Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

(6, 185—186)

206

Ксенофан высмеивал египетских жрецов, оплакивавших смерть Осириса:

Если это бог, то не оплакивайте его, ведь боги бессмертны,

Если же это человек — не приносите ему жертв.

Нищий рапсод, изгнанный из родного города, Ксенофан говорил, что «не должно воспевать сражений титанов, гигантов и кентавров—вымыслы прежних времен», а следует прославлять тех, кто славен своей добродетелью. Он призывал к развитию знаний:

Не от начала все открыли боги смертным,

Но постепенно, ища (люди) находят лучшее.

(51, 94)

Это не исключало того, что в философии самого Ксенофана еще сохранились пережитки мифологических воззрений. Он верил, что Вселенная — сознательное существо, способное видеть и слышать, что земля держится на своих корнях, простирающихся в беспредельном пространстве. Но Ксенофана уже называют геологом и палеонтологом, который предполагал, что мир возник из воды в земли или из одной земли. Заметив в местностях, далеких от моря, и в горах сохранившиеся остатки морских ракушек, отпечатки на камне рыбы, Ксенофан сделал вывод, что некогда море занимало эти земли.

Эпическая поэзия, дидактический эпос, из которого выросла философская проза, содержали элементы, противоположные мифу. «Эпос рождается из мифа не путем эволюции, — писал В. Я. Пропп, — а из отрицания его и всей его идеологии. При некоторой общности сюжетов в композиций, миф и эпос диаметрально противоположны один другому по своей идейной направленности» (68, 33). Эпос был связан с богоборчеством. В «Илиаде» имеются следы протеста и борьбы людей против гнета богов (V, 379—380, 383—384; XXV, 441—457). Бессилие, страх и отчаяние порождало славословия им, но осознание своего могущества вызывало у людей готовность состязаться с божеством, а отсутствие помощи от бога или богини порождало даже стремление наказать их. В Древней Греции аркадские пастухи секли крапивой свой идол, изображающий Пана, если их надежда на хозяйское угощение бывала обманута.

Богоборческие мотивы выражены в мифе о восстании гигантов и титанов, сынов земли Геи, которые, взгромоз-

207

див одну на другую высокие горы, забрались на Олимп и вступили в битву с Зевсом, но потерпели поражение. В «Илиаде» упоминается имя древнего певца Фамирида, который будто бы дерзнул состязаться в искусстве с самими музами и за это был лишен ими своего дара и ослеплен. Древние греки создали миф о ткачихе Арахне, ^которая дерзко высмеивала жителей Олимпа и вступила в соревнование с богиней Афиной, соткав ткань, более прекрасную, чем созданная богиней. Ниоба выступила против богини Латоны, сатир Марсий — против бога Аполлона, но все терпели поражение. Ахилл у Гомера бранит Аполлона последними словами за укрывательство Гек-тора. Герой Диомед борется с Аресем, повергнув его на землю, ранит Афродиту. Брат Сизифа Салмней призывал к отмене жертвоприношений Зевсу, уверяя, что он сам умеет не хуже царя богов и людей метать молнии. Внук Сизифа Беллерофонт пытался на чудесном коне Пегасе взобраться на Олимп, чтобы проверить, есть ли там боги. В одноименной трагедии древнегреческого поэта Еврипида Беллерофонт, сомневаясь в существовании богов, говорит: «Коль бог дела позорные творит, то он не бог». В трагедии «Сизиф» Критий изобразил самого Сизифа безбожником, утверждавшим, что боги выдуманы законодателями для запугивания людей, чтобы заставить их соблюдать законы.

М. Горький объяснял возникновение богоборчества протестом народных масс против социального гнета, их недовольством богами как образами, созданными по подобию земных владык. «Чем более мощным и властным становился рабовладелец, — тем выше в небеса поднимались боги, — писал М. Горький, — а в массе явилось богоборчество, воплощенное в образе Прометея, эстонского Калеви и других героев, которые видели в боге враждебного им владыку владык» (24, 27, 801).

Сказание о Прометее восходит к мифам об открытии огня. Во всех древних преданиях о том, как люди овладели огнем, его всегда похищают, как бы отмечая, что он действительно был вырван у природы. Дикари часто похищали огонь у соседей, а поэтому верили, что когда-то он был украден птицей, которой удалось ради этого добраться до самого лучезарного солнца. К образам этих птиц восходит и Прометей, похитивший небесный огонь у Зевса-орла. Прометей находится в родственных отно-

208

шениях с Океаном и Океанидами. Он приносит огонь в стволе дерева, которое употребляется при добывании огня трением. Некоторые ученые объясняют происхождение имени Прометей тем, что в Древней Индии жили проматиусы — вращатели палок, добывавшие таким образом огонь. Если это не случайное совпадение, то тогда раскрыта тайна имени Прометея.

У многих народов огонь похищает орел-«громовик». Древние греки также рассказывали, что орел, который служит Зевсу, носит в когтях молнию. Известный французский историк искусства С. Рейнак писал в «Орфее», что орла прикрепляли к крыше здания, так как верили, что в орла молния ударить не может. Фронтон греческого храма назывался «аэтос» (орел). Когда впоследствии пробовали объяснить, почему орел пригвожден к крыше, сочинили миф, что именно эта птица была прикована богом к кровле в наказание за то, что она украла огонь с неба. Орла называли Прометеем потому, что по-гречески — это провидец или прозорливец, а орел считался вещей птицей, по его полетам гадали. Возможно, что все это позднейшие толкования.

Для древних греков Прометей — прежде всего «герой культуры», родоначальник ремесел и наук, который добыл огонь людям против воли Зевса, за что и был жестоко наказан «царем богов». Эсхил в «Прикованном Прометее» восхваляет его за то, что он научил людей «многим искусствам», «науке чисел и грамоте», сделал «прежде неразумных разумными и мыслить научил», «облегчил людям тяжелый труд». Не случайно понятие филантроп — Друг людей — впервые возникло как характеристика Прометея. Прометей будто бы носил знак рабства: на голове венец из трутняка, из которого делались веревки для связывания непокорных рабов. Освободил Прометея от жестокого наказания Зевса Геракл, в образе которого воплощен народ. В подвигах, совершенных Гераклом, с огромной художественной силой выражена борьба греческого народа против иноземных врагов, такие трудовые подвиги, как приручение животных, осушение болот, выведение плодов. Геракла иногда представляли рабом, который трудился на хозяина.

Возможно, что богоборческие идеи некоторых мифов, особенно сказания о Прометее, повлияли на античных

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Атеизмглава первая с Чего наЧинаетсЯ историЯ философии сердце духовной культуры 3 христианская теология
Очерки истории греческой философии
Рождение индийской философии индийская культура одна из древнейших в мире
Новые открытия в восточной части средиземного моря разрешили загадку атлантиды
Шахнович М. Происхождение философии и атеизм атеизма философии 5 философии

сайт копирайтеров Евгений