Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Уже с первых шагов философия была тесно связана с практикой, рационалистически объясняла мир, пути и возможности его познания, сущность человека и смысл его жизни. «Греки навсегда останутся нашими учителями благодаря этой грандиозной объективной наивности, — писал Маркс, — выставляющей каждый предмет, так сказать, без покровов, в чистом свете его природы, хотя бы это был и тусклый свет» (2, 205). Он напомнил, что «новейшая философия только продолжала ту работу, которая была начата уже Гераклитом и Аристотелем» (1, 1, 111). Энгельс также указывал, что в многообразных формах греческой философской мысли уже имелись в зародыше все позднейшие типы мировоззрения. Это же отметил и В. И. Ленин: «Именно приемы постановки вопросов, как бы пробные системы были у греков» (3,29,326).

Будущее философии

В «Философских тетрадях» В. И. Ленин заметил: «Продолжение дела Гегеля и Маркса должно состоять в диалектической обработке истории человеческой мысли, науки и техники» (3, 29, 131). Эта «обработка» включает в себя исследование предыстории и становления философии. Научный атеизм как система знаний о наиболее общих законах возникновения, развития и преодоления религии вносит свой вклад в решение проблемы происхождения философии, скрытого пеленой прошедших тысячелетий, потому что критика религии влияла на рождение философии, между религией и философией в течение веков бывали сложные и противоречивые взаимоотношения, атеизм развивался на основе материалистической философии.

Древнейшее сознание людей не разделялось на отдельные его формы. Религиозные представления об окружающем мире и верные наблюдения над явлениями природы были слиты вместе, существовали одно в связи с другим, но это не означало, что религиозные верова-

237

ния были тождественны знанию. Философское знание по самой своей природе чуждо религиозной вере. Религия превращала общее (понятие, идею) в отдельное существо — бога, вера в которого была пустоцветом в стремлении человека свести все к материальной первооснове. Философия — плод жгучих сомнений в тех мифологических ответах, которые давали теокосмогонии на вопросы: что такое мир; откуда он возник; из чего все состоит?

Философия формировалась не в союзе с мифологией, магией и мантикой, а в противоборстве с ними. Возникновению философии предшествовала демифологизация «божественной мудрости», упадок веры в астрологию, пророков, пифий, опиравшихся на «откровение». Место оракула, говорит по этому поводу Гегель, заняло самосознание мыслящего человека. В противоположность многим богоискателям, которые сближают философское знание с религиозным «откровением», философскую истину с пророчеством, научный атеизм отвергает попытки вывести источник происхождения философии из какой-то ее мнимой специфической формы непосредственного, интуитивного познания, которое мистифицируется как сверхразумное и сверхчувственное, наиболее достоверное постижение действительности. В возникновении философского знания большое значение имеет способность человека к интуиции, но она лишена всякой мистической природы и основана на предшествующих ей опыте и наблюдениях. В. И. Вернадский писал: «В истории философской мысли мы находим уже за много столетий до нашей эры — интуиции и построения, которые могут быть связаны с научными эмпирическими выводами, если мы перенесем эти дошедшие до нас мысли-интуиции в область реальных научных фактов нашего времени. Корни их теряются в прошлом» (56, 136). Эта интуиция первых философов проявлялась у них в единстве с их рассудочной деятельностью, сочеталась с мыслительным теоретическим анализом, с конкретным эмпирическим исследованием фактов. Мудрецы, ставшие первыми философами, были естествоиспытателями, подрывавшими веру в жрецов, пророков, пифий, опиравшихся на «откровение».

Философское знание могло возникнуть и отделиться от религии только в результате развития мышления и языка, появления письменности, начал астрономии, ма-

238

тематики, медицины. Гегель в «Науке логики» указал, а В. И. Ленин выделил его замечание в своем конспекте этой книги, что развитие мышления прямо зависит от развития зафиксированного в письменности языка. Сознательная постановка вопроса о первичности объекта в отношении субъекта могла возникнуть даже у греков не сразу, а только после значительного накопления научных знаний. Несмотря на великое разнообразие философских учений, человеческая мысль выражала в них в конечном счете одни и те же принципы материализма и идеализма, диалектики и метафизики, монизма и дуализма, рационализма и эмпиризма, повторяющиеся из века в век. В. И. Ленин писал: «Могла ли устареть за две тысячи лет развития философии борьба идеализма и материализма? Тенденций или линий Платона и Демократа в философии? Борьба религии и науки? Отрицания объективной истины и признания ее? Борьба сторонников сверхчувственного знания с противниками его? (3, 18,131).

