Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ученые давно открыли поразительную аналогию исторического процесса в выработке как логических структур, так и философских систем. Все народы идут в развитии духовной культуры очень сходными путями, что объясняется единством материального производства. Это в конечном счете и определяет единый в общем процесс всемирно-исторического развития философии, повторение одних и тех же его стадий у разных народов.

С VII в. до н. э. в жизни древнего мира начались коренные изменения, связанные с открытием железа. Во многих странах происходит кризис мифологии, основанной на тождестве природы и человека. Вместо религиозно-образного восприятия мира индивид, осознавший себя в раннеклассовом обществе как личность, шел к философско-абстрактному пониманию его. Прежние представления пришли в противоречие с тем, что люди узнали о мире. Философия формируется в борьбе с религиозными воззрениями, способствуя их частичной демифологизации. В эту эпоху возникает критика таттвама ази — различных религиозных систем брахманизма в Индии, раздается проповедь мудрецов Будды и Джины, почти одновременно появляются Лао-цзы и Конфуций в Китае, первые фило-

56

софы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен в Ионии. Рождение философии было революцией в человеческом познании, результатом критики религиозных суеверий, долгого и мучительного развития мысли от мифологии к науке.

Переход от предпосылок и зачатков философского мышления к философии в собственном смысле слова был возможен только после длительного накопления знаний о мире. Материалистические философские воззрения формируются вместе с зарождением научного знания и свободомыслия. Первые греческие философы были одновременно «фисиологами» — астрономами, математиками, физиками. Ученые еще не приступили к экспериментальным исследованиям, а поэтому не оторвались от философского созерцания.

В истории философии сначала возникает, как писал В. И. Ленин, «примитивный материализм» (3, 1, 163). Идейными истоками его было дофилософское сознание людей, содержавшее элементы наивных материалистических и диалектических воззрений, возникших еще в доклассовом обществе. Тогда у людей не было сомнений в существовании окружающего реального мира. Люди стихийно исходили из того, что природа существует вне и независимо от человека, что она была до него и что вся совокупность созерцаемых предметов представляет одно бытие, связное и неразрывное целое. В мировом фольклоре сохранились следы того, что люди пролагали дороги к философскому осознанию бытия, к идеям о противоположности материальной природы, о первоэлементах, о мельчайших частицах вещества, о переходе их друг в друга, о космическом детерминизме.

Содержанием первоначального стихийного материализма были представления о мире как бесконечном потоке, не имеющем ни начала, ни конца, о неуничтожимое™ вселенной, о бесчисленных возникающих, развивающихся и уничтожающихся мирах, о вещественных первоэлементах, из которых все создается, догадки о движении и развитии мира и его явлений, об их всеобщей связи, борьбе и единстве противоположностей.

Философия начинается не с рассуждений о боге, а с открытия материальности мира, с понятия материи. Философия возникает в борьбе против тенденции сведения бесконечного многообразия предметов и явлений природы к богу-творцу. Философы ищут этого единства в различ-

57

ных Первоначалах, переходя от их конкретной вещественной формы к чему-то абстрактному, беспредельному:

у древних греков к апейрону, эфиру, квинтэссенции, у индийцев — к пракрити, у китайцев — к ци. Аристотель, по словам Маркса, самый универсальный мыслитель среди древнегреческих философов, первый применил термин «материя» — «мать и кормилица всякого происхождения» — для обозначения понятия о первооснове природы. В Древней Греции, Индии и Китае возникла идея о существовании первоэлементов, об их кругообороте, о закономерности, понятие о которой причудливо отразилось у древних индийцев в их представлениях о рите, у древних китайцев — о дао, у древних греков — о логосе. Противопоставление двух общественных классов в эпоху ра-бовладельчества, носившее максимально резкий характер, соединившись с наблюдением простейших явлений в природе, привело к тому, что идея противоположности приобрела философский характер. На основе этой идеи мысль о связи всего со всем, т. е. исходный пункт диалектики, получила философское выражение.

В Древней Греции в IV в. до н. э. политические дебаты на народных собраниях и публичные выступления в судах способствовали возникновению логики. Она как наука о мышлении появилась вместе с практикой ораторского искусства, как часть теории риторики. Аристотель рассматривал проблемы логики в связи с теорией красноречия, отмечал значение доказательства для познания сущности вещей. По мнению Л. Д. Позднеевой, многие из китайских философских трактатов, возникших с середины I тысячелетия до н. э., есть запись устных выступлений ораторов. В Китае когда-то отождествлялись понятия, ораторского искусства с мудростью. Конфуция и его учеников как странствующих мудрецов сравнивают с древнегреческими софистами — учителями мудрости. Ученые находят много общего между законами логики Аристотеля и Гунсунь Луна, категориями Платона—Аристотеля и некоторых древнекитайских философов. В Китае логика появилась в IV в. до н. э., а в Индии — в VI в. до н. э. В Индии логика рождалась в спорах с брахманами. В брахманских «Законах Ману» хайтуки (логики) объявлялись еретиками за то, что они приводили доводы против авторитета священного писания, отрицали потусторонний мир и пользу жертвоприношений. Примитивный материа-

58

лизм в Индии и Китае был мировоззрением передовой части рабовладельцев, выступавших против религиозного догматизма, господствовавшего на Древнем Востоке, где все должны были быть рабами обожествленного деспота и его жрецов.

