень далек от образа живого бога, ему присущи всякие человеческие недостатки. В сказке «Правда и Кривда» судья решает спор в пользу Кривды, которая, однако, оказывается посрамленной сыном Правды. Особенно

76

большое значение имели пословицы, формировавшие народные идеи о справедливости: «Правда пребывает во всем», «Держись крепко правды и не преступай ее», «Нет друга у глухого к правде». В «Повести о красноречивом земледельце», относящейся, очевидно, к XIX—XVIII вв. до н. э., содержится много таких пословиц. Земледелец призывает вельможу не лгать, не брать взяток, не творить произвола, не отнимать у бедняка добро, поддерживать справедливость, не слушаться прихотей своего сердца. Народ создает представление об «анх ем маат» (живущий правдой): «Заслуга праведного сердцем больше, чем бык грешника», т. е. жертвоприношение быка. Честные люди следуют правилам: «Не ставить фальшивого веса, не портить весовых гирь и мер зерна». «Не удалять пограничного камня с межи, не быть жадным и не отодвигать его у вдовы».

Еще в глубокой древности люди полагали, что все их несчастья — это наказание духов за нарушение запретов. Чтобы спастись от наказания духов или богов, люди пытались освободиться от грехов, которые надо было уничтожить или переложить на кого-нибудь. В памятниках заупокойной литературы Древнего Египта сохранились перечни грехов. Покойник должен был исповедоваться на загробном суде перед 42 богами: «Я не делал вероломно зла никакому человеку... Я не заставлял работать сверх сил... Своими делами я не сделал никого ни робким, ни больным, ни страдальцем, ни несчастным. Я не сделал ничего, что оскорбительно богам. Я не позволял господину обижать его раба. Я не заставлял голодать. Я не причинил никому слез. Я никого не убивал... Я не лгал ни одному человеку. Я не грабил запасы в храмах. Я не уменьшал яств, посвященных богам. Я не похищал ни хлебов, ни повязок у мумий. Я не прелюбодействовал. Я не совершал гнусного преступления с жрецом моего прихода. Я не запрашивал. Я не уменьшал съестных припасов. Я не нажимал на гири весов... Я не отнимал молока от рта младенца... Я не брал из силков птиц богов... Я не обманывал богов при их отборных жертвах... Я чист, чист, чист!!!» (31, 38—39). Эта исповедь, содержащаяся в «Книге мертвых», составленной, возможно, в XXV—XXIV вв. до н. э., дает представление о нравственных нормах древнего египтянина. Она содержит понятия абстрактной добродетели («Я не делал греха, я не делал зла»). Перечни гре-

77

хов, составленные прежде всего в интересах жрецов, заключали в себе и некоторые нравственные требования земледельцев: в них содержался призыв не захватывать полей, не портить обрабатываемых земель, не отводить воду с чужих полей и т. д.

Древние египтяне верили, что после смерти их пошлют работать на блаженные поля Иалу, где растет хлеб в 7 локтей вышиной, где все пьют пиво и получают готовую одежду. Идея о небесном воздаянии, возникшая вследствие бессилия эксплуатируемых масс в борьбе с эксплуататорами, была использована жрецами для внушения угнетенным идеи примирения с классовым гнетом. Загробная жизнь должна возместить несправедливость и неравенство в земной жизни. Надпись на гробнице Петосириса гласит: в загробном мире «нет разницы между богатым и бедным». Бедняки пусть верят, что богатые будут наказаны на том свете. Мертвый должен, стоя перед огненной рекой, которую охраняют четыре павиана, сказать:

«О, вы, четыре обезьяны, что судите и бедного, и богатого, что питаетесь правдой, уничтожьте во мне всякую скверну». В «Сказании о Сатни-Хемуасе», тождественном евангельской истории о богатом и Лазаре, говорится:

«Будь уверен, отец мой, что с тем, кто был хорошим на земле, поступают хорошо в Аменти, а с тем, кто был злым на земле, поступают там плохо». Мудрец Инсингер поучал: «Не будь злым в течение своей жизни, ибо ты придешь к смерти. Лучше для человека творить добро, чем собирать золото».

В Древнем Египте та часть светской рабовладельческой знати, которая была недовольна властью, засильем жрецов и взимавшимися в их пользу поборами, критиковала учение о потустороннем мире, указывала на тщетность загробных чаяний, внушала, что необходимо пользоваться благами жизни. По словам Геродота, на египетских пиршествах гостей обносили ящиком с деревянным изображением мертвеца, приговаривая: «Посмотри на него и тогда пей и веселись, потому что, когда умрешь, будешь подобен ему». Одна надпись на гробнице заканчивалась такими словами жены, обращенными к мужу: «О брат, супруг, друг, не уставай пить и есть, напивайся, наслаждайся любовью, празднуй, следуй желанию сердца день и ночь. Весь Запад — страна сна, тягостного мрака; это место спящих в своих мумиях, не пробуждающихся, чтобы

78

видеть своих братьев, своих отцов и матерей, забыло сердце и жен, и детей» (81, 2, 231—232). Критика жреческих учений о загробном царстве исходила из здравого смысла: никто не возвращался с того света, чтобы рассказать о своем пребывании там. Если иногда она и не доходила до полного отрицания загробного мира, то все-таки высказывала сомнение в превосходстве его перед земным миром (диалог на эту тему есть в «Книге мертвых»). Известны две записи «Песни арфиста», относящиеся к XXII— XXI и XIV вв. до н. э., в которых содержится призыв наслаждаться жизнью на земле и не думать о том, что будет после смерти:

Владыки покоятся в пирамидах,

Знать и жрецы — ? гробницах,

Но там лишь их мумии. Где ж они сами?

Что с ними стало со всеми?

Я знаю речения Имхотепа

И мудрого Хорджедефа;

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Эти памятники еще ярче показали бы связь вольнодумства с зачатками философии
Так же как развитие философии в новое время было связано с критикой
Большого числа сочинений до нас дошли в библии премудрость иисуса
Шахнович М. Происхождение философии и атеизм атеизма философии 5 философия
История философии

сайт копирайтеров Евгений