Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

ная дорога» — орбита Луны. Там установили среднюю скорость движения Луны по эклиптике, а также максимальную скорость движения Луны и Солнца. Определяя промежуток времени между двумя последовательными прохождениями Луны через ближайшую к Земле точку ее орбиты, вавилоняне ошиблись лишь на 3.6 сек. Они умели рассчитывать периодичность лунных затмений, предсказывать некоторые из них. Через каждые 223 лунных месяца почти с точностью возобновляются те условия, при которых происходит затмение. Это так называемый саросский цикл (18 лет и 11 дней), представляющий в сущности до сих пор основу предвычислений затмения. В Вавилоне точно вычисляли время от одного новолуния до другого. Разница с современными данными составляет всего лишь 0.4 сек.

Предание гласит, что халдеи первые установили деления круга суточного обращения Солнца и деление часов. У них сутки разделялись на 12 двойных часов, круг — на 360 градусов, градус делился на 60 минут, минута — на 60 секунд.

Успехи в области астрономии имели большое значение для зарождения философии. Установление периодичности движения светил, идея вычисления и предвычисления явлений природы, впервые ясно проявившаяся в вавилонской астрономии, вела к признанию наличия объективной закономерности в развитии мира. При восходе солнца на небосклоне находятся те же звезды, какие появляются после захода его. Человека должна была поражать правильность движений небесных светил, повторяемость этих движений с математической точностью во времени. Познание того факта, что в совокупности небесных явлений устанавливаются некоторые численные закономерности, что существует связь сезонных изменений вида звездного неба с ходом земледельческих работ, впервые раскрыло перед умами человечества наличие закономерностей в космосе. Неизменность закономерного движения небесных тел, установление тех отношений, которые определяли движения планет, способствовали появлению представления, что космос — это не хаос, а механизм, установленный раз навсегда, самодовлеющий в своих законах, и нет никого, кто бы мог их изменить. Все существует во веки веков, все заранее предусмотрено, нет никаких случайностей. «Отец позитивизма»

128

О. Конт считал, что астрология привела к формированию понятия закономерности, на самом же деле астрономические открытия, а не астрологические фантазии способствовали познанию законов природы.

На Древнем Востоке жрецы, наблюдавшие за небесными светилами для календарных вычислений, заметили, что в различные времена меняется положение звезд на небе. Из этого наблюдения был сделан неверный вывод, что небесные светила предопределяют события, происходящие на Земле.

В. И. Ленин писал, что «всякую истину, если ее сделать „чрезмерной" (как говорил Дицген-отец), если ее преувеличить, если ее распространить за пределы ее действительной применимости, можно довести до абсурда, и она даже неизбежно, при указанных условиях, превращается в абсурд» (3, 41, 46). Астрология — типичный пример такого абсурда. В основе ее, казалось бы, находится идея закономерной связи между человеком и природой. Но из того, что Солнце оказывает влияние на Землю, нельзя делать вывода о том, что небесные светила определяют судьбы новорожденных. В. И. Ленин писал о таких ложных заключениях: «... связь земли и солнца, природы вообще — и закон, logoz, бог» (3, 29, 330).

Единство всей природы и взаимодействие ее элементов принимает в астрологии фантастическую, искаженную форму, чуждую идее материального единства Вселенной. Вместо действительной взаимосвязи и взаимозависимости явлений, реальных закономерностей в развитии природы жрецы искали фантастическую связь между явлениями ее и общества и видимым положением светил. Астрологические суеверия, выраставшие из представления об абсолютной причинности и отрицания всякой случайности, порождали фаталистическую веру в предопределение.

Еще в первобытные времена люди были глубоко убеждены, что существует взаимосвязь всех предметов и явлений природы и общества, верили, будто все земное — повторение и воспроизведение небесного. В родовом обществе люди представляли устройство неба по типу своей собственной социальной структуры, а в раннеклассовом обществе перенесли на космос понятия о государстве, управляемом законами. Астрология основана на домыслах о параллелизме небесных и земных явлений.

129

Все, что есть на земле, — страны, города, горы, реки, леса — лишь слабое выражение того, что имеется на небе. Даже пышные земные храмы — жалкая копия небесных храмов. Прообразы всех земных предметов существуют в созвездиях. К этим верованиям восходит учение Платона о двойственной жизни «идей»: то глядящих на нас сверху вечными яркими звездами небесного свода, то заключенных в нас самих. Над человеком как микрокосмосом довлеет макрокосмос. Небо и земля существуют вместе как единое целое. Все связано в космосе, любая вещь имеет свою противоположность, существует полное соответствие между всеми явлениями, свойствами и качествами неба и земли. Связь между ними осуществляется путем эманации (излучений), исходящих от планет и звезд. Эманация Солнца будто бы проникает в кровь человека, сообщая ему движение и теплоту. На вере в эти эманации было основано магическое «лечение» людей. В средневековой медицине при кровопускании тело человека мысленно делилось на 12 частей по числу и в соответствии со знаками зодиака, так же как это делали в Древнем Вавилоне.

