Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Возможны, конечно, и другие способы осуществления коллективной де-
ятельности в экспериментальной постановке и все они должны дать ценный
материал для более точного выяснения вопросов, входящих в область ведения
коллективной рефлексологии.

Кроме того, могут быть использованы те или другие методы специально
для характерологии общественных групп. Здесь необходимо иметь в виду
главным образом выяснение отношений той или другой группы к опреде-
ленным явлениям и фактам, имеющим то или иное жизненное или обще-
ственное значение ^', а также выяснение профессиональных навыков и т. п.

Развитие личности как социальной особи коренится прежде всего в тех
особых условиях, которые складываются вокруг нее при ее рождении,
вследствие неодинаковой с другими наследственности и обусловленного этим
различия в темпераменте и в развитии и характере наклонностей, а это
обусловливает различные способности в приобретении навыков, что в свою
очередь в связи с внешними условиями, окружающими личность, приводит
к различному ее положению в обществе. Самая обстановка со дня рождения
представляется неодинаковой для различных личностей, откуда возникает
большое разнообразие во внутреннем богатстве каждой личности, состоящем
в приобретении навыков, или так называемых сочетательных рефлексов, и
обеспечивающем различные условия ее существования.

Неопозитивисты, как мы уже говорили, признают, что не общество
есть продукт личности, а наоборот, личность есть продукт общества. В
этом отношении особенно много содействовал укреплению этого взгляда
Э. Дюркгейм, по которому личность без общества не доросла бы до кате-
горий и общих понятий, а следовательно, не могла бы достичь состояния
рассуждающей личности "°'. Драгическо же, другой представитель той же
школы, уже всю индивидуальную психику сводит к социальной жизни.
Даже развитие сознания он не представляет без общественности. Призна-
вая фактическими условиями появления сознания два процесса - интег-
рацию и дифференциацию или суммирование и относительность и зада-
ваясь вопросом, каков источник этих двух законов, он находит, что
физическая среда как среда неизменяемая в течение истории не могла
быть источником изменчивых контрастов, новизны и сложности, а, следо-
вательно, она не могла быть и источником появления сознания, ибо
относительное однообразие космической среды не могло быть тем воз-

"^ CM.: Durkheim Е. Representation individuelle et representation collective // Revue metaphisique.
P., 1898; Idem. Les fonnes elementaires de la vie religieuse ie systeme totemique en Australia.
P., 1912.

66

будительным условием или стимулом, которое вызвало появление соз-
нания. Наоборот, социальная среда с ее расширением социальных групп
приводит к специализации и разделению труда. <Простой факт слияния
множества мелких социальных кругов и групп в одно общество до беско-
нечности усложняет внутреннюю общественную жизнь, в ней пускаются в
оборот разнообразные способы работы, поведения, мышления и верования
и все они накопляются, усложняются и испытывают непрерывные коле-
бания и перемены, представляющие полный контраст с неподвижностью
и относительным однообразием космической среды> "". Таким образом,
<развитие общественной среды необходимо обусловливает и вызывает
дифференциацию личностей, подвижность и неустойчивость междуличных
отношений, оригинальный характер деятельности и т.д., а главное-
возникает живая борьба, неукротимая конкуренция между членами груп-
пы - все это, в свою очередь, пробуждает и укрепляет сознание> "". В дру-
гом месте той же работы автор формулирует свою мысль следующим
образом: <Сознание обнаруживается там, где жизненные явления,
подчиненные также влиянию физико-химической среды, подвергаются
воздействию социальных условий> ^. <Сознание, - говорит в заключении
автор, - есть явление общественное и в основу его можно поставить дока-
занную опытным путем реальность общества. Его можно представить себе
как общественное явление, воплотившееся в организме и нашедшее себе
соответственное выражение на психологическом языке> "^. Это крайнее
воззрение, однако, встретило в литературе возражение, которое в особен-
ности развил в своей книге Г. Палант . Выдвигая роль физиологии, на-
следственности и расы, он указывает на животных с социальной
организацией, которые не обнаруживают превосходства ума по сравнению
с животными, живущими уединенной жизнью. Пчелы и муравьи,
например, развили коллективный инстинкт, но не имеют индивидуально-
го ума, не проявляют никакого новшества, никакой инициативы. Общест-
венная дифференциация есть плод изобретений, изобретения же <прежде
всего факт биологический и психологический, а затем уже обществен-
ный>. Не наблюдается и параллелизма между общественной эволюцией и
степенью совершенствования умов. Роль наследственности не регрессирует,
как полагает Драгическо, если расы благодаря смешению теперь утрачива-
ют свое значение в отношении развития ума, то все же желтая, черная и
белая расы не исключают и умственного различия.

Все вышеизложенное приводит автора к выводу, что, если роль общества
в развитии личности огромна, то все же индивидуальный факт, содержащийся
в биологической природе личности, не может быть окончательно стерт
влиянием общества и таким образом личность представляет и будет всегда
представлять биосоциальное явление. Таким образом автор снова приходит
к выводу, установленному благодаря исследованиям и проникновенному
анализу нашего соотечественника проф. Психо-Неврологического Института
в Петрограде Е. В. Де-Роберти, которому мы обязаны созданием биосоциаль-
ной теории, принятой в настоящее время большинством видных социологов.
Согласно этой теории, человеческий ум или разум является результатом
сочетания органических свойств материи, составляющих предмет изучения
биологии, со сверхорганическими свойствами, изучаемым социологией.