Некоторые авторы, как например М. К. Петров, пишут, что нельзя выносить за одну скобку философию на Древнем Востоке и в Древней Греции, так как «весьма проблематична сама возможность переноса... категорий типа „материализм", „идеализм", „метафизика", „диалектика" на анализ китайских, индийских или любых других неевропейских форм общественного сознания» (64, 127—128). Даже буржуазные философы-идеалисты видели в некоторых древнеиндийских мыслителях своих единомышленников. Н. А. Бердяев писал в 1911 г. в брошюре «Философия свободы», что в религиозном и философском сознании Индии можно найти весь трансцендентальный идеализм. Давно доказано, что идеалистические взгляды Яджнявалькя имели сходство с воззрениями Платона, что есть аналогии между некоторыми воззрениями китайских философов династии Хань и пифагорейцев, Хуэй-Ши и Гераклита, Конфуция и Сократа. М. К. Петров ищет у восточных народов иной тип мышления, чем у эллинов, хотя сам же признает, что у восточных народов были в мировоззрении «переходные картины..., которые даже в деталях напоминают переходный период от Гомера до Аристотеля» (64, 127). Он отмечает присущие всем народам в условиях этого перехода парность концептов природы, сосуществование мифологического и логического, поиски ее «начал» и т. д. Конечно, нельзя отождествлять философские учения в Древней Индии, Китае и Элладе, различия между ними очень значительны, по в каждой стране происхождение философии определялось принципом единства ее развития, исходящего из идеи единства закономерностей объективного мира и возможности его познания. Философы-материалисты создавали антимифологическую картину мира, настойчиво пытались объяснить мир из него самого, доказывая, что из ничего ничего не делается, что мир «не создан никем из богов и никем из людей», он вечен, у него нет ни конца, ни начала.

Борьба материализма и идеализма, диалектики и метафизики в философии приводит ее к неизбежному сходству

59

в разных странах, которое было предопределено и общностью научного познания мира. Философская мысль в Индии и Китае решала те же вопросы, которые в конечном счете были предметом споров в Древней Греции. Многие философы отвергали участие богов в образовании мира, критиковали анимизм и фетишизм, магию и астрологию. Спор шел между философией и религией о понимании первоначал (элементов) как сверхъестественных или естественных основ мира, о признании невидимых мельчайших частиц мира духами или материальными кирпичиками мироздания, о вмешательстве богов в явления природы или о естественных причинах изменений в ней.

Близость многих явлений в греческой, индийской или китайской философии, аналогичность их главных принципов и даже понятий не есть результат случайного совпадения. Основа, из которой вырастала философия у разных народов, часто во многом была одинакова. У всех народов в начале их духовной жизни более или менее тождественны представления о природе, преодолевавшиеся натурфилософией, аналогичны в общем понятия о нравах, критика которых приводит к созданию этики. У всех народов космология первоначально была связана с этикой, из которой тогда еще не вычленились другие общественные проблемы. Стремление найти истинные правила поведения людей, обеспечивающие им счастье, протест народных масс против социального неравенства были неразрывно связаны с критикой теокосмогоний. Если люди — рабы богов, предписаниям которых они обязаны повиноваться, если небо руководит поступками людей, то никакой реалистической этики быть не может, нужны только богословие или астрология; если же боги не вмешиваются в явления природы и общества, то следует найти законы, управляющие поведением людей.

Единство развития философии в странах древнего мира, которое сочетается с множеством ее различий, не означает тождественности философской мысли у разных народов. На нее влияют исторические особенности их развития, культура, традиции и т. д. Поэтому глубоко ошибаются те, которые абсолютизируют сходство философских воззрений, возникших в разные эпохи в различных странах. Так, например, П. Массон-Урсель в книге «Сравнительная философия», изданной в Лондоне в 1926 г.,

60

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Треножник окажется в доме мудрейшего мужа
Религия с помощью табу оказывала влияние на поведение людей
Носителями справедливости
Человек может достигнуть богатства
Что такое философия спросил тиран флиунта

сайт копирайтеров Евгений