Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

*Оnе best way (англ.) - единственный и наилучший путь.

210

ведут к достижению этого идеала, все более и более разнообразны.

Механизмы поддержания дисциплины действуют таким образом, что вмешательство сознания и воли может быть в принципе аннулировано в пользу слепого и безрассудного подчинения тела, в пользу автоматической покорности индивидов: вымуштрованное тело идеально работает и без участия мысли или обдумывания действий, и оно подобно в этом колесикам какойнибудь совершенной машины. Но совсем иному порядку вещей мы следуем в то время, когда информация и расширение ассортимента рыночных предложений почти с неизбежностью навязывают нам выбор, принятие решения, всячески завлекают нас. Чем настойчивее заявляют о себе стандарты стройного и моложавого тела, тем настоятельнее необходимость для субъектов быть в курсе всех «новинок», что-то выбирать из тех предложений в области диеты и спорта, которые им делаются: индивид - активный участник пришел на смену индивиду-машине. Даже если многие диеты по-прежнему остаются жесткими и даже драконовскими, им все чаще придают дополнительную ценность приспособленные к отдельным людям и принимающие во внимание пищевые пристрастия и образ жизни человека курсы, а также гибкое планирование и методики личной ответственности в деле питания^. Факультативные диеты, активное регулирование выбора пищевых продуктов, самоконтроль при потреблении пищи: по мере того как уходят в прошлое цели, стоявшие перед телом-машиной, достижение красоты-стройности заявляет о себе как о явлении постдисциплинарном, поскольку механистическое руководство всюду уступает дорогу механизмам самоконтроля, которые, хотя и имеют принудительный характер, все же мобилизуют и инициативу, и сознание, и индивидуальную мотивацию.

^Gerard Apfeldorfer, Je mange, donc je suis, op. cit., p. 234-237.

211

Если дисциплина - это то, что «создает послушные и вымуштрованные тела, тела покорные»^, то мы вынуждены констатировать: выработанные постмодерном нормы красоты далеки от того, чтобы хоть как-то согласовываться с подобными амбициями. По существу, самым поразительным представляется нам факт несостоятельности императива стройности при формировании тел, существующих в режиме самоконтроля, гармонично сложенных и отвечающих эстетическим требованиям. Даже если стройность и стала всеобщей манией, это никак не отменяет того, что, по результатам исследования, осуществленного Metropolitan Life Insurance Company*, 12% американок в возрасте от 20 до 29 лет имеют вес, превышающий норму на 20 %; то же относится и к 25% женщин в возрасте от 30 до 39 лет; в группе женщин в возрасте от 40 до 49 лет эта цифра увеличивается до 40%^. В целом каждая третья женщина имеет избыточный вес. Конечно, все больше и больше женщин меняют режим питания и садятся на диету, чтобы похудеть, однако со временем от 80 до 90 % женщин опять набирают свой первоначальный вес^. Чем полнее усваивается идеал худощавого телосложения, тем очевиднее выглядит провал попыток похудеть на длительный срок. Вы говорите об усилении дисциплинарного контроля? Но если принять эту гипотезу, то как тогда прикажете понимать увеличение количества случаев ожирения? И каким образом классифицировать столь типичные для нашего времени явления, как постоянные переходы от диеты к набиранию избыточного веса, «kilos yoyo»**, чередование ограничений в еде с разнузданным

^Michel Foucault, Surveiller et punir, Paris: Gallimard, 1975, p. 140.

*Metropolitan Life Insurance Company (англ.) - Столичная компания по страхованию жизни.

^Kim Chernin, The Obsession: Reflections on the Tyranny of Slenderness, op. cit., p. 36.

^Ibid., p. 30; Gerard Apfeldorfer, Je mange, donc je suis, op. cit., p. 283.

**Kilos yoyo (англ.) - «блуждающие» (то появляющиеся, то исчезающие) килограммы.

212

чревоугодием? Справедливость требует признать, что стандарт стройной фигуры служит причиной, вызывающей все более сильные самоограничения и самоконтроль у все большего числа людей. Но в то же самое время мы видим, как прогрессирует распад системы организации питания, наблюдаем неустойчивые состояния психики, мании, junkfood*, связанные с приемом пищи отклонения в поведении и в привычках. Если наша культура и выступает свидетелем тирании фигуры, то наряду с этим она отмечена также снятием ограничений с обычаев, регламентирующих питание, с отменой общественных установлений, касающихся процесса приема пищи. Следствием этого стали нарушения распорядка, стихийные перекуски, характерное для нашей «гастроаномической»** культуры нерегулярное и бессистемное питание^. Вот почему трудно поддержать мысль об усилении действия механизмов по поддержанию дисциплины. Если к телу, вне всяких сомнений, предъявляют все более суровые эстетические требования, то одновременно с этим другие социальные принуждения, вроде тех, что связаны с приемом пищи, ослабевают, а это открывает путь для импульсивного и неупорядоченного поведения, которое и приводит к набиранию веса.

Занятия спортом, в той же мере как и питание, свидетельствуют об окончании эпохи унификации тел при помощи дисциплины. Как известно, все большее число женщин уделяет время физическим упражнениям и спорту: бег трусцой, теннис, лыжи, гимнастика стали для женщин массовым увлечением. Но все эти увлечения характеризуются скорее периодичностью, чем регулярностью; у подавляющего большинства женщин занятия от случая к случаю преобладают по сравнению с постоянными тренировками. Эстетика стройного тела, не-

*Junk food (англ.) - быстрая перекуска.

**Аномический - нарушающий нормы и законы.

^Claude Fischler, L'Homnivore, Paris, Odile Jacob, reed. coll. Points, 1993. p. 212-216.

213

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Женщинами нет больше различий в том
Также уменьшение традиционного размежевания между чаяниями красоты
Этот новый статус красоты нераздельно связан с современным процессом секуляризации
8 женщин
Мужчина

сайт копирайтеров Евгений