Драгическо Д. Отношения между психологией и социологией // Новые идеи в социологии.
Кн. 2. С. 110-II 1.
"" Там же. С. III.
"* Там же. С. 114.
"^ Там же.
^ CM.: Palante G. Les antionmies entre I'mdividu et la societe. P.,  1914.

5*                                                          67

Таким образом можно считать установленным, что личность есть явление
биосоциальное. При этом биологическим элементом в ней являются тем-
перамент, инстинкт, наклонности^' и способности^'.

Нельзя при этом забывать, что подготовка личности к социальной дея-
тельности и приспособление ее к социальной среде начинается уже в самом
раннем возрасте вместе с развитием и регуляцией ее действий. Этими
регуляторами являются, с одной стороны, противодействия, запрещения,
осуждения, ограничивающие свободу движений и действующие в виде тор-
мозящих условий, с другой стороны, похвала, поощрения и награды, побуж-
дающие к деятельности и оживляющие последнюю. Путем непосредственного
наблюдения можно доказать, что и то, и другое начинает воздействовать на
ребенка уже с первых дней его жизни соответственным обращением с ним
родной матери или няни. Со временем ребенок знакомится путем опыта с
общими социальными установлениями " в окружающей среде и усваивает
тем же путем, а равно и путем подражания, что позволено и что не позволено,
что допустимо и что недопустимо. Наконец, знакомство с законами, опре-
деляющими известные репрессии за нарушение минимума требований
относительно поведения индивида в определенной среде, окончательно за-
вершают регуляцию его действий.

Те или другие ограничительные мероприятия, устанавливаемые законом,
являются, с одной стороны, оборонительным актом со стороны коллектива,
с другой-тормозом для стремлений отдельных личностей, выходящих за
пределы социальных установлений. В свою очередь поощрительные меры
являются побудителями работы отдельных лиц на общую пользу. Мало
помалу этим путем поведение отдельных лиц направляется в сторону соот-
ветствия интересам коллектива и из человека постепенно вырабатывается
социальная личность. В этом случае ребенок как бы повторяет историю
создания общественности"', ибо и развитие общественности шло не иначе,
как путем постепенного подчинения интересов отдельного лица общим инте-
ресам коллектива ^'.

На высшей ступени развития человеческого общества со сложной
организацией поведение регулируется уже не мерами действительной или
возможной репрессии, но просто оценкой близких, особенно же оценкой со
стороны общественного мнения, причем слова осуждения, даже только до-
пускаемые, уже достаточны для торможения действий, слова же поощрения
действуют как импульс, побуждающий к деятельности. Очевидно, речь идет
здесь о такой ступени развития личности, на которой социальные навыки
представляются уже готовыми и только нуждаются в тех или других отдель-
ных случаях в направляющем влиянии одобрения или осуждения со стороны
близких или со стороны общественного мнения, или со стороны созданного
личностью принципа.

Для развитой социальной личности даже не требуется похвалы или
осуждения со стороны близких или общества. Она действует по сложившимся
навыкам, ибо приобретенные с воспитанием и жизнью сочетательные реф-
лексы становятся привычками, уже сами по себе определяют поведение
человека в различных случаях. Доброволец, записавшийся в ряды армии и
рискующий своей жизнью, ничуть не руководится одобрением или неодоб-
рением. Он неизбежно действует так, что его жизненные условия склады-
ваются таким образом, что поступить иначе при данных обстоятельствах он
не может. Если кто идет на политическую арену, подвергаясь также известному
риску, он опять-таки идет по пути, который подготовлен всей его прошедшей
жизнью в определенной социальной среде. Так или иначе социальная коо-
перация приводит к соглашению со своими установлениями действий отдель-
ных лиц во всех случаях, где дело идет о достижении коллективных целей,
а это втягивает отдельную личность в общественную или коллективную

жизнь в такой мере, что личность не может поступать иначе, как собразуясь
со своими навыками и традициями, которые складываются вокруг интересов
коллектива как целого.

Известно, что дети в коллективе представляются гораздо более жестокими,
нежели взрослые люди, и это потому что они еще не отражают в себе
социальности в такой мере, чтобы сдерживать свои индивидуальные стрем-
ления и сообразовывать свои поступки с общими интересами. Благодаря
этому и в коллективных действиях дети не проявляют достаточной сдер-
жанности и всегда склонны к более тяжкому осуждению отдельного индивида
из своей среды, нежели взрослые люди. Возможно, что и женские коллективы
в этом отношении окажутся чем-то средним между детскими и мужскими
до тех пор по крайней мере, пока женщина еще не вполне вошла в обще-
ственную жизнь наравне с мужчинами "'

Надо к этому прибавить, что различные личности находятся в различных
условиях в смысле общения их с окружающими лицами, а равно и в
неодинаковых условиях воспитания, что также не лишено громадного зна-
чения в отношении будущего развития каждой данной личности. Поэтому
индивидуальный облик личности определяется в значительной мере обще-
ством, его инстинктами, обычаями и другими общественными установ-
лениями. Иначе говоря, личность есть в значительной мере продукт самого
общества, представляющего собою миллионы подобных в ряде сменяющих
друг друга поколений. Благодаря совокупности всех условий, неодинаковых
или различных личностей и происходит характерологическое отличие одной
личности как социальной особи от других.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Социологией лучше всего может быть выяснено таким образом
Мы получаем возможность предсказывать ход явлений
Эволюция
Откуда возникает большое разнообразие во внутреннем богатстве каждой личности
Каждый из нас усиленно представлял себе лежавший на столе предмет

сайт копирайтеров Евгений