Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В условиях мирового кризиса христианства особенно ясным становится, что богословие, так же как и буржуазная философия, бессильно правильно ответить на коренные вопросы миросозерцания: кто мы и что мы; откуда мы и куда мы? Даже такой видный индийский политический деятель и философ, как Сарвапалли Радхакришнан, очень далекий от материализма и атеизма, заявил: «Бедность, болезни, угнетение и войны — все это оправдывалось и санкционировалось религиями... Они наполнили мир войнами, мучили души и сжигали тела людей... До последнего времени атеисты, а не святые возглавляли деятельность на благо просвещения и справедливости» (5, 34). Это же признал и принципал богословского колледжа Сирийской церкви Востока в Индии священник Павел Вергезе, отметив в 1971 г. на страницах седьмого номера «Журнала Московской патриархии», что «мир становится все более и более отчужденным от бога как на Востоке, так и на Западе» и «во многих районах мира атеисты проявляют больше духа самоотверженного служения, чем христиане».

Буржуазные идеологи напуганы тем, что народные массы тянутся к материалистической философии, приходящей на смену религиозному миропониманию, а поэтому стараются внушить, что истинным универсальным целостным мировоззрением может быть только религия, которая выдается за «древнейшую мудрость человечества», за «величайшую сокровищницу духовных ценностей». В 1968 г. на XIV Международном философском конгрессе в Вене многие теологи и философы-идеалисты говорили о единстве и нераздельности философии и религии, уверяли, что философия есть содержание религии, а религия дает философии материал для ее анализа. На Западе в книгах и брошюрах, по телевидению и радио проповедуется ложное воззрение, будто всякая философия имеет религиозное основание, а всякая религия — философский смысл. Эта пропаганда философской, этической и эстетической ценности религии часто тесно связана с распространением разных антикоммунистических и антисоветских вымыслов.

Современная эпоха требует наступательной борьбы против антикоммунизма, широкого распространения зна-

5

нии о прошлом и настоящем духовной культуры. В капиталистических странах большое значение приобрели споры о том, что такое философия, откуда она взялась, какая философия истинная и какая ложная. Вокруг этих старых, но вечно живых вопросов давно ведется ожесточенная идейная борьба. Решение их зависит от того, придерживаться ли материалистического пли идеалистического воззрения на мир. Обыватель часто' под материализмом понимает корыстолюбие, обжорство, пьянство и другие пороки, которым он сам нередко предается. Идеализм же им толкуется как бескорыстие, вера в добродетель, любовь к людям, стремление к «лучшему миру». Художник В. Е. Маковский эти мещанские понятия о философии, возникшие под воздействием религиозных проповедей, иронически изобразил в своей картине' «Материалист и идеалист». Материалист — повар с огромным животом, толстой шеей, близорукий, на его лице тупое самодовольство, он с пренебрежением слушает, что ему говорит идеалист — худенький, робкий человечек, весь какой-то воздушный, в ветхом одеянии, с жиденькими волосами, торчащими в разные стороны (он настолько чужд всего земного, что не удосужился даже причесаться), взоры его устремлены ввысь, он весь в грезах... Итак, материализм, по мнению обывателя, это стремление к земным плотским наслаждениям до пресыщения и забвения идеалов, а идеализм — пренебрежительное отношение к материальным благам и мечта об идеале. На самом же деле философский материализм ничего общего не имеет с этими нелепыми представлениями о нем.

Материализм и идеализм возникли в древности, но само употребление этих терминов для обозначения противоположных философских направлений началось в XVII в. Материалисты и идеалисты различно объясняют отношение человека к миру (сознания или духа к бытию или материи) и по-разному отвечают на вопросы: что чему предшествует, что от чего произошло и от чего зависит?

Понятие «материя» происходит от слова «материал» и означает в философии объективный мир, существующий вне и независимо от сознания людей. Материалисты доказывают, что материя первична, а сознание вторично, сознание есть свойство человеческого мозга отражать внешний мир, который материален и состоит из различ-

6

ных видов движущейся материи, вечно развивающейся и изменяющейся.

Идеалисты проповедуют, что изначально существовал дух, а природа, материя будто бы порождение этого духа. Такое утверждение о первичности духа, будучи выражено теологически, принимает форму веры в бога — творца мира. В первой строчке книги Бытия, составленной, вероятно, в IX в. до н. э., уже содержится исходное положение идеалистической философии: дух существовал раньше природы. В Библии, во второй книге Маккавеев, первоначально написанной по-гречески в Александрии во II в. до н. э. и дошедшей в манускриптах Септуагинты, утверждается, что «все сотворил бог из ничего» (II Мак., 7, 28). Папа Павел VI напоминал, что «логическим и онтологическим принципом библейской философии является провозглашение абсолютного господства бога-творца и зависимости от него человека» (107, 603).

