Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

«А страны с юридическим и математическим мышлением, Месопотамия и Малая Азия с хеттским миром? Разве здесь дело обходилось без философии?» (52, 3, 113).

Первым ученым, который выступил против замалчивания стихийно-материалистических воззрений в древнеегипетских памятниках, был акад. Ю. П. Францев. Отвергая модернизацию научных знаний Древнего Египта, он полагал, что там были достигнуты определенные успехи в их развитии, которые имели большое значение для зарождения материалистического миропонимания. Ученый пришел к выводу, что традиционное понятие о том, что жителям Египта земля казалась в виде блина, является неверным. Они задолго до Анаксимандра, который предположил объемную форму земли, плавающей в пространстве, Додумались до этого. В Древнем Египте в наивной форме мифов был поставлен вопрос о материальной основе при-

119

родных явлений. Ритуальный текст на храмовой стене в Карнахе, относящийся к XIII в. до н. э., гласит:

«... прохладная вода, которая произвела вещи живущие и из которой выходят все вещи». Ю. П. Францев писал, что речь идет не об олицетворении водной стихии, а о воде, употребляемой для возлияний. С представлениями о воде, из которой «вышли все вещи», связано понятие о воздухе, занимающем пространство и «пребывающем во всех вещах». Образованный египтянин мог думать, что ветер привел воду в движение, из ила собралась земля, из воды вышли водные животные. Возможно, что многие могли считать черный ил Нильской долины, согреваемый солнечными лучами, источником жизни. Во всех этих воззрениях, полумифах-полугипотезах просвечивает стихийный материализм.

Ю. П. Францев доказывал, что в литературных памятниках Древнего Египта, отражавших свободомыслие рабовладельческой знати, имеются зачатки философской материалистической мысли. М. Э. Матье приводила интересные данные о возникновении свободомыслия в Древнем Египте. В гробнице фараона Сети I (1313—1292 гг. до н. э.) высечен текст «Истребление людей», где бог Ра жалуется на лиц, «изрекавших хулу на него», «замысливших злые дела против него». В папирусе «Спор Гора с Сетом» бог солнца Ра насмешливо говорит Осирису, объявившему себя создателем всей растительности:

«Если бы тебя и не было и если бы ты не рождался, ячмень и полба все равно существовали бы» (53, 401). В одном из папирусов приводится спор кошки с шакалом: первая доказывает силу добра, второй — торжество силы и безучастность богов. Автор как будто на стороне шакала.

Большинство памятников древневосточной литературы, содержавших сведения о проблесках свободомыслия, рационализма и материализма, до нас не дошло из-за «усердия» жрецов, старательно уничтожавших их. Эти памятники еще ярче показали бы связь вольнодумства с зачатками философии. Вероятно, древнеегипетские мудрецы пытались смелее, чем вавилонские, выйти за пределы религиозного миропонимания. До нас дошли имена древнейших мудрецов: Имхотепа и Хардедефа, «изречения которых у всех на устах». Наиболее известным египетским мудрецом был визирь фараона Джосерса Имхотеп (около 3000 г. до н. э.). Он был врачом, астрономом,

120

математиком и архитектором, построил первую ступенчатую пирамиду. Его впоследствии обожествили, объявив сыном бога Пта.

Идея Ю. П. Францева о необходимости изучения возникновения философской мысли в Древнем Египте была поддержана многими египтологами. На XXV Международном конгрессе востоковедов в Москве венгерский ученый А. Добрович в докладе «Введение в изучение египетской философии» отстаивал вывод о том, что в Древнем Египте философские воззрения, порывая с традиционными религиозными верованиями, носили материалистический характер. С ним согласился и голландский египтолог Б. Стринкер. Ион Бану выдвинул в своих книгах спорную идею о том, что в одних случаях философия начинается с идеализма, а в других — с материализма, отождествляя некоторые древнеегипетские религиозные понятия с идеалистическими философскими воззрениями. По Бану, первый шаг к философии — представление о первичной материи, которое встречается в мифах многих народов Востока, имевшее, вероятно, всеобщее распространение. В одном вавилонском тексте, приведенном жрецом Беросом, упоминается о существовавшей «в начале мира» воде, у египтян известна «вода, положившая начало вещам». Здесь уже поставлен вопрос о происхождении и природе мира. Ответ на него еще не является философской абстракцией, но он отделяет нас от простого чувственного созерцания и приближает к абстрагированию. Пока налицо лишь догадка о материальности мира, это еще предыстория философии. Только в Древней Греции у милетцев впервые появляется философское понятие материи, но и она представляется в виде конкретной и чувственной субстанции. Ион Бану считает, что если у древних египтян материалистическое представление о первоначале в образе воды еще не отделилось от мифов и не стало философским понятием, то представление о восьми богах Хеху, пребывающих в многообразных чувственных вещах, — это уже идеалистическое учение, которое сводит все к первоначальному духу.

