Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

обвинения. Итак, женская пресса, покорно следуя требованиям законов рынка, отдает женщин во власть диктатуры потребительства; распространяя навеянные грезами образы, она вызывает в женщинах чувство неполноценности, усиливает страхи перед старостью, порождает несбыточное желание походить на соблазнительные модели; предоставляя очень много места рубрикам типа «Мода и красота», она поддерживает социальный стереотип легкомысленной и поверхностной женщины. Женская пресса - это машина для разрушения индивидуальных и моральных различий; сила, содействующая обезличиванию и конформизму; инструмент порабощения женщин стандартами внешнего вида и соблазнительности. Со всех сторон звучала критика в адрес прессы - на поверхностный взгляд ни к чему не обязывающей, но на самом деле тиранической, сексистской и даже расистской в том смысле, что она навязывала превосходство западных канонов красоты.

Не станем все это оспаривать: такой перекрестный огонь, как правило, имеет верный прицел. Вот только этим сказана далеко не вся правда. Так, если нельзя не признать, что женская пресса оказывает стандартизирующее влияние на массы, то не следует забывать и о другой стороне ее воздействия. Женские средства массовой информации характеризуются не только усилиями по сглаживанию различий во внешнем виде, но, параллельно с этим, еще и работой по все большему усилению общественной значимости индивидуальности и личности. «Перед личностью ничто не устоит», - уже в 1935 году читаем мы в «Мари-Клер». В том же году одна из статей в «Вог» отстаивает мысль о том, что красота создается наполовину личной индивидуальностью, на четверть макияжем и еще на одну четверть природой^. Начиная с 60-х годов женская пресса занята тем, чтобы сделать элегантность более доступной, менее скованной

^Evelyne Sullerot, La Presse feminine, op. cit., p. 81.

241

традициями, более практичной. Ею проповедуется высокая ценность фантазии, свободы, активности: «новая» женщина носит все, что ей нравится, и одевается, как захочет. «Красота отныне свободна» - под таким заголовком вышел в Соединенных Штатах первый номер журнала «Вог» за 1968 год. Конечно, отнюдь не средства массовой информации находятся у истоков современного движения ко все большей независимости в области одежды, но и они вносили свою лепту в это движение, придавая ему социальную легитимность, стилизуя его и предоставляя ему возможность соединиться с женской потребностью быть соблазнительной. И если мало кто сомневается в том, что женская пресса фигурирует среди наиболее эффективных средств распространения в обществе стандартов стройности тела, то было бы несправедливо сводить всю динамику этого процесса к однозначным усилиям, направленным на деперсонализацию и на лишение способности распоряжаться собой по собственному усмотрению. Как было показано выше, сами по себе призывы к стройности не вступают в противоречие с культурой индивидуализма, поскольку они побуждают женщин «взять себя в руки», не мириться с физической деградацией, утверждать себя в качестве субъекта по отношению к собственном у телу и к фатальному воздействию времени. Вот почему порядок стандартизации размеров тела утверждается еще и в качестве инструмента, усиливающего влияние женщин на свой физический облик. С одной стороны, женские масс-медиа «обрекают» женщин на то, чтобы воспринимать себя как «декоративные предметы»; с другой - они повсеместно распространяют культуру, благоприятствующую как осознанию личной ответственности за собственное тело, так и признанию принципа «самосозидания». И то обстоятельство, что они нагнетают женские страхи, связанные с физическим обликом, не означает, будто их действие сводится к усилиям по нивелированию женского «я» и к отказу от него.

242

В современной Америке, зажатой в тиски споров о множественности культур, ведется оголтелая критика женских иллюстрированных журналов, которая клеймит их империализм в области эстетики, проявляющийся в том, что они поют дифирамбы стандартам «белых» мягким волосам, светлым глазам, тонким и прямым носам. Устанавливая доминирующий и доминируемый типы красоты, навязывая этноцентрическую модель красоты, женские издания якобы действуют как механизм расистской и тоталитарной власти. И следствием этого являются укрепление расовых барьеров, усиление чувства неуверенности и собственной неполноценности, ненависть к себе в группах меньшинств^.

