Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Но где отыскать их гробницы?

Рухнули стены, исчезли бесследно.

Как будто их не бывало.

И уж никто не придет оттуда

И не расскажет, что с ними...

Придет и к тебе день скорби и плача,

Но плача ты не услышишь,

И не воскреснешь ты от рыданий,

И сердце твое не забьется.

Так веселись же! Забудь печали,

Сокровища не унесешь в могилу.

Так веселись же! Покинув землю,

Ты на нее уже не вернешься.

(84, 222— 224)

Об этом сомнении в существовании загробного мира упоминают и пословицы многих народов. Так, например:

болгары говорят — «Никто не вернулся с того света, чтобы рассказать, что там», непальцы—«Где тот, кто достиг бессмертия?».

Жрецы обличали тех, кто слушал «Песню арфиста», сочиняли свои песни, противоположные ее взглядам. В тексте, обнаруженном на стене гробницы одного из верховных жрецов Амона, содержится полемика со скептицизмом «Песни арфиста»: «Я слышал песни, в которых возвеличивается земное и уничижается загробное. Зачем это? ... Как велико благо соединиться с владыками веч-

79

ности... и быть с глазу на глаз с богами, которым слу жил» (82, 66).

Особенно явны следы сомнений в загробном существовании как цели жизни в «Беседе разочарованного со своим духом», произведении, возникшем в XXII—XXI вв. до н. э.1 Герой его, утративший вкус к наслаждениям, стремится к смерти, но душа отговаривает его от этого, ссылаясь на то, что никто не знает, каково на том свете, рассказать же об этом некому, так как никто оттуда никогда не возвращался на землю. Разочарование в жизни, которым проникнут этот памятник, характерно для знати в период упадка ее влияния: «Сердца жестоки, и каждый человек отнимает вещи своего брата... Человек со спокойным лицом — это злой, а добро заброшено повсюду... Человек, на которого хотят опереться, бессердечен... Нет праведных, и земля предоставлена творящим беззаконие... Я нагружен скорбью, и недостает верного человека. Грех поражает землю, и нет ему конца» (53, 385—386). В этом произведении, написанном в форме диалога и предвосхищающем платоновский способ изложения философских суждений, есть уже зачатки постановки проблемы отношения души и тела.

В умах мудрецов блеснула смелая догадка об истинной сути бессмертия. В папирусе, относящемся к XIII в. до н. э., говорится, что пирамиды бессильны обеспечить бессмертие, но великие труды, полезные людям, живут вечно. Бессмертны авторы мудрых писаний, их читают поколения людей, учатся по ним и помнят своих учителей: «Они не делали себе пирамид из меди с надгробными плитами из железа. Они не заботились о том, чтобы оставлять наследниками детей, [которые бы] произносили их имена [при отправлении заупокойной службы], но они сделали своими наследниками свои писания и поучения, которые они сотворили. Они поставили себе свиток вместо чтеца и письменный прибор вместо „любящего сына" [сына, на обязанности которого лежало отправление заупокойного культа]. Книги поучения стали их пирамидами. .. Для них были сделаны двери и залы, но они развалились. Их жрецы ушли, их плиты покрылись прахом,

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В древнем вавилоне
Представляющим собой единство противоположных начал
Индийские представления об истории человечества как непрерывном движении по кругу сложились под
История философии
Атлантида погибла в пучинах водной стихии в наказание за неповиновение таинственным силам

сайт копирайтеров Евгений