Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Религиозные воззрения нагуа аналогичны верованиям других народов периода разложения патриархальной общины и возникновения государства. В 1959 г. проф. К. А. Гарибай опубликовал работу «Сходство философских понятий времени и пространства у индийцев и нагуа». Эти понятия еще выражались в образах мифов. Представления о движении, силе и бесконечности изображались в виде змеи, ягуара и орла. В мифах рассказывалось о вечной борьбе противоположностей: жизни и смерти, плодородия и бесплодия, света и тьмы, тепла и холода, севера и юга, восхода и захода солнца, дня и ночи. Мир — это единство четырех стихий: воды, огня, воздуха (ветра) и земли, которые порождены космическим началом — Ометеотлом, представляющим собой единство противоположных начал (теплое—холодное, мужчина—женщина, хорошее—плохое и т. д.). Развитие и изменение в мире происходят благодаря борьбе сыновей Ометеотла: воды, огня, воздуха (ветра) и земли, которые действуют с каждого из четырех направлений Вселенной. Эта идея развития как борьбы противоположностей содержала элементы наивной диалектики. Ацтеки выражали единство неба и земли в образе своего главного бога — бога мудрости Кацалкоатле (Пернатый змей) как змеи коатль (символ земли), украшенной зелеными перьями священной птицы кетцаль (символ неба); единство жизни и смерти — в образе богини рождения Каота-ликуэ, которую увенчивали черепами; связь наслаждения и мучения — в образе радующейся и страдающей богини любви Тлисоптеотль.

Зачатки философской мысли у нагуа еще тесно переплетались с мифологией. Поэтому мексиканский ученый Мигуэль Леон-Портилья очень увлекается, утверждая в своей книге «Философия нагуа», что у них уже существовала философия как особая форма сознания, выделившаяся из всей системы знаний, что там были идеологи, которых можно назвать философами. Он писал, что «в период, когда их техника была в зачаточном состоянии, дух нагуа сумел подняться... до самых высоких вершин философской мысли» (45, 294—295). Это безусловно сильное преувеличение. Леон-Портилья опреде-

66

ляет миросозерцание нагуа как «динамический пантеизм». Еще в 1887 г. мексиканский ученый Альфред Чаверо критиковал такое понимание мировоззрения нагуа. Он отрицал, что философия нагуа подобна азиатскому пантеизму, предполагал, что их религия и философия были наивно-материалистическими. Чаверо прав, отвергая наличие пантеизма у нагуа. Пантеизм отрицает персонификацию божества, а мифология нагуа полна причудливых образов богов и сказаний об их приключениях. Относительно же возможности существования «материалистической» религии Чаверо заблуждался, так как ее не бывает, ибо всякая религия проникнута анимизмом (верой в духов). Религиозные верования нагуа также основаны на анимистических представлениях.

В 1964 г. Манфред Керкхоф опубликовал статью о философских воззрениях нагуа, считая, что они уже искали ответа на загадки бытия «в метафизической форме» (108, 187). Однако его обзор «онтологических, гносеологических, этических, эстетических и других идей нагуа» оказался в основном изложением их религиозных верований.

Духовная культура нагуа развивалась под сильным влиянием жречества, систематизировавшого религиозные верования в своих «священных домах». У чибча-муисков, живших на территории нынешней Колумбии, в специальных помещениях при храмах — кука, будущих жрецом двенадцать лет обучали исчислению времени, этическим нормам, знахарству.

У ацтеков зачатки философии еще не отделились от мифологии. Носители этой предфилософии были тлама-тини—люди, которые «знали нечто». Эти светские мудрецы — певцы-поэты, хранившие «древние правила жизни». Из них, вероятно, могли бы сформироваться мыслители, подобные предшественникам древнегреческой философии. Понятие «тламатини» возникло от слова «тламатилицтли», которое означало нрав, обычай, закон и употреблялось как синоним истины. Тламатини, как учителя мудрости, обучают истине, которая состоит в следовании древнему нравоучению. Они еще исходят из мифологии, но в целом их воззрения на мир отличаются от представлений жрецов. Главное отличие, возможно, состоит в том, что ацтекские мудрецы интересуются прежде всего не богами, как жрецы, а людьми. Светская мудрость обращена к человеку и его земным делам.

67

Жрецы внушали, что люди неизбежно должны погибнуть в результате землетрясений и голода, проповедовали всевластие неба: «...господин наш ... думает то, что хочет, решает и развлекается, как он хотел бы ... мы движемся, кружимся, как шарики, без направления он нас передвигает» (45, 217). В противовес этим пессимистическим и фаталистическим верованиям ацтекские мудрецы утверждали, что многое зависит от поведения самих людей. В песнях превозносится свобода личности, которая противостоит воле творца — бога огня Ометкутли. У ацтеков зарождалось недоверие к мифам о потустороннем мире, возникали споры о существовании жизни после смерти:

Куда мы идем, ай, куда мы идем?

Мы там мертвые или еще живем?

Приходит ли там снова существование?

(45, 227)

Я ошибусь, если скажу: может быть, все

Прекращается на этой земле

И здесь кончаются наши жизни.

(45, 233)

Отрицание загробного мира сопровождается призывами к наслаждению на земле, столь характерными и для светской знати Древнего Востока:

Плачу, чувствую себя в отчаянии,

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Греческая богиня мудрости
В ходе современной научно технической революции во весь рост встают фундаментальные теоретические
Шахнович М. Происхождение философии и атеизм атеизма философии 6 философии
Многовековая загадка атлантиды тревожит воображение
Первой основой философского исследования является смелый свободный дух

сайт копирайтеров Евгений