Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Когда-то «Блаженный» Августин сокрушался по поводу того, что Фадес обошелся без участия божественного разума в создании мира, писал с сожалением, что и Анаксимандр в космологии «ничего не уделяет божественному уму» (51, 42). Многие считали первых ионийских философов пантеистами, так как они свои материальные начала отождествляли с божествами, предполагали, что боги также, как и все вещи и существа, произошли из этих начал. Д. Юм полагал в «Естественной истории философии», что Фалес был атеистом. Этот взгляд дошел до наших дней: «Первые натурфилософы Древней Греции — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен — были одновременно и атеистами» (4, 14). Они, конечно, не атеисты, но из этого не значит, что правы те, кто утверждал, будто «у Фалеса нет ничего нового по сравнению с его богословскими предшественниками», что «Фалес пред нами предстает в качестве человека с мистическим мироощущением... Фигура родоначальника философии густо овеяна религиозной атмосферой» (12, 7).

Классики марксизма-ленинизма были всегда против модернизации воззрений философов. Ф. Энгельс писал, что «классическая греческая философия в последних своих формах, — особенно в эпикурейской школе, — приводила к атеистическому материализму» (1, 19, 308). Но из этого не следует, что философия Фалеса не имела глубокой атеистической тенденции. Если древний грек привык верить, что мир создан из хаоса божественными титанами, то после Фалеса стали полагать, что мир образовался сам без всякого вмешательства извне. Л. Фейербах в предисловии к первому изданию «Сущности христианства» вспоминал Фалеса, «воспевавшего воду, в которой исчезают все иллюзии о сверхъестественном». Еще в Элладе из воззрений Фалеса делали атеистические выводы. Симплиций сообщает, что «Фалес, сын Эксамия из Миле та, и Гиппон (последний считается сверх того не признающим богов) говорили, что вода есть начало;

они пришли к этой мысли на основании чувственной видимости» (51, 20). Врач Гиппон, живший в V в. до н. э.

232

на острове Самое, был прозван безбожником за то, что причиной всех вещей он считал не бога, а воду.

У Фалеса, возможно, было еще много последователей. Знаменитый поэт Пиндар (561—441 до н. э.) в оде заявлял, что «вода начало стихий». Идеи Фалеса вдохновляли исследователей природы. Алхимик Агатоделон думал, что все вещества образуются из пара, алхимик Олимпиор — что из воды, смешанной с золотом, а Пара-цельс в XVI в. вернулся к учению Фалеса о том, что все возникло из воды.

Наиболее известным учеником Фалеса был его родственник Анаксимандр (610—546 гг. до н. э.). Во II в. до н. э. жители Милета в память заслуг этого философа поставили его статую в здании для народных собраний. Философские взгляды Анаксимандра развивались в тесной связи с его научной деятельностью как астронома. До нас не дошел труд Анаксимандра «О неподвижных звездах». Он первый высказал мысль о южном небесном полушарии, положил начало научному изучению зодиака, построил модель небесной сферы. Ему приписывают изобретение элементарных астрономических инструментов и составление пособий. Он первый начертал в Элладе географическую карту мира и изготовил глобус, научил греков определять время с помощью солнечных часов — полусферы, в центре которой помещалось острие указателя. Анаксимандр не обращался для объяснения грозы к мифу о громовержце Зевсе, но говорил, что «дождь возникает от испарений, а молнии бывают, когда ветер, врываясь, раздвигает облака». Для Анаксимандра поведение человека и явления природы слитны, они зависят друг от друга. «Из чего происходит рождение всего сущего, — говорил Анаксимандр, — в то же самое все исчезает по необходимости. Все получает возмездие друг от друга за несправедливость и согласно порядку времени» (55, 139).

Главная заслуга Анаксимандра состоит в том, что он учил, что «началом всего является апейрон», т. е. беспредельное или неопределенное. Апейрон «непреходящ», «бессмертен и неуничтожим». Понятие об апейроне как об отвлеченном от всякого чувственного восприятия неопределенном первовеществе, наполняющем все пространство, преодолело мифологическое представление о персонифицированном хаосе. «Анаксимандр, друг Фалеса,

233

утверждал, что в Беспредельном заключается всяческая причина всеобщего возникновения и уничтожения. Из него-то, говорит он, выделились небеса и вообще все миры, число которых бесконечно. Он объявил, что все они погибают по истечении весьма значительного времени после своего возникновения, причем с бесконечных времен происходит круговращение их всех» (51, 38}. Анаксимандр отверг мифологическое представление о возникновении мира как результат актов зачатия и рождения богов, а стал объяснять его взаимодействием природных явлений. Он искал причину образования Вселенной в борьбе противоречий, присущих неопределенной материи. «При возникновении нашего мира из вечного (начала) выделилось детородное начало теплого и холодного, и образовавшаяся из него некоторая огненная сфера облекла воздух, окружающий землю, подобно тому как кора облекает дерево. Когда огненная сфера порвалась и замкнулась в несколько колец, возникли солнце, луна и звезды» (51, 38). У Анаксимандра была идея о естественном происхождении людей из животных.

Взгляды Анаксимандра повлияли на его ученика, знаменитого врача Алкмеона. Он установил, что сознание исходит от мозга, мозг является органом мышления человека. Это имело огромное философское значение. «Человек отличается от других животных, — говорил врач, много занимавшийся вскрытием их трупов, — тем, что одни только понимают, тогда как другие чувствуют, но не понимают».

