Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Родина Фалеса — Иония, крупный торговый центр Восточного Средиземноморья. Здесь начало Греции и конец Азии, своего рода перекресток, на котором встречались многие народы и разные культуры. В Ионии сохранилась память о наследии хеттской цивилизации, древнейших цивилизаций Эгейского мира, Фригии, Лидии, Мидии и местного карийского населения. Ионийцы в течение долгих лет были подданными лидийских и персидских царей. В ?? в. до н. э. Иония заняла выдающееся место в торговле, ремесле, технике, мореплавании, литературе, искусстве, наук». Жители Ионии узнали способ плавки г Отливки металлов, размягчения и закаливания металлов посредством огня и погружения в воду, впервые стали воздвигать мраморные статуи. В Ионии родились поэты Гомер и Анакреон; живописцы Апполес и Паррасий, логографы Кадм и Дионисий, историки Гекатей и Геродот, философы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Ксенофан, Гераклит, Пифагор, Анаксагор, Левкипп. Отсюда, из Малой Азии и островов, расположенных между ней и Грецией, философия сделала первые шаги и распространилась по Европе.

Из всех двенадцати ионийских городов самым могущественным был Милет, основанный, по преданию, Сар-педоном, сыном Зевса и Европы, прибывшим из Крита. Милет вел большую морскую торговлю. Он основал колонию Навкрапис в Египте и Ольвию в устье Днепра. Только на побережье Черного моря милетцы имели до 80 колоний. Из Милет вывозились продукты его виноградников и пастбищ, производства и ремесла. Милет обладал многочисленными стадами овец, снабжавших Эл-

219

ладу шерстью, славился текстильными изделиями, узорными тканями.

В VII—VI вв. до н. э. в Милете натуральное хозяйство сменилось денежным, была создана одна из наиболее древних денежных систем. Классовая борьба в Милете принимала самые острые формы. В VI в. государственная власть в Милете перешла от аристократии к богатым торговцам и ремесленникам. Переворот в политических и социальных отношениях способствовал развитию рационального понимания мира.

В формировании новой картины Вселенной большую роль сыграл Фалес. О его жизни и трудах имеется очень немного достоверных сведений. Он происходил из греко-финикийской семьи. Отец был выходцем из Карий, а мать принадлежала к старинному греческому роду. Время жизни Фалеев определяется на основании сообщения Геродота о том, что он предсказал год солнечного затмения, случившегося в день битвы лидийского царя Алиатта с войсками Киаксара Мидийского. Это могло быть 28 мая 585 г., 21 июня 597 г. или 30 сентября 610 г. до п. э. Если он предсказал первое из этих затмений в 40 лет, в период своего расцвета — акме, то он родился в 624 г. По преданию, Фалес путешествовал по странам Востока, многому научился у египетских и вавилонских жрецов. Его изображают мудрецом, отрешенным от жизни, полностью погруженным в астрономические наблюдения. Про него рассказывали, что однажды, заглядевшись на звезды, он упал в колодец, а рабыня посмеялась над ним, что он у себя под ногами ничего не видит, а на небо смотрит. Изображали Фалеса и ловким дельцом, способным использовать свои знания для личной выгоды: предугадав небывалый предстоящий урожай оливы, он откупил заранее множество масличных прессов, что помогло ему нажить огромное состояние. Фалес был известен как выдающийся политический деятель, встречи с которым искал сам Солон. Фалес будто бы сумел переместить русло реки Галиса, облегчив тем самым переправу лидийским войскам Креза. Философ давал советы своим согражданам в сложных политических вопросах, доказал ионийцам, что причина слабости их городов в борьбе против персов состоит в разрозненности и предложил объединиться, создав общий совет в центре Ионии на Теосе.

220

В Греции были широко известны мудрые ответы Фалеса на «хитрые» вопросы: «Что больше всего?» —«Величайшее пространство, которое вмещает все»; «Что прекраснее всего?» — «Мир, ибо все, расположенное в системе, часть его»; «Что быстрее всего?» — «Быстрее всего ум, он обегает все»; «Что всего мудрее?» — «Время, ибо оно одно открывает все»; «Что самое общее для всех?» — «Надежда, ибо если у кого и ничего нет, то она есть»; «Что полезнее всего?» — «Добродетель, она все делает полезным»; «Что вреднее всего?» — «Порок, он вредит всему»; «Что сильнее всего?» — «Необходимость, ибо она властвует над всем»; «Что легче всего?» — «То, что согласно с природой»; «Что трудно?» — «Познать самого себя»; «Что легко?» — «Давать советы другим»; «Что самое удивительное?» — «Увидеть тирана стариком»; «Как легче всего переносить несчастье?» — «Если видеть врагов своих в еще худшем положении»; «Когда мы будем жить лучше и справедливее всего?» — «Если сами не будем делать того, что другим запрещаем»; «Кто счастлив?» — «Тот, кто здоров телом, одарен спокойствием духа и развивает свои дарования»; «Чем отличается жизнь от смерти?» — «Ничем», «Почему же в таком случае ты не умираешь?» — спросили мудреца. — «Потому, — ответил он, — что нет никакой разницы».

