Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

измерением - миром идеалов и чувств, любовь дарит надежду на дополнительный приток жизненной силы, помогающей личности в ее устремлении к «другому» подняться над собой. Отношение женщин к любви, разительно отличаясь от требований формального кодекса, проявляется как живая и непрестанно возобновляемая традиция, как неисчерпаемый источник чувств, делающих жизнь ярче и примиряющих субъективную независимость с проникнутыми страстью межличностными отношениями. Таковы причины, которые, судя по всему, долго еще будут способствовать продлению срока жизни женской идентичности, черпающей силы в любви.

Соблазн олицетворяет собой такой порядок отношений, который еще сильнее, чем любовное чувство, отмечен печатью социального разделения полов. От патриархальных обычаев крестьян ходить друг к другу в гости и до социальной модели поведения при галантных дворах соблазнение всегда представало перед нами в виде театрального спектакля, организованного как бинарная оппозиция мужского и женского полов. На протяжении столетий менялись подходы и способы «ухаживания», но никак не разница между мужчинами и женщинами в их восприятии искушения.

Как известно, начиная с XII века куртуазные модели поведения создали новую культуру обольщения*.

*Эту новую культуру они заимствовали от арабов во время первых крестовых походов; что же касается появления подобной сложной культуры ухаживания у самих арабов, то, по меткому замечанию Пьера Бельперона, куртуазная поэзия была создана ими, чтобы воспеть идеальную женщину, потому что они не могли вздыхать по женщине, которая по первому слову бросалась в их объятия (об этом см.: Pierre Belperron, La croisade contre Albigeois et l'Union du Languedoc a la France, Paris, Pion, 1949).

70

Весьма распространенный до той поры обычай похищения^, грубый захват женщин, залихватское и бесцеремонное обращение с женщинами в высших кругах общества уступили место кодексу поведения, предписывающему мужчинам покорность и сдержанность, терпение и чуткость по отношению к даме, почитание и поэтическое прославление возлюбленной. Впрочем, эта «демаскулинизация» приемов обольщения ни в чем не поколебала существенных различий в способах его реализации: с незапамятных времен право начать ухаживания отдано мужчинам, тогда как уделом женщины остается ожидание. Уже Овидий писал: «Молодой человек слишком уж уверен в своей красоте, если ждет, чтобы первою сделала ему предложение женщина. Приступать к делу обязан мужчина. Пусть он умоляет - женщина благосклонно примет его нежные мольбы»^*. В этом смысле куртуазные правила всего только опоэтизировали и узаконили в более строгом виде эти различия между полами. Именно Он должен сделать первый шаг, выразить красавице свое восхищение, признаться в своей страсти; Ей же приходится ожидать проявления инициативы со стороны мужчины, не показывать собственного желания, испытывать терпение претендента, прочно удерживать бразды правления в любовной игре, поначалу весьма скупо, но со временем все более щедро одаривая его своими милостями.

Подобное неравноправное распределение ролей при обольщении на самых глубоких уровнях отражает стародавнее предназначение мужчин для воинских трудов. Если в соблазнении роль «наступательного характера» и отведена мужчине, то потому только, что как воин он просто обязан доказать, что обладает и напористостью,

^Georges Duby, Le Chevalier, la Femme et le Pretre, Paris, Hachette, 1981, p. 43-46.

^L'Art d'aimer. Livre premier.

*Цит. в переводе В. Алексеева по кн.: Овидий Публий Назон. Наука любить. М.: Вернисаж, 1992. С. 71.

71

и смелостью, и отвагой. Проявление инициативы в деле обольщения выглядит тогда долгом мужчины, напрямую связанным с его воинской доблестью. Поскольку образцом для куртуазного соблазнения послужила война и искусство ведения баталий^, мужчина должен был зарекомендовать себя «дерзким любовником» (Брантом*), ему следовало «вести осаду» дамы**, идти на приступ, разрушать бастионы ее скромности и в итоге победить ее. Мужчине, как средоточию активности и завоевательных тенденций, необходимо было главенствовать во всем, и потому до середины XVII века мужчина будет отстаивать свое превосходство даже в силе приверженности любовному чувству^.

Если, с другой стороны, роль женщины сведена к ожиданию и сопротивлению, то сделано это из соображений морали, а также по причине ее скромности, которая со времен Плиния объявлена природным свойством второго пола. Чтобы соблазнить избранного ею мужчину, женщина не вправе поведать о своем желании, ей следует притвориться его законной добычей***. Удел

^Denis de Rougemont, L'Amour et l'Occident (1939), Paris, UGE, coll. 10/18, p. 206-207.

*Брантом, Пьер де Будей (ок. 1538-1614) - французский писатель, придворный, автор книг мемуаров «Жизнеописания знаменитых людей и великих полководцев», «Жизнеописания знаменитых дам» и «Жизнеописания галантных дам», в которых собраны анекдоты, описания любовных похождений и придворных интриг.

**Главный женский символ в Средние века - это цитадель, крепость, внутри которой - сокровище. Все прочие символы женщины (газель, лань, лилия и роза, бархатистый персик, ароматная малина; она - драгоценные камни, перламутр, агат, жемчуг, шелк, небесная лазурь, свежесть ключевой воды, воздух, пламя, земля и вода) - второстепенны.

^Maurice Daumas, La Tendresse amoureuse, XVI'e - XVIII'e siecle, op. cit., p. 136.

***Ср. у В. Ерофеева: «Мужская жизнь складывается из достижений. Победителя можно брать голыми руками. Женщина, которая создаст у мужика иллюзию большой победы, будет самой большой победительницей» (Ерофеев Виктор. Мужчины. М.: Подкова, 1997. С. 81-82).

72

женщины - демонстрировать свою неприступность, множить препятствия на пути любви, не уступать мольбам мужчин ни слишком быстро, ни слишком легко*. Один заигрывает, другая отказывается принять ухаживания; один настаивает, другая соглашается, затем меняет свое решение и, наконец, уступает. Весь порядок соблазнения построен в полном согласии с неизменной системой отчетливого противопоставления мужского женскому: более решительно, нежели иные установления, элементарные структуры соблазнения** восходят к незыблемым фундаментам человеческой истории.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Наделяют достаточным правдоподобием идею ослабления преимущественной нацеленности женщины на семью
Протекционизма квоты дадут возможность большему числу женщин участвовать в политических организациях
Все таки занижение оценки внешности затрагивает женщин гораздо раньше
Мужчина использует ее в качестве дополнения
Мужчины

сайт копирайтеров Евгений