Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

философов-материалистов. Еще Платон относил Прометен к первым философам, намекая, возможно, на то, что философия начинается как «Прометеева ересь», как бунт против бога. Вот почему Прометея всегда ненавидели различные реакционеры. Обер-прокурор святейшего синода К. П. Победоносцев с гневом писал: «В мифе Прометея, связанного Зевсом и пригвожденного к кавказскому утесу, нельзя не распознать идею новейшего скептицизма, в сопоставлении с идеей всемогущего бога, создателя вселенной. Это протест гордого духа против общего верования в бытие божие, отрицание покорности и поклонения божеству» (66, 143). Но именно за это ценили образ Прометея передовые писатели, поэты и философы. М. Горький писал: «Спор человека с богами вызывает к жизни грандиозный образ Прометея, гения человечества, и здесь народное творчество гордо возносится на высоту величайшего символа веры, в этом образе народ вскрывает свои великие цели и сознание своего равенства богам» (24, 24, 29). К. Маркс знал наизусть «Прикованного Прометея» Эсхила, отмечал, что боги Греции были смертельно ранены сказанием о неукротимом Прометее. Маркс называл этого героя, терзаемого орлом, но продолжающего грозить Зевсу, «самым благородным святым и мучеником в философском календаре» (2,25).

Семь мудрецов

Истоки философии в Древней Греции восходят к народным изречениям. Эллинские пословицы и поговорки приобрели мировую известность: «Одна ласточка не делает весны», «Кто в море не бывал, тот горя не видал», «Кому счастье, у того и куры доятся», «Капля по капле и камень точит», «Ленивому всегда праздник», «Гора родила мышь», «Из мухи делать слона» и т. д. Аристотель говорил, что пословицы — это остатки древнейшей философии, уцелевшей с незапамятных времен из-за своей краткости, красоты и остроумия. Некоторые изречения Гераклита близки к пословицам: «Глупец при каждом слове входит в азарт», «Невежество трудно скрывать при опьянении», «Собаки лают на тех, кого они не знают», «Глаза более точные свидетели, чем уши»

210

(«Не верь ушам, а верь очам»), «Ослы золоту предпочли бы солому» и т. д.

У древних греков была очень развита гномическая поэзия, излагавшая в изречениях правила житейской мудрости. Поэты VI в. до н. э. Феогнид, Фокилид и другие славились как авторы двустиший, содержавших моральные сентенции. Поэт Феокрит пишет:

Есть у мудрейших обильный запас изречений,

Много для жизни полезных советов может в нем каждый найти.

В путешествии по Аттике, сообщал Платон, легко научиться нравственности, читая надписи, изречения и стихи философов на гермах (четырехгранных столбах), поставленных на больших дорогах и среди селений. Аристотель составил первый сборник древнегреческих пословиц, который не сохранился. После Аристотеля многие философы собирали пословицы, но уцелели лишь сборники софиста Зеновия (II в. н. э.), записавшего 552 изречения; Дигениана (II в. н. э.), собравшего 776 изречений.

В средневековой Европе очень любили древнегреческие изречения. На Руси особенно был известен переводной сборник «Пчела», составленный в Византии, где славились антологии изречений «Розовый сад», «Фиалковый цветник» и т. д. В «Пчеле», переведенной на русский язык в конце XII в., собраны сентенции о мудрости, добродетели, дружбе, злобе и т. д. В конце XVII в. в рукописи первого сборника русских пословиц «Повести или пословицы всенароднейшие» было в числе прочих 30 пословиц, переведенных с греческого языка. В нашу речь вошли изречения, приписываемые Платону: «Лучше в обиде быть, нежели в обидчиках», «Доброе начало— половина дела», «Живи не как хочется, а как можется»; Аристотелю: «Корень учения горек, а плоды его сладки», «Из двух зол выбирай меньшее», «Привычка—вторая натура», «Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть», «Горе сдружает людей», «От хозяйского глаза и конь добреет»; Плутарху: «Слово—не воробей, вылетит—не поймаешь», «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке», «Коня в рати узнаешь, а друга в беде». Эллинские мудрецы были так популярны в России, что на иконостасах в церквах помещали их изображения и под ними писали изречения философов.

211

В Москве в Благовещенском соборе были помещены изображения Аристотеля, Зенона, Плутарха, Менандра, Фукидида, Птоломея с их изречениями.