Народная молва считала Фалеса автором таких изречений: как ученого — «Невежество — тяжкое бремя», «Поучай и учись лучшему»; как дельца—«Отдавай деньги в верные руки, иначе понесешь убыток», «Не приобретай богатства незаконным путем». Большинство изречений Фалеса обычны для семи мудрецов:

«Люби мир», «Какие деньги затратили родители на своих детей, такие они получат от них» и т. д.

Фалес — первый астроном, математик, метеоролог. Римский писатель II в. Апулей писал во «Флориде» о Фалесе, что он был у греков первым изобретателем геометрии, самым опытным испытателем природы, самым знающим наблюдателем светил: проводя маленькие черточки, делал великие открытия. Фалес установил, что разлив Нила происходит потому, что течение его задерживают пассатные ветры и вода в устье не имеет выхода. Фалес построил элементарную геометрию, доказав пять теорем: диаметр делит круг пополам; углы

221

при основании равнобедренного треугольника равны; вертикальные углы равны; два треугольника, имеющие равные стороны и прилегающий к ним угол, равны; угол, вписанный в полукруг, прямой. Прокл в V в. н. э., опираясь на не дошедшую до нас историю геометрии ученика Аристотеля Эвдема Родосского, писал о Фалесе, что «иногда он рассматривал вопрос несколько общо, иногда более конкретно, опираясь на наглядность» (33, 66). Фалесу приписывается первое применение циркуля и угломера. Он установил в родной гавани дальномер и измерял расстояние от берега до судов, видимых далеко в море, изобрел гидравлические часы, впервые заметил, что если желтую смолу (янтарь), которая называлась у греков электроном, натереть мехом, то она станет притягивать соломинки.

Образ Фалеса представлялся древним прежде всего в виде астронома, потому что начало философии связано с формированием астрономии как теоретической науки, разрушавшей веру во влияние звезд на земную жизнь, орфические вымыслы о том, что небесные тела — это обиталища душ умерших и т. д. В Древней Греции, как и во всех странах, наблюдения за движением небесных светил первоначально переплетались с астролатрией. Следы ее видят в культе Зевса, олицетворявшего небо, и 12 окружавших его божеств, как раз по 12 месяцам, У Гесиода в «Трудах и днях» указывается восход и заход главнейших созвездий, сообщается о солнцестояниях, приводятся астрономические данные, по которым различали времена года и распределяли полевые работы, но Гесиод верит в благоприятные или неблагоприятные для тех или иных дел числа месяца, во влияние звезд на жизнь людей, в частности в воздействие Сириуса на половую жизнь человека. Гесиод писал, что когда жгучий Сириус появляется на небе, козы жиреют, вино становится сладостным, женщины сладострастными; пейте библинское вино, питайтесь сыром, мясом молоденьких козлят. Когда Орион и Сириус дойдут до середины неба, тогда собирайте виноградные гроздья, выставляйте их на солнце в течение десяти дней и десяти ночей, а потом подержите их в тени пять дней и пять ночей и на шестой день почерпните их сока для возлияния богу Дионису. Известны астрологические стихи, распространенные еще в период возникновения ионийской филосо-

222

фии. Сохранился отрывок милетского сочинения VII— VI вв. до н. э. неизвестного автора о числе семь. В этом фрагменте отразилось влияние астрологии. В нем говорится о том, что все состоит из семи, есть семь сфер Вселенной (эфир, звезды, солнце, луна, воздух, вода, земля), семь созвездий, определяющих семь времен года (время посева, зима, время посадки, весна, лето, время плодов, осень), семь частей земли, семь частей тела людей и животных, семь элементов души, семь ветров, семь гласных и т. д. Автор не знает различия между планетами и неподвижными звездами, считает землю неподвижным центром, предполагает, что земля произошла из воды, шаровидна, проводит параллель между микрокосмом и макрокосмом. Вселенная дышит как человек, тела людей, животных и деревьев сходны со Вселенной. Земля по твердости подобна костям, вода в реках подобна крови в телах, воздух соответствует дыханию и т. д. Автор отмечает воздействие фаз Луны на живые существа, от которых зависит их рост и развитие. Влияние астрологии обнаружено у пифагорейцев1, в медицине (особое значение чисел, связь между устройством мира и человеческим телом и т. д.) и других науках.

Л. Фейербах писал: «В воде ионической натурфилософии угас светильник языческой астрогеологии». Первые философы-материалисты были все астрономами, которые, изгоняя богов с небесных светил, способствовали перевороту в мировоззрении эллинов, критиковали астрологию. Гераклит полагал, что Гомер был астрологом, упрекал Гесиода за то, что он учил одни дни считать хорошими, а другие плохими, говоря: «Гесиод не знал, что природа каждого дня одинакова», что «один день равен всякому другому». Гераклит осуждал магов. Он пытался определить величину Солнца, и изменения в нем, писал, что без Солнца была бы звездная ночь. Гераклит называл Фалеса «первым астрономом». Диоген Лаэртский сообщал, что Фалес первый из греков стал заниматься астрономией. Л. Фейербах отметил, что «Фалес поднялся до научного созерцания природы и сделал звезды, представлявшиеся народной вере божественными существами, предметом размышления и вычисления» (85, 65). Фа-

1 См.: L. Rоugiеr. Le Religion astrale des pythagoriciens Paris, 1959.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

История начинается в шумере
Добродетельный человек почитает отца
Сущность содержания книги перемен
Особенно твоих родителей

сайт копирайтеров Евгений