Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

^Martine Segalen, Mari et femme dans la societe paysanne, Paris, Flammarion, coll. Champs, p. 100.

^Olwen Hufton, «Women and the Family Economy in Eighteenth Century France», French Historical Studies, #1, 1975.

^Edward Shorter, Naissance de la famille moderne, op. cit., p. 210 237.

^Bonnie Smith, The Ladies of the Leisure Class. The Bourgeoises of Northern France in the XIX-th Century, Princeton, University Press, 1981.

302

ством романов, живописных произведений, книг, содержащих советы по домоводству, и других публикаций о женщине и семье. В Новое время домохозяйка - это не только социальное положение, но еще и некая моральная доктрина, светский культ матери и семьи. Возникает некая особая культура, и в один прекрасный день уже можно было увидеть, как на пьедестал возносят прежде пребывавшие в тени женские обязанности, как идеализируют супругу-мать-хозяйку, которая всю свою жизнь посвящает детям и счастью семьи. Теперь женщина должна не просто, как оно было раньше, наряду с другими делами заниматься еще и трудом по дому: отныне ей следует посвящать себя такому труду душой и телом, словно какому-нибудь религиозному служению. В этом смысле Рескин* сравнивает домашний очаг с «храмом весталок», со «священным местом», охраняемым супругой-жрицей. Обустраивать «уютное гнездышко», воспитывать детей, одарять всех членов семьи теплотой и нежностью, следить, чтобы всем было удобно и каждый вовремя получил моральную поддержку - такова миссия, которая выпадает отныне на долю женщины. С появлением доктрины «раздельных сфер» труд и семья оказываются решительно разведенными в разные стороны: мужчине предписана профессиональная сфера, тогда как женщине - «home, sweet home»**.

Если поначалу подобная модель поведения была воспринята только классом буржуазии, то очень быстро она в качестве идеала распространилась среди всех социальных слоев. На протяжении целого века мужчины и женщины, буржуа и рабочие, верующие и свободомыслящие граждане в полном согласии почитали один и тот же архетип женщины, не владеющей профессией. Разумеется, феминистки боролись за равную оплату тру-

*Рескин, Джон (1819-1900) - английский писатель, историк, искусствовед.

**Home, sweet home (англ.) -дом, любимый дом.

303

да для обоих полов, однако они редко подвергали сомнению мысль о том, что женщина должна в первую очередь исполнять долг матери и хозяйки; разумеется, марксисты постулировали положение о том, что вовлечение женщин в работу по найму составляет обязательный переходный момент для их эмансипации, но влияние марксистов оставалось незначительным, по крайней мере до войны 1914 года. От одного конгресса к другому борцы за права рабочих продолжали утверждать, что «настоящее место женщины не в мастерской или на заводе, а дома, в семье»^. До 20-х годов профсоюзные деятели выражали приверженность образу супруги, сливавшемуся в их представлении с ее функциями матери и хозяйки дома. Появление и успех развиваемой в романах темы холостячки*, эмансипированной женщины 20-х годов, не должны вводить нас в заблуждение, поскольку лишь малая горстка революционно настроенных феминисток отстаивала экономическую независимость. А в реальной жизни, в период между двумя войнами, социальный стереотип матери - хранительницы домашнего очага почти не подвергался обсуждению, его превозносили и в газетах, и в романах, и в школьных учебниках, и в официальных выступлениях. Все более полный триумф завоевывал идеал супругиматери, безраздельно посвятившей себя детям, заботящейся об их здоровье, об их воспитании и школьных успехах, 50-е годы станут высшей точкой и своего рода ферматой в развитии этого процесса возвеличивания.

^Конгресс трудящихся 1879 года, цит. по статье: Michelle Perrot, «L'eloge de la menagere dans le discours des ouvriers francais au XIX'e siecle». Romantisme, #13-14, 1976.

*Начало этому успеху было положено с появлением завоевавшего скандальную известность романа французского писателя Виктора Маргерита (1866-1942) «Холостячка» (1922). Героиня романа, после ссоры с отцом и разрыва с женихом, поселяется отдельно от семьи и зарабатывает на жизнь своим художественным дарованием. За написание этого романа В. Маргерита даже лишили ордена Почетного легиона.

304

На протяжении целого века все то время, пока демократические общества занимались самосозиданием, они, несмотря на то, что имели в качестве исходного материала для своего развития резкие идеологические и социальные конфликты, в унисон распевали хвалебные гимны во славу женщины-домохозяйки.

Зарождающаяся индустриализация способствовала появлению фабричных и заводских работниц, хотя женский труд по найму и вызывал бурю протестов под лозунгами защиты морали, прочности супружеских уз, здоровья женщин, хорошего воспитания детей. Одновременно с этим материнские обязанности в духе жертвенности все энергичнее восхваляли в качестве жизненного предназначения^. Поскольку женщине самой природой назначено производить на свет детей, кормить их и воспитывать, то мать призвана полностью посвятить себя выполнению этой задачи, напрочь отказаться от любых личных амбиций и возложить всю свою жизнь на алтарь семьи. До начала XX века книги, посвященные женщинам, и школьные учебники для девочек клеймят позором проявления эгоизма, превозносят материнские обязанности и взывают к духу самоотречения. Именно посредством морализаторской и проникнутой жертвенностью риторики и было выпестовано этакое призвание - стать добрым ангелом домашнего очага.

Супруга-мать-домохозяйка существует отнюдь не ради себя самой, а потому ее и не относят к отдельным и независимым индивидам, никому, кроме самих себя, не принадлежащим: «Женщина может быть счастлива только при том условии, что она не "личность", а исключительное в своем роде существо, которое живет вне себя и для других»^. Если мужчина воплощает собой новый образ свободной, суверенной личности и хозяи-

^Elisabeth Badinter, L'Amour en plus, Paris, Livre de Poche, 1980, p. 342-348.

^Ивона Сарсей, цит. по кн.: Anne Martin-Fugier, La Bourgeoise, Paris. Gfasset, coll. Biblio-Essais, 1983, p. 314.

305

на над собой, то женщину по-прежнему представляют существом по природе своей зависимым и живущим ради других; ее мыслят зажатой в тиски семейных устоев. Идеология женщины-домохозяйки возникла из отказа сделать всеобщими принципы современного индивидуалистического общества. Женщина, чья идентичность вскормлена на альтруизме и семейной общности интересов, не зависит от существующего в обществе порядка, основанного на временных трудовых соглашениях: она зависит от порядка, существующего в семье и обусловленного самой природой. По этой самой причине женщина будет лишена и политических прав, и права на интеллектуальную и экономическую независимость^. Признать женщину в качестве независимого индивида означало бы извратить ее природу, ускорить крушение семейных устоев, внести смуту в отношения между полами. Неприятие женского труда за пределами семьи и получения женщинами образования, исключение их из сферы политики, подчинение женщины мужчине, поражение в правах женщины и матери в пользу мужа вот формы проявления столь характерного для начального этапа развития индивидуалистического демократического общества неизменного отказа от равенства полов и неизменного отрицания женщины в качестве субъекта.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Липовецкий Ж. Третья женщина социологии 7 развития
Иначе как в проникнутых лиризмом излияниях с приходом нового времени мать превратили в объект
Дается мужчинам как некое при веселая наука
Такую женщину выбирает мужчина
Система звезд создала царство сфабрикованной красоты

сайт копирайтеров Евгений