Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

^На этом пункте особенно настаивает Глэдис Свейн (Gladys Swain, Dialogue avec l'insense, Paris, Gallimard, 1994, p. 215-236).

42

нимфомания, истерия* - таковы симптомы, приписываемые женскому полу, которые были объяснены классической наукой как очевидное проявление отказа от собственной идентичности и утраты субъектом власти над своим телом. Именно по этим причинам женщины традиционно заявляют о себе как о более страстных существах, нежели мужчины: «Женщина имеет у себя внутри орган, подверженный жутчайшим спазмам, подчиняющий ее своему влиянию и вызывающий в ее воображении всякого рода иллюзии»^. Женщина - создание по природе своей себе неподвластное, наделенное хрупкой психикой и покорное стихийным силам жизни и рода подвержена истерии в той же мере, в какой она рождена для доходящей до полного самозабвения любовной страсти: «Постоянно на самой грани восторга, мистических видений, пророчеств, откровений, пламенной поэзии и истерики»^. В определенном смысле эта схема поведения воспроизводится и в наши дни за тем исключением, что полного самоотречения, в котором выражается женская потребность в любви, уже как такового не осуществляют: к нему стремятся в психологическом плане. Верность традиции переживания женщиной страсти воспринимается отныне не как вступающая в противоречие с существом-объектом, а как совместимая с современными идеалами личной независимости.

*При этом следует помнить, что в истерическом женском характере есть не только негативные, но и позитивные стороны. «Такая женщина поддерживает мужественность представителей противоположного пола, поскольку принимает сексуальную природу маритальных отношений. Но настаивая на том, чтобы сексуальное влечение мужчины подчинялось романтическому идеалу, она отрицает мужское удовлетворение. Такую женщину выбирает мужчина, которого возбуждает его влечение, но его избранница увертывается от него и не дает ему одержать победу» (Лоуэн Александр. Любовь и оргазм. Революционный взгляд на сексуальную жизнь. М.: Институт общегуманитарных исследований, 1997. С. 347).

^Diderot, Sur les femmes, op. cit., p. 952.

^Ibid., p. 953.

43

Постоянство эмоционального полюса в женской идентичности не подразумевает отсутствия серьезных изменений. На протяжении трех последних десятилетий женщины все решительнее перестают отождествлять любовь с браком, нередко предпочитая сожительство кольцу на пальце. И в то же время существование женщин не вращается больше исключительно вокруг любовных и семейных ценностей: жить в ожидании мужчины и в его тени, пожертвовать ради него учебой, профессиональной деятельностью и материальной независимостью - все это перестало быть само собой разумеющимся. «Вся полнота жизни - в любви», - говорила Лу Андреа-Саломе*: какая женщина в наши дни признает, применительно к себе, справедливость подобной сентенции? Идеалы самореализации и независимости подорвали беззаветную веру женщин в любовь и способствовали зарождению любви менее безрассудной, менее всеобъемлющей и менее жертвенной. Освободившись от ethos** самоотречения, женская любовь сочетается отныне с устремлением к личной независимости.

Если любовь как жреческое служение иссякает, то совсем по-иному обстоит дело с ожиданием любви и с женскими любовными притязаниями. Об этом свидетельствует, кроме всего прочего, и новое отношение второго пола к разводу. Как известно, теперь в большинстве случаев именно женщины берут на себя инициативу при разводах и разрыве связи^. Само собой разумеется, что выдвигаемые для разрыва отношений причины различны, и

*Лу Андреа-Саломе (1861-1936) - женщина-легенда, автор интереснейших воспоминаний под названием «Моя жизнь»; в числе ее близких знакомых были Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд, австрийский поэт Рильке.

**Ethos (греч.) - термин античной философии, обозначающий характер явления, например, устойчивый нравственный характер.

^Когда заявление о разводе подается одним из супругов, то в 7 случаях из 10 оно исходит от женщины (см.: Les Femmes, INSEE, Contours et caracteres, 1991, p. 28). И в Соединенных Штатах на долю разводов, начатых по инициативе женщин, выпадает от 55 до 65 %.