Близкий друг Анаксимандра — Анаксимен (585— 525 гг. до н. э.), живший в Милете, учил, что «начало есть беспредельный воздух, так как он есть источник возникновения (всего), что существует, существовало и будет существовать, (в том числе) и богов и божеств, остальные же (вещи) (возникают, по его учению) из того, что произошло от воздуха» (51, 52). Когда воздух сгущается, то превращается в ветер, затем в облака, далее в воду, землю и камни, и разряжаясь, становится огнем. Анаксимен не знал еще верного объяснения грозы, но стремился найти естественные причины этого явления, так пугавшего древних людей. Он уже не видел в молнии стрелы громовержца Зевса, считал, что молния — воздух, сгустившийся в облаках. Философ объяснял дождь, град и снег уплотнением воздуха. Взгляды Анак-

234

симена ближе к воззрениям Фалеса, чем к учению Анаксимандра, так как воздух, по Анаксимену, есть вода в парообразном состоянии или туман. Гомер также называл туман или пар сгущенным воздухом.

Августин писал об Анаксимене: «богов же он не отрицал и не обошел их молчанием. Однако он был того убеждения, что не ими (богами) создан воздух, но что они сами возникли из воздуха» (51, 54). Анаксимен критиковал астрологические заблуждения, считал, что погода не зависит от звезд. Вероятно, он первый в Элладе стал различать планеты и неподвижные звезды. Философ пытался найти естественное объяснение происхождению небесных светил: они возникают из влаги, которая, испаряясь с земли, поднимается в верхние слои атмосферы и там воспламеняется. Все это разрушало традиционные мифологические представления. Вера в божественную природу звезд держалась долгие века. К. Маркс отметил, что «даже Аристотель считает звезды богами» (2, 129). По словам Платона, афиняне объявляли атеистами всех, кто признавал небесные явления подчиненными законам. Сократ предлагал отказаться от всех умозрений по поводу небесных светил, считая вопрос о них «делом божественным». Анаксагор чуть не поплатился жизнью за то, что признавал Солнце огромной каменной массой, а не божеством. Философа обвинили в атеизме и приговорили к смертной казни. Маркс отметил, что Анаксагор «первый физически объяснил небо и таким образом ... приблизил его к земле» (2, 58).

Ионийская философия была основана тремя милетцами — «первыми энциклопедистами» Фалесом, Анакси-мандром и Анаксименом, продолжена и развита Гераклитом, достигла дальнейшего развития у Левкиппа — отца греческого атомизма. А. И. Герцен считал, что стремление подчинить многообразие окружающего мира чему-нибудь всеобщему, царящему над частным, возникает у человека, когда он «просыпается от неопределенных сновидений чувственно-непосредственного воззрения, когда он перестает удовлетворяться фантазиями и, недовольный, жаждет не образов, а понимания; но этого всеобщего единства человек не ищет сначала ни в себе, ни в духовном элементе вообще, а в самом предмете, и притом как сущего» (23, 147). А. И. Герцен писал, что воззрение греков «кажется материальным ... в сущ-

235

ности, его скорее должно назвать реализмом (в широком смысле слова), и этот реализм у них является прежде всех мудрецов и учений» (23, 145}.

Основой мировоззрения философов-материалистов античности было признание первичности материи и материальности мира. Природа, объясненная из самой себя, освобождалась тем самым от господства божественных сил. Ф. Энгельс указывал, что «античная философия была первоначальным, стихийным материализмом» (1, 20, 142). Для ее представителей мир существовал как объективная реальность, которая воздействует на органы чувств и познается в понятиях.

Ф. Энгельс понимал под стихийностью древнего материализма то, что он не разграничивал и не противопоставлял материальное духовному. В. И. Ленин пользовался понятием «стихийный материализм», считая его первоначальной формой философского материализма, «примитивным материализмом». В последнее время некоторые советские авторы стали склоняться к мысли С. Н. Трубецкого, что учение милетских философов — не материализм, ибо тогда не было еще ни понятий духа и материи, ни сознания их противоположности. До Платона действительно не существовало разделения философии на материалистическое и идеалистическое направления. Сами ионийские философы не осознавали себя материалистами, так как тогда еще не было противопоставления материализма идеализму, однако объективный смысл их учений был материалистическим. Определять, материалист или идеалист тот или иной философ, нужно не по самосознанию, а по тому, как. он решает основной вопрос философии.

Древнегреческие философы — все прирожденные стихийные диалектики, исходившие из единства материи. Они критически перерабатывали идеи развития и изменения, господства и необходимости, содержавшиеся в мифах. У Анаксимандра в его космогонии уже провозглашен великий принцип развития. Первые философы-материалисты выдвинули идею становления: природа не есть нечто, однажды сотворенное, но .нечто, ставшее во времени. У Фалеса понятие воды одновременно и образ текучести. Они решали вопрос: существует ли бесконечное множество самых различных веществ или можно их свести к единству? Для этих ионийских мыслителей мир был

236

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Аналога философии
Вечной философией
Шахнович М. Происхождение философии и атеизм атеизма философии 1 единство
Шахнович М. Происхождение философии и атеизм атеизма философии 8 философии
Справедливости

сайт копирайтеров Евгений