В связи с централизацией культа гелиопольские и мемфисские жрецы пытались свести почитание многих местных богов к единому божеству, но это сведение идет в направлении монотеизма, т. е. религии, а не философии. То, что в памятнике заупокойной литературы Древнего

121

Египта «Книге мертвых» восемь богов рассматриваются как одно божество, не может быть отнесено к философии. Гелиопольская иерархия богов: Шу и Тефнут, Геб и Нут, Осирис и Исида, Сет и Нефтида — далека от того, чтобы скрытые в ее образах силы и стихии природы потеряли свою персонификацию. Сказание жрецов Мемфиса, столицы Египта в эпоху древнего царства, о верховном боге этого города Пта, создавшем мир словами, произнесенными его устами, сотворившем восемь других богов путем изречения мысли «сердцем и языком», целиком относится к религиозным мифам, хотя в этом мифе и имеются зародыши воззрений, близкие к идеалистическому учению о логосе (слове или речи), разработанном Филоном Александрийским в I в. н. э. Это сказание содержится в богословском трактате мемфисских жрецов, списанном, вероятно, в конце IV тысячелетия до н. э. по приказу фараона Шабака с древнего свитка, изъеденного червями. Архаическая форма языка, на котором написан трактат, подтверждает его глубокую древность. В 1901 г. Дж. Брэстед, изучавший этот памятник, пришел к выводу, что жрецы уже в глубокой древности умели размышлять на отвлеченные темы и создали понятия разума, обозначаемые у древних греков словами «нус» и «логос», которые затем покинули пределы Египта и распространились в различных странах. Вера в творческую силу слова бога, создавшего мир, восходит к вере в могущество магических заклинаний и существовала у многих народов Древнего Востока.

В Древнем Египте идеализм, возникший с распадом общества на классы, с отделением умственного труда от физического, не получил еще философской формы. Представление, что мышление — единственный двигатель жизни, так как голова заставляет чужие руки выполнять ее предначертания, было выражено лишь в религиозных мифах. Жрецы стремились возвеличить духовную деятельность по сравнению с физической, чтобы упрочить свое могущество. В мемфисском сказании о сотворении мира жрецы так излагали эти воззрения: «Возникла в сердце (мысль) в образе Атума... Язык повторяет все задуманное сердцем... и были созданы всякие работы и всякие искусства, труды рук... согласно этому приказанию, задуманному сердцем и выраженному языком и творящему назначение всех вещей... И он родил богов,

122

он создал города, он основал номы, он поставил богов в их святилища, он учредил их жертвы, он основал их храмы» (54, 84). Жрецы учили, что бог Амон заранее предусмотрел все, что потом понадобится человеку, даже «создал в зародыше правителей для людей». В религиозной оболочке развивалось ложное воззрение, что идеи являются источником возникновения всех вещей, а не материальное бытие — источник происхождения тех или иных вещей. Действительное отношение между бытием и сознанием людей было перевернуто вверх ногами. Идеи, порожденные человеческим мозгом, казались независимыми от окружающего материального мира, отражениями которого они были. Идеи принимались за нечто самостоятельное, изначальное, за бога Атума. Теология жрецов еще не превратилась в философский идеализм, так как оставалась выраженной в образах мифологии.

Зачатки светской философии в Древнем Египте и Вавилоне не могли освободиться от религиозной оболочки, так как господствующий там класс рабовладельцев был заинтересован в том, чтобы существовала жреческая псевдофилософия — астрологические воззрения о мире с их фатализмом, освящавшим непререкаемую власть царей и жрецов.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Большого числа сочинений до нас дошли в библии премудрость иисуса
В книге введение в науку философии об уместности философского исследования философия философию
Относимая древними греками к vi в
В девятом номере журнала вопросы философии за 1971 г
В китае господствующая философия в течение многих веков была идеалистической

сайт копирайтеров Евгений