В Древней Греции авторство наиболее известных пословиц приписывалось семи мудрецам, государственным деятелям, жившим в VII и VI вв. до н. э. Гегель считал, что они находятся «на пороге истории философии» (22, 9, 141). К. Маркс указывал, что «греческая философия начинается с семи мудрецов, к которым принадлежит ионийский натурфилософ Фалес» (2, 131). «Sophos есть первый образ, в котором предстает перед нами греческий philosophos, — писал Маркс. — Он выступает мифологически в семи мудрецах, практически — в Сократе и как идеал —у стоиков, эпикурейцев, ново-академиков и скептиков» (1, 3,124).

В Элладе слово «софос» мудрец было связано с ремеслом, техникой, производством. Слово «мудрый» (умеющий что-либо сделать) употреблялось подобно слову «умный». Платон, излагая воззрения Протагора, говорил:

«Я называю мудрецами врачей, если дело касается тела, и земледельцев, если речь идет о растениях». Для древних греков понятия мудрого и нравственного были едины. Гераклит указывал, что мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы прислушиваться к природе и поступать сообразно с ней. Эллины считали мудрость высшим благом: «Мудрому человеку вся земля открыта».

Началом философской эры обычно считается 582 г., когда в Афинах, по словам Деметрия Фалерского, были названы имена семи мудрецов. Точно неизвестно, кто это были. Согласно Платону, у которого в сочинении «Про-тагор» впервые сообщается предание о семи мудрецах, ими считались Клеобул, Питтак, Биант, Фалес, Хилон и Солон. По одному списку седьмым мудрецом был Мисон, а по другому — Периандр. Питтак, Биант, Хилон, Солон — законодатели. Периандр в течение сорока лет был тираном Коринфским. К семи мудрецам причисляли и легендарного поэта Орфея, а Ориген в III в. ухитрился отнести к ним Моисея и Зороастра. До нас дошли изображения семи мудрецов на эллинистической гемме и на двух мозаичных полах римского времени в «зале муз» ватиканского музея, относящиеся к эпохе Александра Великого.

К. Маркс писал, что предание «в лице семи мудрецов знаменует мифологическое начало греческой философии»

212

(2, 28). Многие народы верили в то, что было семь матерей-прародительниц, семь главных богов и богинь, семь мудрецов. В шумерских мифах судьбы Вселенной решают семь старших богов и богинь, в подземном царстве, перед которыми имеется семь дверей, судьбами умерших распоряжаются семь судей. У шумер «злой семерке» демонов противостояло «семь мудрецов» — добрых духов, окрыленных пятиногих быков с человеческими головами или людей с птичьей головой и крыльями. В эпосе о Гильгамеше упоминается, что именно они заложили кирпичные стены города Урука. В Древнем Египте бог мудрости Тот имел семь помощников. В Древней Индии семь мудрецов почитаются основателями семи главных брахманских родов. Они изображены на одной индийской печатке приносящими жертву богу. Их иногда называют риши — семью сыновьями богов, живших на семи звездах Большой Медведицы и спустившихся на Землю, где они стали высшими жрецами, мудрыми песнопевцами. Поэтому в Древней Индии число семь считается знаком мудрости. В России в XVI в. была переведена с польского языка «Гистория о семи мудрецах», восходящая к индийскому сказанию о том, как король поручает семи мудрецам воспитывать своего сына. Каждый мудрец рассказывает поучительную повесть.

Представление о том, что великих мудрецов было семь, возникло потому, что этому числу придавали магическое значение. В Древней Греции семь считалось числом Аполлона, которому приносили жертву в седьмой день до новолуния. Семерка часто упоминается в мифах (семь сыновей и семь дочерей Ниобы, титаны разорвали Диониса на семь частей, афиняне ежегодно приносили в жертву Минотавру семь юношей и семь девушек). Древние греки чтили семь светил, полагая, что мироздание состоит из семи частей, что существует семь чудес света и т. д. Число семь — хебдомада — играло огромную роль в орфико-пифагорейских верованиях. Даже Солон придавал «седмице» большое значение в человеческой жизни.

Изречения, приписываемые семи древнегреческим мудрецам, восходят к фольклору. К. Маркс указывал, что «первые мудрецы являются лишь сосудами, пифиями;

субстанция изрекает их устами общие, простые предписания; их язык — это еще только язык субстанции, кото-

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Шахнович М. Происхождение философии и атеизм атеизма философии 1 влияние
Премудрость соломона
Впоследствии число первоэлементов было расширено до четырех
Каждый человек отнимает вещи своего брата существовании произведении
В светской дидактической литературе поступки человека часто рассматривались как результат его собственной воли

сайт копирайтеров Евгений