Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ф. Энгельс указывал, что «древнему миру слишком был свойствен стихийный материализм» (1, 22, 483), наивная диалектика живого созерцания явлений природы и общества. Философия возникает как стихийно-материалистическое учение, из которого в ходе отрицания его вырос идеализм. Ф. Энгельс писал, что «бессмысленное и противоестественное представление о какой-то противоположности между духом и материей, человеком и природой, душой и телом... распространилось в Европе со времени упадка классической древности и получило наивысшее развитие в христианстве» (1, 20, 496). При всех особенностях развития философии, она возникала все же у разных народов примерно одинаково.

Сходные философские идеи, обнаруженные у различных народов, живущих даже на весьма далеком расстоянии друг от друга, возникают нередко вполне самостоятельно вследствие одинакового социально-экономического и культурного развития. Ученые-эволюционисты считают, что аналогичные представления у разных народов рождаются из-за тождества психологии людей. У древних египтян, шумер и китайцев существовали аналогичные представления о воде как начале мира, оказавшие большое влияние на их космогонические воззрения. Однако при всей близости иероглифического обозначения воды оно различалось в архаической шумерской, древнеегипетской и китайской письменности. Шумеры обозначали воду в виде двух волнистых линий, а древние египтяне и китайцы — трех волнистых линий.

«Культурно-историческая» школа пришла к ошибочному выводу, что всякое значительное открытие в области материальной или духовной культуры обязательно сделано лишь однажды в одном месте, а затем в результате

61

миграций (переселения) или просто распространения (диффузии) передается другим народам. Поэтому любое-выдающееся философское представление якобы не может· самостоятельно возникнуть у разных народов. Многочисленные факты появления значительных научных открытий в разных местах без всякого заимствования опровергают предположения сторонников культурно-исторической школы. Из этого все же не следует, конечно, что не бывает миграций и диффузии, взаимного обогащения культур различных народов. В конечном счете племена и народы никогда не находились в полной изоляции друг от друга. Археологические данные подтверждают, что между ними существовали связи значительно более обширные, чем это предполагалось раньше, обмен культурными ценностями необычайно древен. Кто бы подумал, что в русских документах до XIV в. могли упоминаться гравированные кольца и каменные печатки, которые назывались «жуковина», а ведь это точный перевод «скарабея» — египетской печатки с жуком. В Западной Сибири и в других местах России при раскопках найдены древнеегипетские предметы.

Можно отвергнуть то или иное свидетельство о заимствовании эллинскими философами их воззрений из восточных источников, признать случайным каждую аналогию между их взглядами и мыслями восточных мудрецов. Но в целом нельзя отрицать, что греческая философия могла возникнуть лишь после того, как ее основоположники овладели золотыми плодами знаний, созревшими в садах Древнего Востока. Чем глубже познается его культура, тем неоспоримее становится факт прочных связей ее с древними греками. Лица знатных фамилий, гонимые в своем греческом отечестве, отправлялись в восточные страны и возвращались оттуда обогащенные знакомством с жизнью и бытом их населения. Философская мысль Эллады возникла и развивалась во взаимодействии с культурой других стран, испытывала на себе влияние знаний различных народов, способствовавших формированию древнегреческого материализма, а восточные религиозные верования, перенесенные на греческую почву, повлияли на идеалистические учения Эллады. Особенно сильное проникновение религиозных культов Древнего Востока в Элладу происходило с I в. до н. э., когда мистика начала душить философию.

62

Платон в своем посмертном Диалоге «Эпиномис» писал, что все перенятое от варваров эллины доводили до совершенства. Гегель был согласен с Платоном, доказывая, что зачатки своей образованности древние греки получили из Египта, Сирии и Азии, но столь радикально их переработали, что это принадлежит по существу лишь им. Возникновение и развитие эллинской философии объясняется не влияниями и заимствованиями, она была самобытна и оригинальна. Это, по словам Ф. Энгельса, достижение маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечила ему в истории человечества место, на которое не может претендовать ни один другой народ.

Существовала ли философия у нагуа?

Современная наука позволяет прочесть первые страницы истории духовной жизни человечества, хотя мистики и уверяют, что попытки постичь начало философии с помощью разума — занятие, способное породить отчаяние, так как это путешествие в мир, окутанный непроницаемым мраком. Человек XX в. будто бы с завязанными глазами смотрит на остатки сокровищ за пределами постигаемого разумом. В этих рассуждениях правильно только то, что наши представления о прошлом философии далеко не полны, но прогресс науки состоит в том, что с развитием ее все больше и больше обогащается сокровищница знаний о духовной жизни исчезнувших стран. В XVIII в. ученые не могли читать письмена древних египтян, шумеров, вавилонян и других народов, а теперь дошедшие до нас из глубокой древности письменные памятники, составленные на неизвестных ранее языках, прочитаны. Расшифрованы ассирийская, древнеперсидская, угаритская, урартская, эламская клинопись, кипрские письмена. Еще недавно тьма тысячелетий скрывала от нас миросозерцание хеттов, а сейчас мы знаем о нем очень много. Когда-то считалось, что «история мидян темна и неизвестна», теперь же она раскрывается перед нашими взорами. Сто лет назад никто ничего не знал о культуре острова Крита (II тысячелетие до н. э.) или Мохенджо-Даро и Хараппы в Древней Индии (III—II тысячелетие

