Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В. И. Ленин никогда не отрывал пропаганду марксистской философии, критику идеализма от критики религии, учил, что религиозное миропонимание может быть вытеснено только материалистическим мировоззрением. Вместо религиозной веры должно прийти научное убеждение. Он призывал к союзу с французскими материалистами XVIII в., создавшими живые, талантливые, остроумные сочинения, критиковавшие религиозное мракобесие, хотя в этих сочинениях и содержится немало наивных и устаревших взглядов. Марксисты продолжают лучшие традиции борьбы материалистов прошлых веков против «прикрытой, принаряженной чертовщины», как В. И. Ленин называл идеалистическую философию. Буржуазия вынуждена теперь отказываться от своего наследия — материализма, развиваемого ею, когда она была еще восходящим классом. И, наоборот, марксистско-ленинские партии выступают как законные наследники всего прогрессивного, что было в прошлом.

Наши идейные противники теологизируют античную философию, пытаются изобразить все ее развитие как подготовку христианства, отрицают наличие материализма у первых древнегреческих философов, извращают атеистические взгляды великих просветителей. Клерикальная печать поддерживает тех авторов, которые утверждают, что первые философы не порывали с основными компонентами мифа, а развивали его. В 1969 г. во второй тетради «Хердер-Корреспонденц» один теолог с восторгом отзывался о поисках в религиозной мифологии «прототипов научной теории», аналога философии.

Глубоко познать строгую научность и всесилие марксистско-ленинской философии можно, только всесторонне изучив идеи ее предшественников. А. И. Герцен писал:

«Для того, чтоб понять современное состояние мысли, вернейший путь — вспомнить, как человечество дошло до

14

него, вспомнить всю морфологию мышления» (23, ISO}. К этому же призывал и В. Г. Белинский, советуя изучать «философию — душу и смысл истории..., науку живых истин, которые положены краеугольными камнями мироздания» (10, 6, 91—92). Изучение истории философии— лучшее средство для приобретения философской культуры, для развития навыков и способностей к теоретическому мышлению. Еще в старину говорили, что человек испытывает интеллектуальное наслаждение, следуя за строгим ходом мыслей мудрецов, чтение их сочинений помогает извлекать золото из грязи, алмаз из рудника, свет из тьмы.

Христианская теология и философское знание

Знакомство с наиболее общим научным взглядом на мир начинается с ответа на вопрос: «Что такое философия?» — и выяснения хода современной идейной борьбы в области теоретического осознания бытия.

В капиталистических странах различные религиозно-идеалистические учения мешают народным массам обрести научное мировоззрение. Религия с давних времен паразитирует на предмете философского познания, пытаясь замещать его функции в духовной жизни человечества. Религия, будучи фантастическим отражением в его сознании сил, которые господствуют над людьми в их повседневной жизни, есть «общая теория этого мира, его энциклопедический компендиум, его логика в популярной форме» (1, 1, 414). Между религией и философией имеется коренное различие. Еще великий арабский философ-рационалист XII в. Ибн Рошд (Аверроэс) начал свой знаменитый труд «Тахафут ат-Тахафут» («Опровержение опровержения») с утверждения, что «между религией и философией существует такая же разница, как между фантазией и разумом».

Материалистическая философия, возникшая из потребности рационалистически осмыслить явления природы и общества, будучи одной из форм научного сознания, как таковая неизбежно противоположна религии. Материалисты прошлых веков доказывали, что философия, которая опирается на научное знание, всегда находится в состоянии непримиримого конфликта с религией. Француз-

15

ский мыслитель XVII в. П. Бейль писал, что приходится делать выбор между философией и христианством, кто хочет верить в непостижимые тайны религии, тот пусть придерживается ее и оставит философию. В эпоху Просвещения философы противопоставляли себя как носителей света священникам — носителям тьмы. По самой профессии своей философы, как утверждал глава энциклопедистов Д. Дидро, — друзья разума и науки, а священники — враги разумного и покровители невежества. П. Гольбах указывал в «Карманном богословии», что философы, преданные мудрости и здравому смыслу, являются, по мнению церкви, разбойниками, которых следует сжигать на кострах. Философы ненавистны церкви, ибо они предупреждают людей, что у них вытаскивают кошельки здесь, на земле, заставляя поднимать глаза к небу.

Идеалистическая философия, пытаясь создать видимость доказательности своих положений, вынуждена, как и материалистическая философия, пользоваться логикой. Даже иррационалистическая философия, отрицающая разум человека, все равно пытается обосновать свое учение аргументами, обращенными к разуму. Философское знание по своей природе противоречит религиозной вере. Поэтому некоторые философы-идеалисты соглашались с мнением материалистов, что философия возникает там, где мысль не может удовлетвориться традиционными религиозными верованиями, вступает с ними в конфликт, и тогда она неизбежно становится философской, т. е. рационалистической, враждебной религиозной вере. Так, например, проповедник «философии жизни» В. Дильтей писал, что религия и философия «неминуемо должны всюду сталкиваться», «философия возникла в связи с науками и покоилась на ... прочном основании причинных сочетаний, в противоположность к оценкам мира религией... Невозможность превращения религиозного миросозерцания в философское сказывалась везде, где делалась эта попытка» (88, 46). Многие русские философы-идеалисты понимали, что метод философии — рассудочный вопрошающий критицизм, во всем сомневающийся, — несовместим с благоговейной религиозной верой, не требующей доказательств. Историк древнегреческой философии С. Н. Трубецкой писал, что «всякая религия... должна необходимо препятствовать развитию чистой философии» (80, 147). Другой идеалист, Э. Л. Радлов, признавал: «Источник фи-

16

лософии есть разум, источник религии — вера... Философия и религия находятся в постоянной вражде» (69, 12).

На протяжении веков идет борьба между критикующим разумом и слепой верой. Отрицательное отношение христианства к философии уже отразилось в посланиях к коринфянам, приписываемых апостолу Павлу, отвергавшему всякую возможность сближения христианской веры с «эллинским знанием». Указывая на то, что «эллины ищут мудрости», автор послания напоминал: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых» (1 Кор., 1, 27);

«Ибо написано: „погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну". Где мудрец? где книжник? где сово-просник века сего? Не обратил ли бог мудрость мира сего в безумие?» (1 Кор., 1, 19—20). В послании к колосся-нам имеется такое предупреждение: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Колос., 2, 8). Ранний апологет христианства фанатик Татиан в «Слове к грекам» грубо поносит античную философию. Во II в. н. э. христианский писатель Септимий Тертуллиан называл философов патриархами еретиков: «Что есть общего у философии с христианством, у ученика Греции с учеником неба? ... Что общего между Афинами и Иерусалимом, между Академией и церковью? ... Нам после Христа не нужна никакая любознательность;

после евангелия не нужно никакого исследования» (34, 388). Церковный писатель Евсевий, живший в IV в., проповедовал: «Не по незнанию того, чем восхищаются философы, но по презрению к таким бесполезным трудам мы мало думаем об этих вещах и обращаем душу к лучшей деятельности». «Мы не должны быть любознательными и любопытными, — поучал в V в. «Блаженный» Августин. — Многие считают чем-то важным не познание бога, а старательное исследование общей физической массы, называемой миром. Душа должна подавлять эту суетную жажду знания, которая в большинстве случаев приводит человека к мысли, что существует только телесное».

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Критика религии влияла на рождение философии
Может самостоятельно возникнуть у разных народов
Их отношение к двенадцати знакам зодиака созвездий наблюдений
Разрушавшей веру во влияние звезд на земную жизнь течение вселенной
Учил Человек состоит из четырех элементов

сайт копирайтеров Евгений