Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

166

вает: «Избегай всего, что ласкает твой дух, что зажигает страсти», «Обуздай глаза, чтобы не соблазняться обольстительными вещами, обуздай уши, язык и тело, обуздай речь, ум, обуздай все». Будда, согласно мифам, учил: деятельность приносит зло, недеяние — добро. Буддийские монахи носят туфли с загнутыми кверху носками, чтобы случайно не задеть песок и не изменить положение песчинок. Четвертая «истина» состоит в том, что для достижения спасения необходимо выключиться из круга перевоплощений, достигнуть состояния нирваны, т. е. угасания или исчезновения. Нирваны можно удостоиться, если следовать «среднему восьмеричному пути спасения», состоящему из «правильного видения, правильной мысли, правильной речи, правильного действия, правильного образа жизни, правильного усилия, правильного внимания, правильного сосредоточения». Это путь освобождения от 10 цепей: от любви к земной жизни, чувственных страстей и желаний, ненависти, гордости и т. д.

Буддизм проповедует непротивление злу, равнодушное отношение к действительности, примирение с ней. В буддийских легендах прославляются покорность и презрение к жизни. Так, в одной из них рассказывается, как некий царь отсекал отшельнику Арше поочередно руки и ноги, а тот отвечал только: «Я упражняюсь в терпении» (42, 81).

Буддизм призывал народ к смирению, воздержанию от всякой борьбы, отказу от общения с внешним миром, так как в нем нельзя найти избавления от страдания. Эта проповедь освящала и закрепляла рабство и угнетение народа. В III в. до н. э. царь Ашока принял буддизм. На скалах и колоннах сохранились моральные поучения Ашоки, которые предписывали повиноваться властям, подавлять все желания и стремления.

Будду иногда считают социальным реформатором, призывавшим разбить цепи кастового строя. Г. Ольден-берг близок к истине, когда пишет, что буддизму «была чужда всякая мысль о какой бы то ни было реформе государственной жизни, всякая фантазия, направленная на основание земного идеального царства, благочестивой утопии... Пусть государство и общество остаются такими же, как и прежде, благочестивый монах, отрекшийся от мира, не принимает никакого участия в забо-

167

тах и деятельности людей. Каста для него самого йе имеет значения, потому что все земное его более не касается, но ему и в голову не приходит бороться за уничтожение каст или за смягчение их суровых предписаний относительно людей, оставшихся в светском сословии» (61, 149).

Многие буржуазные философы-идеалисты утверждают, что буддизм в период своего возникновения не был религией, а являлся своеобразной полумистической, полурационалистической системой моральной философии, отличавшейся к тому же атеистическим характером. Это мнение критиковал еще Г. В. Плеханов, указавший, что буддизму свойственны анимистические верования, что он наполняет небеса бесчисленными богами, проповедует, что к Будде якобы обращались с вопросами различные боги. Известный индолог Хельмут фон Глазенапп пишет в книге «Буддизм и идея бога», изданной в 1954 г. в ФРГ, что буддизм, возникнув как брахманская секта, не отвергал существования брахманских богов и принял учения о сансаре и карме, основанные на вере в сверхъестественное. В буддийской литературе сообщается, что Будда ответил на вопросы одного раджи:

«Есть ли боги? Есть ли Брама? — «Конечно, есть». Будда учил: «Богов много, и я их знаю», он объявил: «Я — бог высший из богов» (38, 337). Все попытки представить буддизм только своеобразной философией морали, а не религией, тщетны. Буддизм с самого начала был религией, признавал существование бесчисленных духов и богов, которые, однако, понимались иначе, чем в христианстве. Своеобразные толкования в буддизме понятий бога, души и достижения спасения в неземном мире не превращают буддийское вероучение в атеизм. Многие буддийские монахи обожествляли ничто, небытие, нирвану как абсолютное основание мира, носителя и источник его. Это обожествление ничто сосуществовало вместе с почитанием брахманского пантеона, огромного числа Будд и бодисатв.