44

реальные тяготы жизни замужней женщины (двойной рабочий день, вероятность грубого обращения и т. п.) определенным образом влияют на эту практику. Но одних только рассуждений об «интересах» недостаточно для понимания того факта, что в большинстве своем именно женщины «указывают на дверь» своему супругу или уезжают и выступают инициаторами расставания. Любопытно отметить, что, в сравнении с мужчинами, куда большее число женщин описывает свой рухнувший брак как неизбежно обреченный на провал, как «трагедию», случившуюся «по вине другого», и как определенным образом запрограммированный катастрофический результат. Мужчины в большей степени склонны интерпретировать случившееся как «драму», и среди них, если сравнивать с женщинами, гораздо многочисленнее те, кто заявляет о неожиданности для них поводов, послуживших толчком для развода с ними^. Подобные расхождения в интерпретации, так же как и женская инициатива в расторжении брака, коренятся еще и в различии способов, какими мужчины и женщины вкладывают душу в свой брак и в сокровенную жизнь чувств. Поскольку женщины социализируются в культуре, уделяющей первостепенное значение чувству и отношениям между людьми, они более остро, чем мужчины, ощущают неполадки в совместной жизни и потому одиночество и боль расставания предпочитают отныне отсутствию любви и череде злоключений - день за днем, ночь за ночью. Чем более женщина независима, тем труднее она смиряется с неудачным замужеством, не оправдавшим ее надежд обрести в браке нежность, взаимопонимание и близость. Вместо того чтобы замыкать женщин в их собственном мирке, развитие индивидуализма способствует проявлению большей требовательности по отношению к другому при меньшей готовности терпеть семейную жизнь, не приносящую удовлетворения и не

^Об оппозиции «женская трагедия»/»мужская драма» см.: Irene Thery, Le Demariage, Paris, Odile Jacob, 1993, p. 242-266.

45

оправдавшую надежд на любовь и на личностное общение. Мало сказать, что повсеместное установление основанного на свободном распоряжении собой жизненного уклада не отменило первостепенной значимости для женщин их ожиданий в области чувств и межличностного общения: такой уклад еще и распространил подобные ожидания среди всех слоев женского населения.

Эрос, чувство и различие полов

Восприятие секса в немалой степени иллюстрирует устойчивость различий полов в их отношении к любви. Что мы узнаем из последних анкет по исследованию сексуального поведения? Прежде всего то, что женщины, судя по их заявлениям, меньше склонны к неверности, чем мужчины: 6 % женатых мужчин и 3 % замужних женщин признаются, что имели внебрачную связь в последние двенадцать месяцев^. Вдобавок женщины, судя по их признаниям, в среднем имели в своей жизни гораздо меньше сексуальных партнеров, чем мужчины: у мужчин их 11, тогда как у женщин - 3^. Такое расхождение не только свидетельствует о бахвальстве самцов и женском лицемерии, но и находит соответствия и вполне согласуется с различиями в том, как мужчины и женщины представляют себе связь между сексом и чувством. Женщины и в самом деле гораздо реже, чем мужчины, пускаются в любовные авантюры, не испытывая при этом влюбленности*; они реже приемлют мысль о том,

^Это процентное соотношение поднимается до 13 и соответственно до 7 у мужчин и женщин, которые совместно проживают без брака (Andre Bejin, «Les couples francais sont-ils fideles?». Panoramiques, #25, 1996, p. 71).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Всеми силами стараясь удержать женщину в рамках семьи
Порнография
Чем менее настоятельно женщин станут обрекать на тяжелые социальные роли
Липовецкий Ж. Третья женщина социологии 4 информации
Липовецкий Ж. Третья женщина социологии 6 женщины

сайт копирайтеров Евгений