63

до н. э.), а теперь найдено немало памятников этих культур. Если в XVIII в. ничего не было известно о погибших культурах Африки, то сегодня мы многое знаем о них. Усилия поколений ученых в результате долгой и мучительной работы приводят к открытию памятников, воскрешающих мировоззрение людей далекого прошлого.

Академик В. И. Вернадский, изучавший историю древней философии, предполагал, что в разные времена и в разных частях земного шара появлялись философы, которые старались разрешить одни и те же проблемы. Он писал, что было три или четыре независимых центра возникновения философии, которые только в течение немногих — двух, трех — поколений находились между собой в общении, а столетия и тысячелетия оставались друг другу неизвестными. По мнению ученого, одним из этих центров, помимо средиземноморского, индийского и китайского, был «центр тихоокеанский, американский, который сильно отстал от первых трех и о котором мы мало знаем. Он исчез и погиб в исторической катастрофе в XVI столетии» (56, 136), т. е. во время завоевания Америки европейскими колонизаторами, сопровождавшегося варварским истреблением культурных ценностей коренных жителей континента — нагуа, говоривших на общем языке науаталь: майя, тольтеки, ацтеки, инки и т. д. До прихода европейцев в Америку там было несколько центров культуры: в Мексике (ацтеки), в Гватемале, Гондурасе и Юкатане (майя), в северо-западной Колумбии (чибча), в Перу, Боливии, Эквадоре (кечуа с господствующим племенем инков). Эти племена и народы находились в условиях разложения первобытнообщинного строя и формирования классового общества. Майя образовали раннерабовладельческое государство в IV—VI вв. н. э., добившись его наивысшего расцвета в ?—XV вв., государство инков достигло его в XI— XIII вв., а ацтеков — в XIV—XVI вв. У нагуа были развитое земледельческое хозяйство с применением искусственного орошения и зачатки металлургии; они имели письменность, литературу и искусство, пользовались календарем и вели летосчисление, владели примитивными знаниями по астрономии, математике, медицине и истории.

Европейцы, завоевавшие американский континент, огнем и мечом истребляли индейцев, но заимствовали

64

у них много полезного: картофель, кукурузу, бобы, подсолнечник, какао-бобы, помидоры, ваниль, красный перец, артишоки, табак и т. д. Слова: гамак, каучук, картофель, маис, томат, шоколад, какао, табак и сигара — индейского происхождения. У ацтеков — древнего народа Мексики — были стадионы для игры в мяч из каучука. Европейцы узнали от индейцев способ изготовления водонепроницаемых веществ и целебное свойство коры хинного дерева. При лечении лихорадки и теперь пользуются хинином. Индейцам были известны всевозможные яды, в том числе знаменитый кураре, применявшийся во время военных походов, отравляющие вещества в виде паров кайенского перца, средства для усыпления рыб. В Перу система ирригации и дорожное строительство в начале XVI в. стояли выше, чем соответствующие области техники в Европе того времени.

Нагуа создали в густых тропических лесах и на обширных равнинах десятки крупных городов с каменными дворцами и храмами в виде ступенчатых пирамид — теокалли, иногда 45 м высоты, с открытыми площадками наверху, служившими и для наблюдений за небом. Подсечно-огневое земледелие нуждалось в определении сроков полевых работ, вырубки леса, выжигании и т. д. Год календаря майя совпадал точнее с астрономическим, чем год испанцев, уничтоживших цивилизацию майя. Год майя был всего на две десятитысячные суток короче астрономического года — точность поразительная! Год состоял из 18 месяцев по 20 дней; кроме того, в каждом году было еще 5 дополнительных несчастливых дней без имени. Неделя состояла из 13 дней. Майя вычисляли движение планет и наступление солнечных затмений, наблюдали восход и заход Венеры и выяснили период ее синодического обращения в 583.935 дня (в действительности он равен 583.920 дня).

Жрецы, управлявшие государством в интересах рабовладельческой знати, считавшиеся детьми бога солнца, внушали, что боги несут на своих спинах «ноши» — периоды времени. Если «ношу» несло злое божество, то этот период имел пагубные последствия, пока «ноша» времени не передавалась доброму богу. История Вселенной будто бы развивалась по четырем циклам, каждый из которых начинался с создания нового мира и кончался его катастрофой (мировым пожаром, потопом,

65

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Уже с первых шагов философия была тесно связана с практикой религии философия
Книга перемен
Воззрение греков кажется материальным
человек
Было все же религией

сайт копирайтеров Евгений