Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Многие буржуазные историки религии утверждают, что древнейшая философия выросла из астрологии1 (от греч. astron — звезда и logos — учение), древней лженауки, основанной на вере в то, что расположение звезд на небе будто бы оказывает неотразимое влияние на судьбу как отдельной личности, так и целого народа и даже человечества. Еще в 1906 г. историк Г. Винклер основал в Берлине «Общество для сравнительного изучения мифов», которое издавало «Мифологическую библиотеку» в целях пропаганды несостоятельной идеи, что мировоззрение древних народов было астральным, т. е. в основе его находились мифы, отражающие движение солнца, луны, планет и их отношение к двенадцати знакам зодиака. Эта астральная философия зародилась в Ва-

1 Cм. J. Lindsay. Origins of Astrology. London, 1971.

123

вилоне, откуда она будто бы распространилась по всему миру. Винклер объявил, что вся культура Европы до XVI в. не что иное, как усвоение и повторение вавилонской мифологии. Он писал, что отказывается критиковать «астральную философию», так как «не желает исследовать, насколько она смешивает верное с ложным, то есть насколько она „истина"» (20, 58). Книги сторонников астральной теории, такие как «Звездное небо в поэзии и религии древних народов и в христианстве» А. Древса, «Библия и звезды» А. Немоевского, «Христос» Н. А. Морозова и др., содержат многочисленные натяжки и измышления, с помощью которых авторы пытаются подкрепить эту несостоятельную гипотезу. До каких нелепостей доходили панвавилонисты, видно хотя бы из того, что П. Иенсен в книге «Моисей, Иисус и Павел» заявил, что все они — измененные образы вавилонского богочеловека Гильгамеша.

Критика реакционных вымыслов панвавилонистов, считающих лишь немногие народы творцами культуры человечества и чрезмерно преувеличивающих значение астральных религий в ее развитии, не означает, конечно, полного отрицания влияния шумерской и вавилонской культуры на духовную жизнь древнего мира. Нет сомнения в том, что некоторые астрономические и астрологические сведения древних греков — вавилонского происхождения. Однако наличие аналогичных воззрений о небесных светилах у разных народов не обязательно означает заимствование, хотя эти аналогии и навели многих ученых на мысль о том, что греки получили астрономические познания из Вавилона.

Происхождение астрологических заблуждений восходит к древней магии. Именно этим можно объяснить возникновение астрологического символизма, например отождествления Солнца со львом, быком, петухом и золотом, астрологических аналогий, существующих только в воображении, но принимаемых за действительную связь, например ребенок, рожденный под знаком Весов, будет уравновешенным, рожденный под знаком Водолея неизбежно утонет и т. д. Изучение симпатической магии, основанной на принципе «подобное вызывает подобное», проливает свет на астрологические гадания. Тайны возникновения астрологических заблуждений, из которых в древнем мире сложилась астрология как гадание по

124

взаимному положению звезд и созвездий, также восходят к первобытным временам, когда человек отождествлял себя с окружающим миром. В Древнем Египте каждая часть зодиака ассоциировалась с той или другой частью тела. Овен — хозяин головы, шеи или плеча; Близнецы — хозяин рук; Рыбы — хозяин ног. В позднейшей египетской астрологии Солнце ассоциировалось со лбом, Луна с мозгом, Меркурий — с языком, Сатурн — с левым глазом, Юпитер — с правым, Марс — с правой ноздрей и Венера — с левой. Эти странные ассоциации произошли в результате наблюдений за звездами. «Два астролога становились друг против друга, один с северной стороны, другой с южной, — писал известный этнограф Л. Я. Штернберг, — и каждый держал над головой пальмовый лист, который в середине имел узенькую щель; каждый из них смотрел в свою щелочку на щелку пальмового листа своего визави, ища таким образом меридиан того созвездия, которое он хотел наблюдать в данный момент. При наблюдении замечали, что следующая часть зодиака приходится ниже лба по направлению правого глаза, а тому, который смотрел с другой стороны, приходилась противоположная часть зодиака против правого глаза, потому что, по мере того как мы спускаемся по зодиаку, точка наблюдения спускается ниже по телу наблюдателя, переходя постепенно к локтю, бедру, голени, ноге» (97,515). Поскольку каждая часть зодиака ассоциировалась с той или другой частью тела, это привело к заключению, что здоровье человека зависит от того или иного созвездия.

Буржуазные историки науки ошибаются, утверждая, что астрономия выросла из астрологических суеверий. Они всегда были лишь пустоцветом на дереве астрономических знаний. Гадания на основе взаимного расположения звезд и созвездий невозможны без наличия хотя бы самых первоначальных наблюдений за ними, т. е. зачатков астрономических знаний. Астрология как система гадания по гороскопу (по определению расположения планет относительно знаков зодиака в момент рождения данного человека) появилась значительно позднее зачатков астрономии, возникших вследствие практической необходимости еще у первобытных племен.

