Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Предположение, что слово «философ» впервые употреблено великим древнегреческим мыслителем Пифагором (580—500 гг. до н. э.), отграничившим философию от науки, основано на легенде, возникшей, вероятно, спустя много лет после его смерти. Согласно легенде, Пифагор пришел в Флиунт, греческий город в Елиде. Владыка этого города Леон спросил Пифагора: «В какой науке ты считаешь себя сведущим?». «Ни в какой, — ответил он. —

9

Я только философ». «Что такое философия?» — спросил тиран Флиунта. «Человеческую жизнь, — был ответ Пифагора, — можно сравнить с рынком и Олимпийскими играми. На рынке имеются продавцы и покупатели, которые ищут выгоды. На играх участники их заботятся о славе и известности. Но есть еще зрители, внимательно наблюдающие за тем, что там происходит. Так и в жизни людей. Большая часть их заботится о богатстве и славе, все здесь в погоне за ними, только немногие среди шумной толпы не принимают участия в этой погоне, но созерцают и исследуют природу вещей и познание истины любят больше всего. Они называются философами — любителями мудрости, а не софосами — мудрецами, потому что только одно божество может обладать всеобъемлющей мудростью, а человеку свойственно лишь стремиться к ней». В таком духе философия как любовь к истине рассматривалась учениками Сократа (469—399 гг. до н. э.), который отделял философию, занимавшуюся «делами человеческими», т. е. нравственностью, от умозрения о «делах божественных». Платон (427—347 гг. до н. э.) называл философию познанием целого, общего, учением о сверхмировой идее, составляющей будто бы истинно сущее, вечное и совершенное бытие.

Великие материалисты древности Демокрит (460— 370гг. до н.э.) и Эпикур (341—270гг. до н.э.) в противовес религиозно-идеалистическим воззрениям на философию как на путь созерцания и рассуждения о божественной истине выдвигали свое понимание философии как искусства счастливо жить согласно требованиям разума. Под влиянием таких воззрений известный древнеримский оратор и мыслитель Цицерон (106—43 гг. до н. э.) назвал философию в пятой книге своих «Тускуланских бесед» «учительницей добродетели, изобретательницей законов». «К тебе прибегаем, у тебя просим помощи... О, философия, путеводительница жизни, — восклицал он, — как без тебя могли бы существовать не только мы, но и вся жизнь человеческая!». От философии ждали ответов на вопросы:

что такое истина и добро; что такое человек и в чем смысл его существования; как людям нужно жить и что они должны делать?

Идеалисты часто сближали философию с богословием, называли ее «боковой ветвью теологии», «промежуточным полем между богословием и наукой», а многие материа-

10

листы видела в философии мать всех наук, основу научного знания, синтез осознанного бытия. Эти воззрения материалистов разделял величайший древнегреческий мыслитель Аристотель (384—322 гг. до н. э.), считавший философию «наукой о началах», универсальной системой знаний о реальной действительности, разумным познанием, исследующим в целом наивысшие принципы и причины всего сущего, различные же науки рассматривал как части философии. Известный комментатор Аристотеля, армянский мыслитель V—VI вв. Давид Непобедимый в трактате «Определение философии» писал: «Философия есть мать мудрости, искусств и всех наук, от нее рождаются и берут начало все искусства и науки». Философию Давид разделял на теоретическую и практическую. К первой он относил физику, математику и метафизику, а ко второй — этику, экономику и политику. В Западной Европе в XVII в., когда конкретные науки не были достаточно развиты, под философией понималась совокупность всех наук. Родоначальник современного экспериментального естествознания, освободивший физику от теологии, Фрэнсис Бэкон не видел существенной разницы между философией и естествознанием. Исаак Ньютон называл свои труды в области физики «натуральной философией». В Англии тогда шутили, что барометр является философским прибором.

В отличие от наук, исследующих отдельные явления мира, философия — это теоретическое знание о нем в целом. В 1959 г. известный английский философ Бертран Рассел писал в книге «Мудрость Запада», что «философия родственна науке, ибо она не догматична, но отличается от нее тем, что имеет дело с умозрением» (111, 6). Одни буржуазные мыслители видят в философии «науку наук», результат абстрагирующей работы разума, постигающего самого себя, другие — мировое сознание, в котором человек пытается уяснить себе мир, третьи — учение о науке, а четвертые предлагают вообще отказаться от термина «философия» из-за неясности предмета.