Однако затрагивают ли эти обвинения саму природу средств массовой информации или только один из этапов ее развития? И можно ли не принимать в расчет изменения, произошедшие в этой области два-три десятилетия назад? Начиная с 60-х годов в странах демократии разворачивается процесс признания новых эстетических критериев и увеличения их числа. Следуя по пути, предлагаемому девизом «Black is beautiful»*, «Вог» в 1974 году впервые предоставляет свою обложку чернокожей топ-модели. Одновременно с этим входит в моду стиль «афро», растет количество изображений чернокожих, азиатских и «относящихся к представителям меньшинств» красавиц. В 1983 году юная негритянка Ванесса Уильямс впервые завоевала титул «Мисс Америка». Не так давно Наоми Кэмбел, провозглашенная «Black Magic Woman»**, появилась на обложке журнала «Тайм». Судя по всему, стандарты «белокожего» лица пока еще преобладают, и все-таки их гегемония не исключает признания красоты цветных женщин. Триум-

^Evelyne Sullerot, La Presse feminine, op. cit., p. 245-269. Об этом также: Susan Bordo, Unbearable Weight, op. cit., p. 24-25; 254-265.

*Black is beautiful (англ.) - чернокожий красив.

**Black Magic Woman (англ.) - Колдовская Чернокожая Женщина.

243

фальная эпоха эстетического самовосхваления Запада осталась позади, и эстетический плюрализм более полно воплощает в себе будущее женской прессы, чем искоренение различий и унификация красоты.

Никто не станет спорить с тем, что образы прекраснейших женщин, распространяемые многочисленными периодическими изданиями, обладают способностью сеять в женщинах сомнения в собственной красоте и заставляют многих из них комплексовать по поводу своего тела. Но при всем при том женские иллюстрированные журналы не обладают всесилием, какое им порой приписывают. Прежде всего, их влияние осуществляется только на глубинную женскую потребность в красоте, которая своим происхождением обязана явно не им. Средства массовой информации не столько порождают стремление женщин к красоте, сколько выражают его и усиливают. И наконец, существуют серьезные ограничения для их уничижительного воздействия. Действительно, как можно совместить мнимое всемогущество образов, навязываемых средствами массовой информации, с тем фактом, что большинство женщин, отвечая на вопросы об их внешности, продолжают считать, что выглядят они скорее хорошо, чем плохо? И когда их просят выбрать наиболее соответствующий их внешнему виду эпитет из шести слов, начиная с «красивой» и заканчивая «безобразной», то подавляющее большинство отдает предпочтение словам «красивая», «привлекательная» или «хорошенькая», и почти никто из них не считает себя «безобразной»^. Конечно, одновременно с этим другие исследования показывают нам, что множество женщин испытывает неудовлетворенность, угнетенность или подавленность, когда они рассматривают в зеркале собственное тело. И все-таки противоречие между этими двумя выводами менее радикально, чем кажется, поскольку, если женщины часто дают суровые оценки тому,

^Robin Tolmach Lakoff, Raquel L. Scherr, Face Value: the Politics of Beauty, op. cit., p. 140.

244

как выглядит их тело, то с лицом дело обстоит иначе. Конечно, женщины в основном считают себя слишком толстыми или «плохо сложенными», но не считают изза этого себя безобразными: черты лица каким-то образом «спасают» общую картину. Существуют пределы принижающему воздействию женских средств информации: невзирая на обилие совершенных лиц, выставляемых напоказ рекламой и модными журналами, оценка женщинами собственного лица в целом остается положительной.

Мы далеки от того, чтобы отрицать силу конформистского влияния, оказываемого женскими средствами информации в области эстетики. Но пока еще недостаточно акцентирован тот факт, что читательницы иллюстрированных журналов отнюдь не всегда имеют сходство с безвольными и всеядными существами с заниженной самооценкой, внушенной им великолепием фотомоделей из модных журналов. Фотографии из этих журналов действуют на них еще и как бередящие воображение образы, как источник идей, позволяющих менять стиль, подчеркивать собственные достоинства и демонстрировать себя в наиболее выгодном свете. Женщины, разумеется, подражают моделям, но только тем из них, которых считают приемлемыми и соответствующими их представлению о себе. Перелистывая страницы иллюстрированных журналов, женщины делают выбор в пользу того или иного типа макияжа, той или иной модели прически или одежды; они отбирают, выделяют и запоминают то, что соответствует их индивидуальности, их ожиданиям, их вкусам*. Женщины не

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Порнографияотрицательное в основном отношение женщин к порнографии предоставляет еще одну
Липовецкий Ж. Третья женщина социологии 7 женщины
Управляют женщины
Оказываемого женскими средствами информации в области эстетики
В наши дни женщины

сайт копирайтеров Евгений