Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

*Как показывают наблюдения, в наши дни начинает преобладать эгалитарное воображение как порождение культуры, в которой чувство общей принадлежности к человеческому роду возобладало над страхом сексуальной «чуждости» существа другого пола тем все еще не до конца изжитым страхом, что творил миф о женщине-вампе, о неизбывном коварстве и разнузданной греховности «прислужницы дьявола». В современной культуре секс занял место греха и мы стали свидетелями торжественного возвращения Венеры Каллипиги - Прекраснозадой Венеры древности.

^Получило признание классическое исследование Марселя Гоше «Токвиль, Америка и мы» (Marcel Gauchet, «Tocqueville, l'Amerique et nous», Libre, #7, 1980).

51

чувствуем себя одинаковыми, а с точки зрения психологии - различными: провозглашенного «андрогинного»* примирения не состоялось.

*»Андрогинный» - то есть обладающий качествами обоих полов. В культуре постмодерна представление о человеке как о существе, наделенном андрогинностью, получило развитие в концепциях неофеминизма и нашло свое отражение в художественной практике постмодернизма (об этом см.: Маньковская Надежда. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000. С. 181).

52

Женщины и порнография

Отрицательное в основном отношение женщин к порнографии предоставляет еще одну возможность подтвердить живучесть различий между полами во взглядах на любовные установления. Как известно, потребление порнографии - это явление в гораздо большей степени мужское, нежели женское: женщины не только редко переступают порог sex shop*, но часто даже просмотр черной порнографии вызывает у них что-то вроде чувства неловкости, порой близкого к антипатии или же к отвращению. Вид hi-fi** плотских утех забавляет, развлекает или возбуждает мужчин, но он неприятен для подавляющего большинства женщин.

Следует ли увязывать подобную реакцию с застарелыми пережитками женской морали, нетерпимой к распутству? Основания для этого весьма и весьма сомнительны. Из виду, безусловно, упускают нечто весьма

*Sex shop (англ.) - магазин, в котором торгуют порнографической литературой и предметами, призванными удовлетворять неординарные половые потребности.

**Hi-fi (англ.) - высокая точность воспроизведения.

53

существенное, когда хотят снова затянуть старую песню о женской стыдливости, как если бы женщины были на веки вечные отторгнуты от секса. Самое примечательное в этом вопросе то, что даже чувственные женщины, не переносящие пуританской строгости и сами предельно раскованные в любовной жизни, часто выражают весьма прохладное, неприязненное или безразличное отношение к порнографии. И в том, что коробит женщин в порнографии, нет ничего общего с неприятием секса, а есть только неприятие безличностного, если можно так выразиться, «павловского» осуществления полового акта. Женщины ничего не имеют против чтения эротических произведений и не отказывают себе в удовольствии, когда речь идет о просмотре эротических фильмов. Вот только черная порнуха с ее механистичностью и «гинекологичностью» неизменно чужда женским сексуальным фантазиям. И вовсе не переизбыток чувств болезненно задевает женщин, а прежде всего дефицит этих самых чувств в тех случаях, когда секс сведен к обезличенным функциональным действиям, вызывающим скудный отклик в сфере воображения, восприятия прекрасного и в эмоциональной жизни*. Различные проявления женщинами скованности свидетельствуют тогда не о всплесках морального аскетизма, а о важности той роли, которую душевные чувства играют в их эротизме**. Лишенные поэтического и эмоционального измерения, слишком откровенные крупные планы выглядят

*»Нет смысла выяснять, какие фантазмы таятся в порнографии (фетишистские, перверсивные, первосцены и т.п.): избыток "реальности" перечеркивает и блокирует любой фантазм» (Бодрийяр Жан. Соблазн. M.: Ad Marginem, 2000. С. 68).

**Женщины вообще проявляют особую чувствительность и нетерпимость к наигранности во время близости, которая неизбежно появляется при дефиците чувств: «Сексуальный акт не происходит, а разыгрывается, если человек не выражает внутреннее чувство, а пытается произвести впечатление на партнера», - утверждает американский психолог А. Лоуэн (Лоуэн Александр. Любовь и оргазм... Указ. соч. С. 12).

54

скорее карикатурой на занятия любовью, нежели побуждением к удовольствию; они скорее контрастируют с эротическими чувствами, нежели их стимулируют.

Все это не мешает женщинам смотреть порнографию: есть сведения, что в Германии, как и в Соединенных Штатах, 40 % кассет «X» берут напрокат женщины. Как примирить этот факт с теми, в основном далеко не восторженными суждениями, которые они высказывают по поводу порнографии? Давайте поостережемся усматривать в подобных поступках приметы движения к слиянию полов: никакой маскулинизации в отношении женщин к сексуальности здесь нет. Женщина, которая смотрит порнофильм, далеко не во всем повторяет мужчину, поскольку ее отношение к этому зрелищу подчинено не столько стремлению к сексуальному возбуждению, сколько желанию продолжить или усилить близость с партнером, создать с ним атмосферу эротического соучастия. Женщины обычно берут напрокат кассеты «X» не для того, чтобы смотреть их в одиночку: они их просматривают либо вместе со своим любовником, либо с мужем. Если смотреть черную порнографию парой, то она отчасти утрачивает свой безличностный характер и начинает функционировать как разделяемая обоими участниками игра, как некий инструмент для обмена и общения, как некий компонент общего для двоих эротизма. Межличностно-эмоциональное пространство, которое упраздняет порнография, оказывается частично восстановленным в условиях ее совместного восприятия. Порнография, задействованная при таком предполагающем определенные отношения между людьми посредничестве, уже не сводится к созерцанию безличностных оргазмов.

Женщины не только отвергают порнографию как лишенный поэтического флера секс, они еще и обвиняют ее в том, что порнография их оскорбляет, принижает их образ, подстрекает к насилию и жестокости: «Порнография - это теория, изнасилование - это практи-

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Он соблазнил меня в обмен на обещание жениться вот упрек
Липовецкий Ж. Третья женщина социологии 7 красоты
Противостоит феминизм второстепенность женщин по отношению к мужчинам возникла именно из за
Женщины занимают позицию
Мужчины все равно умудряются судить их еще строже почти все женщины оценивают себя неадекватно

сайт копирайтеров Евгений