В 40-х годах XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс, создав диалектический и исторический материализм, совершили коренной переворот в философии и принципиально по-новому определили ее сущность. Марксистская философия — особая теоретическая форма общественного сознания и духовного освоения мира, наука о наиболее общих

11

законах развития природы, общества и Мышления. Маркс мечтал в молодости о создании философии, которая будет «животворящим духом всемирно-исторических процессов», он был уверен, что «всякая истинная философия есть духовная квинтэссенция своего времени», «она представляет собой живую душу культуры» (1, 1, 105). Марксистская философия, критически переработав и обобщив теоретические итоги предшествующих достижений всей духовной культуры, нашла в рабочем классе свое материальное оружие, так же как рабочий класс открыл в этой философии свое духовное оружие. «Во имя действительной человеческой личности — рабочего, попираемого господствующими классами и государством, они, — писал В. И. Ленин о К. Марксе и Ф. Энгельсе, —требуют не созерцания, а борьбы за лучшее устройство общества» (3, 2, 10). Философия К. Маркса и Ф. Энгельса — это сердцевина марксизма, научное мировоззрение, революционный метод познания мира и его изменения.

Классики марксизма не сводили свое научное мировоззрение только к философии, оно включает в себя совокупность всех взглядов на явления природы и общества и состоит, помимо философских, из экономических и социально-политических воззрений. Маркс называл свое миросозерцание диалектическим материализмом, потому что оно связывает материалистические воззрения на мир с диалектическим методом познания, рассматривающим все явления в их возникновении, развитии и отмирании, в движении и изменении, во взаимодействии и противоречивости.

Диалектическому методу познания противостоит метафизический метод, для которого вещи и понятия существуют не в их всеобщей связи, внутренней противоречивости и развитии, а как отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные. Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге» для иллюстрации метафизики приводит цитату из Евангелия: «Но да будет слово ваше: „да, да", „нет, нет";

а что сверх этого, то от лукавого» (Матф., 5, 37). Библии вообще чужда идея развития и прогресса: «Все заповеди его верны на веки и веки» (Псал., 110, 7—8), «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят:

„Смотри, вот это новое", но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Екклез., 1, 9—10).

12

К. Маркс и Ф. Энгельс установили, что развитие философии в конечном счете обусловлено потребностями материального производства. Философские учения отражают экономический строй общества, зависят от интересов, задач и целей определенных классов и социальных групп, связаны с их политической и идеологической борьбой, но философскую мысль нельзя непосредственно выводить из экономического базиса, она прямо его не отражает, исходит из накопленного ранее идейного материала, обладает относительной самостоятельностью, имеет собственную внутреннюю логику развития. За различными философскими течениями видна борьба классов и партий. «Новейшая философия так же партийна, — писал В. И. Ленин, — как и две тысячи лет тому назад» (3,18, 380).

Необходимость для философии возвыситься над обыденным сознанием привело к мифу о «заоблачности» философии, ее полной отрешенности от мира, потребности для развития философского мышления находиться в некоторой отдаленности от людей и событий. По Платону, философ должен быть немножко «не от мира сего». Это представление — пережиток религиозной веры в то, что бог открывает истину пророкам и спасителям, «нищим духом» — блаженным и юродивым. Еще в старину осуждалась философия, оторванная от трудовой деятельности, как ложная мудрость, бесполезное раздумье о чем-то призрачном. И. И. Хемницер в басне «Метафизик», И. А. Крылов в басне «Огородник и философ» высмеивали отрешенность поклонников «царицы наук» от жизни. Что касается идеалистической философии, то она действительно часто уводит людей от коренных, актуальных проблем, волнующих человечество, мистифицирует их решение. Марксистская же философия учит научному пониманию явлений, происходящих в природе и обществе, способствует освобождению трудящихся от капиталистического рабства и помогает строительству коммунизма. Она всесильна, потому что дает верное понимание действительности, помогает понять не только то, как развиваются события в настоящем, но и то, как они должны развиваться в будущем.

Ленинский этап марксистской философии — дальнейшее развитие диалектического и исторического материализма. В книге «Материализм и эмпириокритицизм», в «Философских тетрадях» и других работах В. И. Ленин критиковал идеалистические и метафизические концепции,

13

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Религия мать философии
Шахнович М. Происхождение философии и атеизм атеизма философии 6 философии
Только три дня господин мой будет жить после меня
Шахнович М. Происхождение философии и атеизм атеизма философии 7 буддизм
Он отличает зарождение философии в этих странах

сайт копирайтеров Евгений