На берегах Двуречья при необычайной прозрачности воздуха и ясном небе астрономия достигла больших успехов, побуждаемая к своему развитию ирригационной

125

системой хозяйства. Исходя из шестидесятеричной системы счета, шумеры создали календарь, в котором год делился на двенадцать месяцев, а путь Солнца по небу — на двенадцать соответствующих участков, образовавших зодиакальный круг. Древневавилонский год определялся в 365 1/4 суток, цикл состоял из 18 солнечных лет или 223 лунных месяцев, после которых повторялись солнечные и лунные затмения.

Современная наука отвергает предположение, что в Месопотамии жрецы еще за 3000 лет до нашей эры обладали необычайными астрономическими познаниями. Регулярные астрономические наблюдения в Древнем Вавилоне велись с 747 г. до н. э. (так называемая эра На-бонссара). В результате этих наблюдений были определены точные величины продолжительности солнечного года и лунных месяцев. К 700 г. до н. э. был составлен Древневавилонский учебник астрономии, но в него включены записи более древних наблюдений. В III в. до н. э. были предвычислены движения планет и затмения Солнца и Луны. Вавилонские астрономы обладали почти 500-летним опытом непрерывных наблюдений за небом. По свидетельству античных авторов, в Вавилоне, Уруке и других городах существовали крупные астрономические шкоды, слава о которых выходила далеко за пределы этих городов. Греческая литература сохранила имена поздних вавилонских астрономов, в том числе Селевка, жившего во II в. до н. э. Он высказал догадку о гелиоцентрической системе мира.

Основы звездной картины неба в той мере, в какой она могла быть установлена без применения телескопа, были созданы на берегах Двуречья и, вероятно, через азиатские греческие колонии переданы в Грецию. Еще шумеры отличали неподвижные звезды от ясно видимых пятен планет, меняющих свое положение на горизонте в одни и те же ночные часы, вели наблюдения восходов и заходов Венеры. В Вавилоне, возможно, знали четыре спутника Юпитера, а может быть даже Сатурново кольцо, применяли различные способы наблюдений за планетами, умели тремя разными способами вычислять расстояние между неподвижными звездами.

Обычно происхождение нашего зодиака также связывают с Древним Вавилоном. «Зодиак» — венок созвездий, опоясывающий небо, по которому, как нам кажется,

126

движется Солнце среди «неподвижных» звезд. Название «зодиак» происходит от древнегреческого слова «зоон» (зверь), потому что большая часть его созвездий имеет имена животных: Козерог, Телец, Овен, Лев. Двенадцать созвездий соответствуют двенадцати месяцам, на которые делился год. Открытие зодиака способствовало определению по восходу и заходу приметных групп звезд времени перегона стад с одних пастбищ на другие, посева или уборки хлеба, ориентации на местности. Это было величайшим достижением, первым звездным календарем. В Вавилоне выделили из множества созвездий 12 главных созвездий зодиака почти в той же форме, которая известна нам (но, возможно, что ей предшествовал другой состав зодиака). Вавилоняне придавали зодиаку большое значение. Поэма о Гильгамеше состоит из 12 песен, каждая из которых соответствует определенному знаку зодиака. Зодиак называли «небесной плотиной» (насыпью, ведущей через болото). Предполагают, что вавилонские названия созвездий, восходящие к шумерским мифам, сохранились почти в неизменном виде до наших дней. Так, например, в созвездии Ориона и Тельца видят Гильгамеша, который борется со свирепым небесным быком, посланным богиней Иштар, чтобы отомстить этому шумерскому герою, отвергшему ее любовь, а в созвездии Водолея — бога Эа, изображавшегося с сосудом в руках. В XIII в. до н. э. изображения знаков зодиака встречались на межевых камнях.

Вавилоняне имели понятие об эклиптике, т. е. большом круге небесной сферы, по которому проходит видимое годичное движение Солнца. Они называли этот круг «солнечной дорогой». Совершая видимый годовой круг, в момент весеннего равноденствия Солнце должно появляться в известном месте определенного созвездия, но оно едва заметно отстает, так мало, что приблизительно в 2200 лет это составляет 1/12 большого небесного круга. В Вавилоне знали об этом отставании, которое называется в астрономии прецессией. Это можно было узнать только в результате систематических наблюдений в течение веков.

У вавилонян сохранились следы более древнего календаря, в котором они произвели реформу, передвинув начало года на один месяц назад. Это свидетельствует, что астрономические наблюдения производились еще в более давние времена. В Вавилоне была известна «лун-

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

К образам этих птиц восходит
Человек может достигнуть богатства
Которыми трудится он под солнцем человек мудрость
Философия
чарваки видели высшее назначение человека

сайт копирайтеров Евгений