Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

*Более восьми веков минуло с тех пор, как Фениса, героиня романа Кретьена де Труа «Клижес» (1176), провозгласила важнейшую женскую заповедь: «Душа и тело - одному».

46

что можно иметь сексуальные отношения с кем-нибудь, не испытывая при этом любви; каждые две женщины из трех заявляют, что они были сильно влюблены в своего первого партнера, и только одна из них признает, что была к нему равнодушна, тогда как у мужчин это соотношение один к трем. И гораздо меньшее число женщин считает, будто случайные измены укрепляют любовь. Мужчины грезят о сексуальных отношениях со многими партнершами, тогда как женщинам фантазии подобного рода чужды^. Совершенно очевидно, что мужчины и женщины не всегда имеют одинаковые взгляды на половую жизнь и в особенности на ее связь с жизнью чувств. Современный либерализм в области половой морали не сделал из прошлого своего рода tabula rasa: он возрождает любовь в качестве первейшей основы женского эроса.

Давайте будем осторожней с идеей о «вечной женственности». В наши дни женщины в значительной степени лишили либидо* ореола трагизма, их любовные авантюры уже не обязательно подразумевают большую любовь и могут свободно развиваться без каких-либо планов на будущее. Курортные романы, мимолетные влюбленности, развлечения на один вечер - все это отныне не чуждо и женщинам, и переживается ими без мук и чувства вины. Это вовсе не означает, будто между мужчинами и женщинами нет больше различий в том, как они относятся к плотской любви. В действительности женская эротика продолжает подпитываться доказательствами любви и сентиментальными образами. Невелико число женщин, которые рассматривают по-

^Les Comportements sexuels en France, op. cit. P. 126, 145, 200.

*В сексологии либидо -это половое влечение. В психоанализе Фрейда это понятие означает преимущественно бессознательные сексуальные влечения, способные к вытеснению и сложной трансформации (патологической регрессии или сублимации). У Юнга либидо - это психическая энергия вообще, своего рода метафизический принцип психики.

47

ловые отношения как результат простого физического влечения, как цель в себе и чистый обмен удовольствием; зато многие не отделяют полноту сексуального удовлетворения от всплеска чувств. Занятие любовью без любви к своему партнеру перестало быть для женщин табу; об этом свидетельствуют фильмы и романы: они теперь нередко показывают героинь, которые пускаются в любовные приключения, не имеющие будущего. Тем не менее женщины нечасто делают признания относительно половых сношений, затеянных ради одних только острых ощущений, редко ищут такие ощущения ради самих этих ощущений и еще реже получают от них в подобном случае полное удовлетворение. И каких бы высот ни достигло сексуальное «освобождение», женщины сохраняют свою приверженность эротизму, проникнутому чувствами, и в меньшей степени, нежели мужчины, склонны к «коллекционированию». Утратив свою былую четкость, распределение ролей в эмоциональной сфере не исчезло окончательно: если женщины по-прежнему склонны объединять секс с любовью, то мужчины с необычайной легкостью приемлют их разделение.

Flash back*. В грозовые 60-е годы в женских объединениях и в газетах для женщин, вовлеченных в радикальное оспаривание буржуазных порядков, развернулась дискуссия. Как объяснить тот факт, что сексуальная эмансипация женщин по всей видимости изрядно облегчает жизнь мужчинам, тогда как на долю женщин выпадают дополнительные трудности и неудовлетворенность? Поборницы женских свобод задавались вопросами на эту тему и рассказывали о той ловушке, в которую, по их признанию, они угодили. Они поверили в свободную от запретов и от глубины чувств сексуальную жизнь, а в результате получили все, что угодно, но только не расцвет личности, ибо для любви в таком слу-

*Flash back (англ.) - термин кинематографии, означающий кадры, прерывающие повествование, чтобы в сжатом виде повторить ранее показанные события (в мыслях героев и т. п.).

