Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Липовецкий Ж. Третья женщина

ОТ ПЕРЕВОДЧИКА 8

ВВЕДЕНИЕ 9

ЧАСТЬ I. ПОЛ, ЛЮБОВЬ И ОБОЛЬЩЕНИЕ 17

Глава 1. ОНА ГОВОРИТ О ЛЮБВИ 19 24 От любви-вероисповедания к любви-тюрьме 38 Сердце и пол 52 Женщины и порнография 60 Любовь, современность и индивидуальность

Глава 2. СУДЬБА СОБЛАЗНА 69 73 Новая Ева и прощание с Дон Жуаном 87 Соблазн и вечная женственность

Глава 3. ФЕМИНИЗМ И ВОЙНА ПОЛОВ 95 99 Одержимость синдромом жертвы 113 Издевательства по признаку пола и демократия 128 Секс, Америка и мы

ЧАСТЬ II. ПРЕКРАСНЫЙ ПОЛ 141

Глава 1. ИЗОБРЕТЕНИЕ ПРЕКРАСНОГО ПОЛА 143 145 Когда женщины еще не были прекрасным полом 163 Культ женской красоты

Глава 2. БУМ КРАСОТЫ 185 188 Лихорадочная погоня за красотой и рынок средств по уходу за телом 195 Эстетика стройной фигуры и демократическая культура 201 К созидательной культуре красоты 208 Постдисциплинарная красота 215 Политика красоты

Глава 3. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ И ЖЕНСКАЯ ПРЕССА 233 236 Женская пресса и современная культура красоты 239 Власть масс-медиа и женская власть

Глава 4. ИСЧЕЗНОВЕНИЕ РОКОВОЙ ЖЕНЩИНЫ 246 248 О пагубной красоте на манер красотки с обложки 261 Звезды и манекенщицы 269 Красота: но какой ценой?

Глава 5. БУДУЩЕЕ ПРЕКРАСНОГО ПОЛА 275 278 Неизменность прекрасного пола 286 Красота, или будущее женственности

ЧАСТЬ III. ПОСТДОМОХОЗЯЙКА 293

Глава 1. СВЯТОСТЬ МАТЕРИ И ДОМОХОЗЯЙКИ 295 300 Мистический смысл домашнего хозяйства 307 Современное положение женщины-домохозяйки

Глава 2. РАБОТАЮЩАЯ ЖЕНЩИНА 316 320 Профессиональная идентичность и женщина-субъект 328 Женский труд, общество потребления и сексуальная свобода

Глава 3. ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА 334 336 Первая женщина, или Женщина недооцененная 341 Вторая женщина, или Женщина, вызывающая восторги 345 Третья женщина, или Женщина индетерминированная

Глава 4. РАБОТА-СЕМЬЯ: НЕДОСТИЖИМОЕ УРАВНИВАНИЕ В ПРАВАХ 350 352 Мужской труд/женский труд 359 Какова супружеская пара? Какова мать? Каков отец? 369 Дрейф семейных ролей

ЧАСТЬ IV. НА ПУТИ К ФЕМИНИЗАЦИИ ВЛАСТИ? 377

Глава 1. ЖЕНЩИНЫ-ДОМОХОЗЯЙКИ, ЖЕНЩИНЫ-ПОЛИТИКИ 379 387 Предприятие против женщин? 405 Женщины и их представительство в политике

Глава 2. ВЛАСТЬ, ИЛИ ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ МУЖЕСТВЕННОСТИ 416 417 Успех в личной жизни против успеха в общественной жизни

ПРИЛОЖЕНИЯ 441

Приложение 1. КНИГА ЖИЛЯ ЛИПОВЕЦКОГО «ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА» В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ 443


Липовецкий Ж. Третья женщина. СПб.: Алетейя.2003. 512 с.


От переводчика

Книга «Третья женщина» представляет собой современное по методу выполнения комплексное социологическое исследование, а потому Жиль Липовецкий прихотливо использовал при ее создании материалы, относящиеся к разным областям гуманитарного знания, насыщая текст специальной терминологией, обращаясь к мало знакомым российскому читателю фактам из современной и литературной истории Франции. В переживаемой нами «ситуации постмодерна» культура расслоилась, и знакомство с трудами, подобными сочинению Липовецкого, требует от читателя решения задач, связанных с непростым освоением культурного пространства, которое отделяет его от автора. Языковой барьер очевиден для каждого, но слово или, тем более, имя может быть воспринято как «голое» или «немое», если оно лишено для нас соответствующих коннотаций. Следуя излюбленному девизу философа Поля Рикёра «Больше объяснять, чтобы лучше понимать»*, автор перевода

*Рикёр Поль. Герменевтика. Этика. Политика. М.: Academia, 1995. С. 9.

8

попытался, в некоторых случаях, взять на себя труд показать бытование каких-то важных мыслей и понятий во французской, американской и отечественной культуре, чтобы помочь читателю разобраться не только с тем, что сказал Липовецкий, но и с тем, что он имел в виду. Именно этой цели служат примечания переводчика, указанные звездочкой*. Ссылки Ж. Липовецкого на литературные источники даны в том виде, как они представлены в оригинале.