Длинной и мучительной дорогой шел человек от религии к материалистической философии. Полагая, что разумный человек существует сто тысяч лет, представим его движение к философии в виде марафонского бега на 100 км. Он только в конце 97-го километра встретил бы основоположника греческой философии Фалеса и на 100-м километре — Маркса.

Наука читает первые страницы истории философии вопреки вещаниям мистиков, что невозможно проникнуть в первоначальное царство мудрости, так как ворота в него захлопнулись много тысяч лет назад. Последние страницы истории философии никогда не будут написаны, ибо пока существует человечество, оно вечно будет мыслить и бороться за лучший мир. Идеалисты историки философии, всячески преувеличивая преемственную связь между древней философией и религией, стараются тем самым придать особое значение теистическим верованиям в духовной жизни человечества, доказать их огромную ценность. Теологи из факта связи христианского богословия и идеалистической философии делают неправомерный вывод о необходимости религиозной веры как условия будущего развития философии.

История философии, объективно воспроизводящая ход духовной борьбы против идеализма, мистики и рели-

239

гии, свидетельствует о неизбежной победе всесильного человеческого познания над слепой верой и заблуждениями рассудка.1 «Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья..., — писал К. Маркс. — Критика религии освобождает человека от иллюзий, чтобы он мыслил, действовал, строил свою действительность как освободившийся от иллюзий, как ставший разумным человек;

чтобы он вращался вокруг себя самого и своего действительного солнца» (1, 1, 415).

Марксистско-ленинский атеизм, связанный с освободительным движением рабочего класса и коммунистическим преобразованием общественных отношений, выступает против попыток буржуазных свободомыслящих отделить идейную борьбу против религии от борьбы с тем социальным строем, который порождает ее, подменить борьбу между материализмом и идеализмом борьбой между рационализмом и иррационализмом. Исходя из ошибочного взгляда, что миром правят идеи, многие буржуазные атеисты видят в религии главную силу, угнетающую людей, а поэтому считают, что путь к счастью человечества состоит прежде всего в ниспровержении религии, утверждают, что человечество вступит в золотой век лишь только тогда, когда убьет дракона суеверий, охраняющего врата к счастливому обществу. Такие фантазии чужды марксизму-ленинизму, который доказал, что освобождение народных масс от духовного порабощения может быть достигнуто лишь в результате уничтожения экономического и политического угнетения трудящихся. При коммунизме человечество освободится от религиозных иллюзий, создаст мировую культуру бесклассового общества, которая воплотит в себе все многообразие и богатство прогрессивной духовной жизни народов, явится высшей ступенью в культурном развитии человечества.

Глубоко ошибочны утверждения Карла Ясперса, что с закатом религии исчезнет и философия, так как она полностью сольется с наукой. У религии нет будущего, она неизбежно угасает, но это не означает отмирания материалистической философии, которой предстоит не-

1 См.: Н. Ley. Geschichte der Aufklarung und des Atheismus. Bd. 1. Berlin, 1966.

240

виданный расцвет при коммунизме. Философия будет оказывать активное воздействие на всю жизнь общества, формировать у него новые идеалы и культурные ценности. По мере дальнейшего вовлечения широких масс трудящихся в активную общественную деятельность получат максимальное развитие политическая мысль, философские концепции, эстетические идеалы, этические воззрения. Философия принесет людям трепет радостного познания всеобщей диалектики жизни, еще больше сблизится с естествознанием, но не будет поглощена им.

Сколько было произнесено язвительных тирад о том, что философия была у ионийцев мифом и мифом осталась, что она в качестве науки еще и не начиналась. Позитивисты давно смотрят на философскую мысль как на одну из предварительных ступеней научного знания, которая должна исчезнуть, когда науки в достаточной мере разовьются. В 1911 г. А. Богданов в «Философии живого опыта» провозгласил, что философия доживает последние дни. П. Блонский в 1920 г. в брошюре «Реформа науки» призывал отбросить всякую философию как пережиток мифологии. В. Рожицын называл философию «богословием товарного производства», этику и эстетику «блудом словотворчества». Все эти пророчества и обличения философии оказались несостоятельными, хотя многие буржуазные идеологи и сейчас пытаются доказать, что философия как паука изжила себя;

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Шахнович М. Происхождение философии и атеизм атеизма философии 4 справедливости
Шахнович М. Происхождение философии и атеизм атеизма философии 12 материи
113 древние египтяне находили пути решения конкретных задач опытным путем вавилоне человека
Многие современные буржуазные философы идеалисты отвергают возможность существования у первобытного
Шахнович М. Происхождение философии и атеизм атеизма философии 8 наблюдения

сайт копирайтеров Евгений