48

чае просто не осталось места. Осуществляя свою революцию, они ошиблись в выборе пути: голый секс, не согретый огнем души, возможно, и годится для мужчин, но он не отвечает глубинным потребностям женщин. С тех пор минуло уже тридцать лет, но суть проблемы остается той же, хотя революционной риторики и стало меньше. Женщины неизменно продолжают упрекать мужчин в их эмоциональной заторможенности, а фильмы и признания женщин наглядно показывают бесперспективность случайного секса и эроса, лишенного романтики.

В середине 80-х годов опубликовали результаты опроса, который поверг в шок все мужское население. Одна американская журналистка задала своим читательницам следующий вопрос: «Были бы вы удовлетворены нежными объятиями, если бы дело так и не дошло до полового акта?» 7 женщин из 10 ответили положительно. Чуть позднее во Франции столько же женщин точно так же заявили, что ласки и нежности предпочитают половому акту; более чем 1 француженка из каждых трех утверждают, что они могли бы обойтись и без полового акта, если бы получили достаточно нежности и ласк^. Комментарий сексолога: это знак того, что сексуальность в нашем обществе ничтожная, убогая, а мужчины неумелые. Но как можно поверить в подобное утверждение, если большинство женщин признают, что достигли оргазма во время их последнего полового сношения, и подавляющее большинство женщин говорит о том, что они удовлетворены своей половой жизнью?^ Отдавая предпочтение нежным ласкам, женщины выражают отнюдь не скудость сексуальных устремлений: они выражают однозначный выбор в пользу эмоционально насыщенной жизни, в пользу межличностного общения и глубины чувств. Речь идет не о разочаровании в сексе,

^Marie-Claire, #392, avril 1985.

^Les Comportements sexuels en France, op. cit., p. 157, 202.

49

а о сверхщедрых инвестициях в сердечные дела. Это не убийственная тоска плоти, а фрустрация от занятий сексом, лишенным нежности.

Сексуальная революция налицо, но налицо также и постоянство в распределении ролей в эмоциональной сфере по признаку пола. И все-таки нет никаких сомнений в том, что различия между двумя полами в их отношении к любовным делам сильно ослабли за последние полвека. Женская свобода нравов больше не предается поруганию; мечты женщин больше не сосредоточены исключительно на жизни чувств; женщины перестали быть более снисходительными, чем мужчины, в отношении неверности партнера. В то же время мужчины не требуют отныне от своей супруги целомудрия, они больше говорят о собственной эмоциональной жизни, они, как и женщины, отказываются от брака, не основанного на любви. Вместе с тем это бесспорное сближение полов никоим образом нельзя отождествлять со взаимозаменяемостью ролей в эмоциональной сфере. Разделение на мужское и женское, хотя оно и стало менее явным, менее отчетливым и выраженным, тем не менее продолжает быть действенным: мужчины и женщины и говорят о любви, и переживают ее по-разному. И речь здесь идет именно о социальных нормах, а не о реальности, коренящейся в генетической конституции полов. Десятки тысячелетий истории, в которой отсутствовала любовь-страсть, со всей очевидностью показывают, что исключительная приверженность женщин чувствам не может быть объяснена каким-либо биологическим детерминизмом. Нельзя не отметить, что женская эмансипация и психологизация мужских особей не выступают «моделью взаимоуподобления полов»^, поскольку эта модель не распространилась на область распределения ролей в эмоциональной жизни. И ощущение различий между полами не пропадает вопреки и наперекор всему.

^Elisabeth Badinter, L'un est l'autre, Paris, Odile Jacob, 1986.

50

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Как женщине home
В группе женщин в возрасте от 40 до 49 лет эта цифра увеличивается до 40
Средства массовой информации находятся у истоков современного движения ко все большей независимости
Сокращение вложения мужчинами своей энергии в стратегии соблазнения женщин по времени совпадает с мужчины мужчинами
Липовецкий Ж. Третья женщина социологии 1 ухаживания

сайт копирайтеров Евгений