Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

17

словы сочиняли трактаты вроде пресловутого «Лекарства против всякой философии», в которых обличали тех, кто пытался освободить мудрость из плена церкви. Знаменитый просветитель Эразм Роттердамский, высмеивая в 1509 г. средневековых мракобесов в «Похвальном слове глупости», был прав, когда писал, что церковь провозгласила глупость царицей мира, так как простой человек должен быть дураком, а не умным.

Ф. Энгельс метко назвал теологию позорным пятном философии, созданным для упразднения ее. «Форма, в которой выступает христианство, когда оно стремится придать себе научный вид, — писал Ф. Энгельс, — есть теология. Сущность теологии, особенно в наше время, есть примирение и затушевывание абсолютных противоположностей» (1,1, 488). Из системы теологии Фомы Аквинского была выделена католическая философия — томизм, который папа Лев XIII объявил в 1879 г. в энциклике «Aeterni patris» единственной истинной философией христианства. Эта средневековая схоластика, приспособленная к современным условиям, была признана Ватиканом «filosophia perennis» (вечной философией), как наиболее подходящей, чтобы ограничить и «обезвредить» науку.

Для неотомистов философия—«мирская мудрость», направленная на познание сущности бытия, «естественный свет разума», который ниже теологии — «божественной мудрости, указующей спасение», «сверхъестественного света, исходящего из веры». Провозглашая господство веры над знанием, неотомисты возвеличивают теологию, как основанную на «откровении бога», а поэтому обладающую «светом истины». Но в действительности богословие — «божественная тьма», погружающая людей в мрак суеверий.

Неотомистская философия ограничена догмами католической церкви, ставит себя под их контроль. Для неотомистов богословие — «сверхфилософия», «метафилософия», а поэтому философия должна лишь истолковывать и доказывать истинность того, что открыло богословие, ее «единственная забота — быть верным учению церкви». Неотомисты в конечном счете занимаются апологетикой религии с помощью логических средств. Поэтому прав был известный критик христианства Б. Рассел, разоблачавший несостоятельность претензий неотомистов на истинность своей философии, когда писал

18

в «Историй западной философии», что у Фомы Аквинского мало настоящего философского духа, его не интересует исследование, результат которого заранее знать невозможно. Прежде чем Фома Аквинский начинает философствовать, он уже знает истину: она возвещена в католическом вероучении. Но отыскание аргументов для вывода, данного заранее, отмечает Рассел, это не философия, а система предвзятой аргументации.

Неотомисты написали множество книг об отношении теологии к философии, уверяя, что религия неустранима из философии, так как только вера в бога дает людям мировоззрение, выполняет интегрирующую и регулирующую роль. Богословы объясняют становление философии подготовкой единобожия, отвергают то, что космогонии досократиков были связаны с возникновением естествознания. Религия действительно дает людям миросозерцание, но ложное, антинаучное; материалистическая же философия является истинным, научным мировоззрением.

В пятитомной «Истории западноевропейского мировоззрения» Р. Мейера, в четырехтомном сочинении И. Финшеля «История философии» и других неотомистских книгах, изданных в ФРГ, провозглашается, что истоки философии восходят к богу, а поэтому необходимо вернуться «к началу философии—к религии». Известный неотомист Ю. Бохеньский в книге «Путь к философской мысли», изданной в Базеле в 1960 г., объявляет теологию источником философии, так как теология — это учение о боге, выраженное в логических понятиях. В действительности христианство, формируя свое богословие, присвоило у идеалистической философии часть ее воззрений. Наиболее ранние апологеты христианства, такие как Юстин-философ, и не скрывали того, что многое из евангельского учения содержалось уже в языческой философии и в древних верованиях. Новый завет использовал идеи Филона и вульгаризированную греческую, в особенности стоическую, философию. Гимн о логосе, содержащийся в евангелии от Иоанна, имеет явно дохристианское происхождение. Поэтому Юстин-философ, александрийские «учителя церкви» Климент и Ориген признавали идеалистическую философию. Юстин писал в «Разговоре с Трифоном-иудеем», что философия есть величайшее и драгоценнейшее в очах божиих стяжание, приводит к богу и делает нас угодниками ему. Некоторые

19

апологеты церкви утверждали, что Платона осенила благодать бога, превратив в «христианина до Христа». Климент Александрийский придумал, будто Платон — «аттически пишущий Моисей». Другие христианские апологеты додумались до того, будто Платон получил свои сведения о сотворении мира от Моисея. Христианское духовенство вплоть до конца средних веков твердило, что все, что церковь одобряет в древнегреческой философии, якобы заимствовано из Библии или написано под ее влиянием, хотя в целом отвергало философию как «языческую лжемудрость», «безумие, осужденное богом». «Величайший современный историк», как называет Арнолда Тойнби буржуазная печать, даже утверждает в книге «Исторический подход к религии», изданной в Лондоне в 1956 г., что христианство совершило трагическую ошибку, переведя свои идеи на язык стоической философии, вместо того чтобы ограничиться только языком мифологических образов.1 Это объясняется тем, что многие идеалисты — философы и историки — поддерживают призыв духовенства заковать философию в церковные оковы, а поэтому теологизируют свои воззрения, что свидетельствует о деградации буржуазной мысли.