Многие католические богословы отвергают связь идеалистической философии с религией, заявляя, как например А. Дойден в брошюре «Современный материализм и вера в бога», изданной в Брюсселе в 1958 г., что у христиан нет ничего общего с какой-либо формой философского идеализма, относя к нему только субъективный идеализм и замалчивая, что основное положение объективного идеализма — лишь иное выражение догмы религии о сотворении мира богом. Философы-идеалисты, по словам В. И. Ленина, всегда старались сделать представление о боге «абстрактнее, туманнее и в то же время (для правдоподобия) ближе к „психическому", как „непосредственному комплексу", как непосредственно данному, не требующему доказательств» (3, 18, 241). «Мировой разум» Гегеля, «Абсолютное Я» Фихте, «Мировая Воля» Шопенгауэра, «Эмпирический бог» Джемса — это все тот же поповский боженька.

Философия стремится к целостному восприятию мира. Л. Н. Толстой писал: «Философия всегда занимала меня, я любил следить за этим напряженным и стройным ходом мысли, при котором все сложные явления мира сводились—из разнообразия—к единому» (77, 23, 499), Но не всякое сведение явлений мира к единому началу — философия, если их свести к богу, то это — теология. Неверно видеть единство мира в каком угодно произвольно избранном начале, в нереальных, фантастических сущ-

7

ностях. Единство мира состоит в его материальности, что доказано всей историей человеческой практики, всем длительным и трудным развитием науки. Поэтому настоятель Кентерберийского собора в Англии Хьюлетт Джонсон ошибался, утверждая в книге «Христианство и коммунизм», изданной в 1956 г., что истинная христианская религия материалистична.1 Христианство, провозглашающее догматы о бытии бога-творца, бессмертии души и загробной жизни, проникнуто идеализмом. Новый завет утверждает: «В начале было Слово... и Слово было Бог» (Иоан., 1,1).

«Великий», «высший», «основной» вопрос философии не исчерпывается проблемой, чем определяется сознание человека — бытием, материей, природой или сама природа — творение духа, но и требует ответа на вопрос, может ли человек познать окружающий мир. Тех, кто считает, что люди могут познать лишь видимость явлений, а не сущность их, называют агностиками (греч. «а» — не, «гносис» — знание). Библия учит агностицизму: «Человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем» (Екклез., 8, 17). Материалисты же, наоборот, стараются разгадать тайны мира и твердо убеждены, что наши знания достоверны, так как они основаны на опыте и практике. Давно сказано, что без знания практика слепа, а без практики знание мертво. Сила — в знании. Все познаваемо. Есть только непознанное, а непознаваемого не существует. По мере развития науки непознанные явления будут непременно познаны.

В течение веков изменялись взгляды на вопрос: что такое философия? На Древнем Востоке она отождествлялась с мудростью и еще не выделялась из общего понятия о знании, а поэтому не имела специального термина. В Индии лишь в VIII в. н. э. в «Артхашастре, или Науке политики» появляется понятие «даршана» (видение мира) в качестве определения философии: «Философия, учение о трех ведах, учение о хозяйстве, учение о государственном управлении — это науки... Исследуя при помощи логических доказательств: в учении о трех ведах—законное и незаконное, в учении о хозяйстве — пользу и вред, в учении о государственном управлении — верную и не-

1 См. также: R. С. Zасhneг. Dialectical Christianity and Christian materialism. London, 1971.

8

верную политику, философия исследует и сильные, и слабые стороны этих наук, приносит пользу людям, укрепляет дух в бедствии и в счастии и дает умение рассуждать, говорить и действовать. Философия всегда считается светильником для всех наук, средством для совершения всякого дела, опорою всех установлений» (7, 757—138). В Иране в Авесте нет понятия «философ», известны только слова, обозначающие мудреца: хратугина (идущий & мудрости) и хратупат (пришедший к мудрости). В Китае философия приобрела термин «чже-сюэ» (наука мудрости) только в XIX в. Из этого не следует делать вывод, что в Древней Индии или Китае не было философии. В этих странах не существовало и термина «религия», но это не значит, что там не было ее.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Так же как развитие философии в новое время было связано с критикой
Разгадка возникновения философии заключается в развитии рабовладения
История философии
Философия возникает в условиях философия мифологии
Шахнович М. Происхождение философии и атеизм атеизма философии 1 влияние

сайт копирайтеров Евгений