Первоначальный буддизм испытал влияние идей вольнодумцев. Будда будто бы изучал сочинения Брихаспати, которого считают основоположником учения материалистов и атеистов. Буддисты отрицали верховную творческую силу божества Исвары, доказывая невозможность его бытия. Если бы существовал всемогущий творец,

168

говорили буддисты, то мир не был бы наполнен такими мучениями, творец позаботился бы, чтобы в мире не было бедствий и страданий. Если бы мир был создан богом, тогда не было бы изменения, уничтожения, священности и несвященности, справедливости и несправедливости. Отвергая, что мир был создан духом или материей, буддисты, однако, отрицают существование объективной реальности, т. е. существование независимой от сознания материи. В буддийской философии нет понятия материи как объективной реальности. Внешний мир для буддистов только иллюзия сознания, он существует только до тех пор, пока кто-то его ощущает. На вопрос: «Если нет правителя мира, чьей власти он подчинен, с чьим бытием связан он?» — Будда якобы так ответил: «Сознанием правится мир, с сознанием связана его судьба, сознанию подчинен мир». На этом основании, конечно, не следует наделять буддизм чертами современных субъективно-идеалистических философских течений вроде экзистенциализма, что теперь стало модным в капиталистических странах.

Д. Чаттопадхьяя указывал на то, что ни один из ранних буддийских текстов не был собственно философским;

строго говоря, философские течения в буддизме появились много времени спустя после Будды. Знаток буддийской литературы Б. В. Семичов писал, что буддийская философия имеет «чисто идеалистическое содержание». Для нее первоэлементы трансцендентны, что «отвергает любые попытки искать в ней материалистические основы» (73, 6?). Буддизм чужд рационализма, это религия, в основе которой находится идеалистический иллюзионизм.

Ф. Энгельс отметил в «Диалектике природы», что ранним буддистам было присуще стихийно-диалектическое мышление. Буддисты учат о непрерывном и безначальном становлении вселенной, вечном возникновении и уничтожении всего. Жизнь — непрерывный поток состояний, каждый из которых зависит от предшествующих условий и в свою очередь порождает следующие состояния. Будда якобы проповедовал: «Что кажется вечным — исчезнет; высокое снизится; где есть встреча, будет и разлука; все, что рождено,—умрет». Любая вещь существует и не существует. Пламя светильника кажется неизменным, но в любой миг это пламя превращается

169

в другое, оно не есть одно и то же. Диалектика бытия и небытия приняла в буддизме форму абсолютного отрицания всего устойчивого и постоянного в мире, форму одностороннего превращения бытия в небытие.

Философия возникла в Индии как материалистическое учение, выступившее против религии, когда в VI—V вв. до н. э. там происходил кризис мифологического понимания мира в результате обострения борьбы между общинной демократией, жреческой и военной аристократией. Эта борьба была направлена против кастового строя и господства брахманов. «Материалисты нападали на авторитет и непогрешимость канонов в мышлении, религии и теологии, — писал Дж. Неру. — Они критиковали веды, институт жрецов и традиционные верования ... и восставали против всех форм волшебства и суеверий. Они хотели избавиться от оков и бремени прошлого, от рассуждений по вопросам, не поддающимся восприятию, от поклонения воображаемым богам» (57, 99).

Еще в глубокой древности каста кшатриев боролась с брахманами за власть, а поэтому выступала против их учений. Н. П. Аникеев собрал интересный материал по этому вопросу. В ведах рассказывается о борьбе Вишва-шитры, царя Пенджаба, с жрецом Васишты за обладание Сабалой, или чудесной коровой, которая дает все земные блага. Здесь в иносказательной форме содержится намек на столкновения между светской и духовной аристократией из-за земельных владений. В ведах упоминаются люди, отвергавшие жертвоприношения и другие обряды. Эти вольнодумцы называются «ниспровергатели богов», «люди без веры», «враги брахманов». В «Ригведе» говорится: «О нем, внушающем ужас, они спрашивают: „где он?". О нем, воистину, они также говорят: „нет его". „Нет Индры, иные говорят, кто видел его? Кого воспевать нам"». Герой «Рамаяны» Рама, сын брахмана, спорит с Джабали, отрицающим поминки. Джабали говорит:

«Пойми, просвещенный, что никто не живет после смерти. Верь только тому, что воспринимается чувствами, и отвергай все, что выходит за пределы чувств». Рама жестоко расправился с вольнодумцами. Он «трижды семь раз» избивает своим топором кшатриев, очищая от них землю. Один из персонажей героического эпоса «Махаб-хараты» говорит, что после смерти он превратился в шакала 8а то, что был «ученым, подвергавшим все суду

170

разума... Критиком и противником священников в спора о Брахмане, неверующим» (70, 412).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Шахнович М. Происхождение философии и атеизм атеизма философии 3 человек
Вызвавших большие изменения поверхности земли в период существования челове 183 чества ни в атлантическом
Особенно часто издаются книги различных мистиков об атлантиде
Слово философ впервые употреблено великим древнегреческим мыслителем пифагором философия философию
Философы идеалисты говорили о единстве

сайт копирайтеров Евгений