Протестантские теологи, так же как и неотомистские, стараются впрячь идеалистическую философию в упряжку религии. Они нередко заимствуют в целях обновления богословия различные фидеистские доводы у прагматистов, экзистенциалистов и неопозитивистов. Многие протестантские богословы утверждают, что теология и философия возникли из «слова божьего», поэтому не могут существовать друг без друга. Однако их нельзя и отождествлять, хотя у них в конечном счете должна быть одна задача: философия начинает с исследования мира, но кончает познанием бога, а теология начинает с рассмотрения бога и приходит к изучению его творения. Значительная часть протестантских богословов, исходя из того, что теология основывается на вере, а философия — на знании, отвергает даже идеалистическую философию за ее претензию на познание мира, потому что человеческое мышление вообще, мол, не может ставить и решать такие задачи. Маркс напоминал, что «христианство, как

1 См. А. Тоуnbee. An historians Approach to religion. London, 1956, pp. 116—127.

20

это утверждает наиболее солидная и последовательная часть протестантских теологов, не может согласоваться с разумом, так как „светский" разум находится в противоречии с „религиозным" разумом, — что выразил уже Тертуллиан своей классической формулой: „verum est, quia absurdum est"» (1, 1, 100), т. e. это «истинно, ибо абсурдно».

О какой философии вообще может идти речь, если Мартин Лютер говорил в последней проповеди в 1546г.:

«Разум есть первая потаскуха дьявола», «достоинство веры заключается в том, что она свертывает шею разуму», «отказавшись от разума, мы приносим богу самую приемлемую жертву, которая может быть принесена». Видные представители «диалектической теологии», ссылаясь на Лютера, возражают против понятия христианской философии, которым пользуются неотомисты, так как философия по самой своей сущности рационалистична, а христианство иррационалистично. Карл Барт полагает, что христианская философия невозможна. Если она философия, то не христианская; если она христианская, то не философия. Пауль Тиллих возражал против отождествления философии с теологией. Он писал, что философия только ставит вопросы, а теология отвечает на них. Однако, будучи неудовлетворен этими ответами, П. Тиллих предлагал в книге «Будущее религии», изданной в Нью-Йорке в 1966 г., создать новую религию — «религию святого духа» — как синтез мировых религий с идеалистической философией.

«Ведущий религиозный философ нашего времени», как рекламируют Карла Ясперса в ФРГ, также проповедовал единство философии и религии. Стремясь во что бы то ни стало сохранить религию как «метафизику для народа», он писал, что философия «противоположна религии, но не враждебна ей» (105, 81), так как они обе разновидности разных форм веры. Ясперс заявлял в «Введении в философию», что философия родилась как «слово и дело богословия». Он видел в религиозных преданиях аналог философии, выводил ее происхождение из пантеизма, из религиозных тайных союзов и мистерий. Ясперс утверждал, что «философия вырабатывается из первоначального единого духовного образа действия; в мышлении и поэзии она еще едина с религией и мифом, с жизнью и действительностью» (106, 14). Подобные взгляды Ясперса

21

объясняются тем, что он резко противопоставлял философию науке, считая, что они не имеют ничего общего. В статье «Философия и наука» Ясперс пишет, что философия вместе с религией будто бы образуют таинственный «шифр бытия». В докладе «Истина и наука», прочитанном в 1960 г. в Базельском университете, Ясперс заявил, что познание является кощунством, злодеянием, что начало современной науки было началом всех бед. Отвергая научное знание, Ясперс проповедовал, что человечеству необходимо обрести «философскую веру», основным догматом которой он провозгласил бытие бога. Отрицая научный смысл философии, Ясперс в книге «Великие философы» отнес к ним пророка Иеремию и Иисуса Христа, посвятив им особые очерки. Ясперс писал, что «Библия и библейская религия есть основа нашего философствования», «западноевропейское философствование имеет свои исторические источники не только в греческом, но также и в библейском мышлении» (105, 34), поэтому «философская вера и вера в божественное откровение должны соединиться» (105, 8). Это попытки набить сеном старые чучела. Философия освободилась от оков теологии в Европе в результате сомнений в библейской картине мира и не вернется к ней.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Шахнович М. Происхождение философии и атеизм атеизма философии 4 справедливости
Предыстория философии
Создали философскую терминологию
Шахнович М. Происхождение философии и атеизм атеизма философии 6 философии
Во многих странах древнего востока философия

сайт копирайтеров Евгений