Никогда прежде творению поэтической мысли не удавалось повлиять на чувства, манеру поведения людей и на отношения между мужчинами и женщинами столь глубоко, как это сумела сделать изобретенная Западом любовь. Начиная с XII века любовь без устали прославляли, воспевали и идеализировали, она воспламеняла желания и сердца, она преобразила образ жизни и поступки мужчин и женщин и дала пищу для самых безумных их грез. С появлением риторики любви-страсти возникла не только новая форма отношений между полами - возникло одно из самых причудливых воплощений духа приключения для современного Запада.

За девять веков своей истории культура любви претерпела различные сдвиги центра тяжести, решительные изменения в языке и в обычаях, ломку вкусов, но вместе с тем ей знакомы и ощутимая преемственность, и пределы и переходы в масштабах большой длительности. Из не входящей в круг серьезных жизненных проблем формальной придворной игры, какой она была в средние века, любовь превратилась в высшей степени индивиду-

20

ализированное общение, целиком и полностью вовлекающее одну личность во взаимодействие с другой. Любовь перешла от кодекса, принятого аристократией, к кодексу, общему для всех классов; поначалу она исключала брак, но затем предложила его в качестве своей единственной основы; поначалу ей сопутствовало обесценивание сексуального желания, теперь же она воссоединилась с Эросом. Во времена готических соборов фундаментом любви служили высшее совершенство и исключительность качеств возлюбленных; с приходом современности она становится парадоксальной и неподвластной разуму страстью, не находящей никаких оправданий своему существованию, кроме себя самой^. Средневековая «fin'amor»*^, прециозная любовь, любовь романтическая**, «свободная» любовь XX века^: сколько было ключевых моментов, отметивших историю любви на протяжении очень долгого времени, столько же было и крутых перемен в ее символических кодах, что не обошлось без ломки взглядов и в отношении к самой половой жизни, особенно с конца XVIII века^.

^Niklas Luhmann. Amour comme passion, Paris, Aubier, 1990.

*Fin'amor - утонченная любовь, то есть любовь куртуазная. Как показал Хейзинга, в куртуазной системе отсчета любовь мыслится не столько как индивидуальный личностно-психологический опыт, сколько как дисциплина («наука»), которой можно овладеть, подключившись к соответствующей традиции. Последнее предполагает освоение жестко заданных норм куртуазного поведения как правил игры, соблюдение которых обеспечивает возможность пребывания в пределах куртуазного универсума как виртуального культурно-коммуникативного пространства внутри ортодоксальной христианской средневековой традиции.

**Ср. у А. Лоуэна: «Романтический идеал не может выстоять перед повседневной физической близостью, которая в маритальной ситуации неизбежна. Это отлично было известно романтическим влюбленным XIV и XV столетий. Сексуальное овладение изменяет дистанцию и снимает тот барьер, который необходим, чтобы любовь оставалась романтической» (Лоуэн Александр. Любовь и оргазм. Революционный взгляд на сексуальную жизнь. М.: Институт общегуманитарных исследований, 1997. С. 346).

^Об этой периодизации см.: Niklas Luhmann. Op. cit.

^Edward Shorter, Naissance dela famine moderne, Paris, Seuil, 1977.

21

Но сколь бы глубоки ни были эти изменения, они не должны отвлечь наше внимание от того факта, что изобретение Западом любви заповедовало человеческим чувствам некий стиль и в известном смысле нетленный идеал. За всеми этими крутыми переменами в поведении и искажением привычных смыслов любовь сохранила свои черты почти неизменными и развивалась в кругу скорее стабильных, нежели изменчивых идеалов и устремлений. Вот почему она представляет собой нечто большее и иное, чем сексуальное влечение; вот почему она должна быть бескорыстной, далекой от учета денежных, социальных или матримониальных интересов. В силу самой своей природы она признает одну только свободу выбора предмета любви и независимость чувств. Она истинна лишь тогда, когда ей сопутствуют верность и безраздельность чувства: кто любит по-настоящему, тот единовременно любит не более чем одного. И наконец, любовь стремится ко взаимности: необходимо любить и быть любимым, ее идеал заключен в обоюдной любви, в любви «равной и разделенной». В любви-страсти есть нечто выходящее за пределы ее исторических метаморфоз: «Любовь всегда пребудет любовью».

В параллель с этой преемственностью идеалов культура любви никогда не переставала выстраиваться, сообразуясь с неизменной логикой социальной жизни: с логикой несовпадения ролей мужчин и женщин. Так, если говорить об обольщении, то проявлять инициативу, ухаживать за Дамой, побеждать ее сопротивление положено мужчине. А вот женщины призваны внушать поклонение, побуждать поклонника к терпеливому ожиданию, а при случае и одарять его своими милостями. Что же касается половой морали, то она развивается в соответствии с двойным социальным стандартом: снисходительность к мужским проказам и суровые преследования вольностей со стороны женщин*. Хотя любовь

*См., например, рассуждения Шопенгауэра о том, что «верность имеет у мужчины характер искусственный, а у женщины -

22

 ΛΛΛ     >>>   

Признание пожеланий меньшинств
Женщинами нет больше различий в том
Австрийский художник
Липовецкий Ж. Третья женщина социологии 6 женщины
Совпадающего по времени с общественным признанием труда женщин
ЛевиСтросс К. Структурализм и экология социологии

сайт копирайтеров Евгений