Люди верили, что животные и растения, минералы и металлы зависят от небесных светил. Рост растений якобы определялся луной, которая поэтому имеет зеленый цвет. Названия желтой меди, латуни в алхимии восходят клуне. Все в жизни людей зависит от положения небесных светил, не только перемены времен года, изменение температуры на земле, ветер и дождь, урожай и неурожай, но и общественные явления определяются положением светил. От этих светил зависит судьба отдельных лиц, их свойства и качества, успехи и неудачи, рождение и смерть, браки и болезни. Небо — великая книга прошлого и будущего. В ней предсказана вся история будущего. Поэтому звезды в Вавилоне назывались «переводчиками». Постоянно меняя положение, звезды как бы переводят на доступный людям язык волю богов. На небе есть два бога-протоколиста, которые записывают все дела людей. Один бог пишет на «доске добрых дел», а другой—на «доске грехов». Человек должен умилостивлять небеса, чтобы было побольше записей на доске его добрых дел и чтобы уничтожили или бросили в воду доску с записью его грехов. На земле должно произойти то, что начертано наверху, на небесах. Основной принцип этих магических верований

130

был: «то, что внизу, — как то, что наверху, и то, что наверху, — как то, что внизу».

Звездная лжефилософия освящала социальный строй рабовладельческой деспотии, воспитывала людей в покорности и смирении. Астрология внушала веру в то, что в мире все совершается по круговороту, в котором последовательно одолевает то светлое, то темное начало. Подобно тому как через определенный промежуток времени созвездия вновь принимают то же положение, так и на земле соответственно наступает повторение прежних событий. Этот перенос идеи круговорота из мира природы на общественную жизнь привел к вере в повторяемость хода событий у народов Центральной Америки, Египта, Индии и других стран. У пифагорейцев сохранилась вера в неизбежность развития по циклам, каждый из которых все начинает заново, а кончается цикл катастрофой.

Многие реакционные философы отстаивают эту теорию циклов, или «вечного круговорота». Общество, мол, развивается циклически, проходит определенные ступени, а затем возвращается к началу. Марксизм отрицает веру в то, что история общества есть движение по кругу, что происходит неизменное повторение пройденного, периодическое возвращение вспять. История человечества — закономерный, движимый внутренними противоречиями поступательный процесс развития общества от простого к сложному, от низшего к высшему. Учение о закономерной смене социально-экономических формаций объясняет процесс развития и смысл истории человечества.

В Древнем Египте, как и в Вавилоне, философия не могла сформироваться отчасти и потому, что там астрономия не освободилась от мифологии. По древнеегипетским представлениям, небо — это богиня-корова Нут, родившая золотого теленка — бога солнца Ра, который плавает днем по ее животу на своей ладье, а ночью по подземному Нилу. По другому мифу, небо представляли свиньей, а звезды — рожденными ею поросятами. Эти религиозные верования причудливо переплетались с астрономическими знаниями. Известен древнеегипетский трактат о небе, в котором вместе с мифологическими представлениями о нем содержались сведения о восходе солнца и наступлении дня, о движении солнца, о звездах как показателях точного времени, о заходе солнца и наступлении ночи и т. д. Египтяне делили небесные тела на «неутомимые» (т. е. пла-

неты) и «вечные» (т. е. неподвижные звезды), уподобляли землю планете и приписывали ей поступательное движение. Солнце рассматривалось как центр небосвода, оно движется вместе со своими планетами. Египтяне догадались, что созвездия, которые они называли Львом, Бегемотом, Быком, Бычьей ногой, Крокодилом, Скорпионом и т. д., находятся на небе и днем, но невидимы, потому что светит солнце. На потолках храмов, дворцов и гробниц обнаружены звездные карты и таблицы для определения ночного времени, для расчетов наблюдений за прохождением звезд через небесный меридиан.

На берегах Нила земледельцам для начала сева было очень важно предусмотреть время половодья, поэтому жрецы наблюдали за небом, чтобы определить, какие звезды восходят на небосклоне ко времени разлива. Они заметили, что разлив Нила наступает всегда в одно и то же время, вскоре после того как на широте Мемфиса ранним утром впервые вновь появляется самая яркая звезда Сириус, названная в эллинистическую эпоху, Сотис — душа богини Исиды. Утренний восход Сириуса наступает приблизительно через месяц после весеннего равноденствия — 19 июля. День начала разлива Нила в окрестностях Мемфиса и первого появления Сириуса был принят за исходное основание для отсчета времени. С появлением Сириуса жрецы торжественно извещали о начале благодетельного разлива Нила. Это укрепляло авторитет жрецов у населения, так как их предсказания о времени разлива Нила всегда исполнялись.

У древних египтян первоначальный календарь был лунным. Жрецы устанавливали начало каждого месяца по первому появлению лунного серпа в день новолуния. Потом по изменениям в положении Солнца жрецы стали определять год, разделив его на три периода: «наводнение», «выход» и «урожай». В году было двенадцать месяцев, состоящих из 30 суток каждый, с пятью дополнительными сутками в конце года, посвященными Осирису, Исиде, Гору, Сету, Нефтиде. Этот календарь был неточным, потому что солнечный год состоит не из 365 суток, а из 365 суток с четвертью. Жрецы из открытия годичной периодичности явлений природы сделали ошибочный вывод, будто и общественные явления повторяются по кругу, так же как ежегодно повторяются времена года и регулярно разливается Нил, Египтяне отождествляли небо

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Философ
Шахнович М. Происхождение философии и атеизм атеизма философии 2 зодиака
Премудрость соломона
Шахнович М. Происхождение философии и атеизм атеизма философии 13 философии
Шахнович М. Происхождение философии и атеизм атеизма философии 3 истории

сайт копирайтеров Евгений