Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Таким образом, чём сильнее и болезненнее идет разрушение прежних
устоев в революционные периоды, тем яростнее проявляется реакция - таков
закон истории. С другой стороны, чем больше развивается уличных грабежей,
тем чаще и жесточе проявляются самозащита общества в виде самосудов и
жестокой расправы.

Армия, разбитая и униженная, всегда морально падает, и это выливается
в различного рода грабежах, пьянстве, насилиях, разврате. Это есть реакция
отчаяния, уподобляющаяся тому, как человек с отчаяния или горя запивает
и морально опускается.

Даже внешние знаки боевого характера подвергаются в этом случае
пренебрежению и уничтожению. Оружие бросается, распродается или
расхищается, погоны и знаки отличия снимаются, снаряжение уничтожается

^ Летурно Ш. Нравственность... С. 85.
^ Лебон Г. Психология социализма. С. 74.
^ Там же. С. 75.

268

или безрассудно растрачивается и т. п. В этом отношении русская революция
как нельзя более оправдывает это положение, и декреты о снятии погон и
крестов явились лишь отражением общих взглядов в солдатской массе о
ненужности и того, и другого, а декреты против расхищения казенного
имущества были опубликованы, к сожалению, уже тогда, когда войскового
снаряжения не осталось почти вовсе.

В период русской революции в целях защиты против контрреволюции
были выдвинуты два тарана - декларация прав солдата и земельный вопрос.
Первый таран был направлен по командному составу прежней армии и
отразился на дисциплине, второй, будучи направлен против помещиков как
представителей буржуазии в деревне вызвал безудержную тягу к земле. Но
оба эти условия оказались гибельными не для одной армии, ибо другой
своей стороной они обратились против самого революционного правительства
в вопросе о демократическом мире с Германией. Лишь путем неимоверных
усилий удалось революционному правительству вновь восстановить армию,
с прежними принципами управления.

Мы не перечислили еще много из того порядка явлений, которые служат
проявлением принципа относительности; но и приведенных примеров до-
статочно, чтобы оценить значение этого принципа в общественной жизни,
в которой этот мировой принцип получает свое столь же яркое выражение,

Беспрерывная изменяемость сама по себе не есть еще эволюция, ибо изме-
няемость есть результат беспрерывного движения, тогда как эволюция есть
развитие форм из других и, следовательно, постепенная или быстрая смена
одних форм другими. Правда, изменение, хотя и не есть формообразование,
но обычно сопровождается изменением положения и формы, откуда следует,
что закон эволюции как бы восполняет закон изменчивости^*, но тем не
менее с эволюцией мы связываем не одно только изменение, с чем связано
всякое вообще движение, но и преобразование или возникновение нового в
отношении внешней или внутренней форм, что представляет собой известную
степень накопления или убыли вещества наряду с его перемещением. Словом,
эволюция, представляя собой развитие новых форм, в сущности являет
собой творческий акт и закон эволюции есть в сущности закон творчества.

Значение открытия этого мирового закона трудно вообще переоценить.
По Геккелю, впереди всех прочих завоеваний человеческого духа здесь стоит
наше современное учение о развитии. Уже предчувствовавшееся 100 лет
тому назад Гете, оно только в начале XIX столетия впервые было удовлет-
ворительно выражено Ламарком и в законченной форме обосновано
Дарвиным, в 1859 г. Теория естественного отбора Дарвина заполнила пробел,
оставшийся в учении Ламарка относительно взаимодействия наследствен-
ности и приспособления. Мы теперь определенно знаем, что органический
мир медленно и постепенно развивался на нашей, земле по тем же <вечным
неизменным законам>, которые в 1930 г. Ляйель доказал для неорганического
тела земли; мы знаем теперь, что бесчисленные, различные виды животных
и растений, в течение миллионов лет населявшие нашу планету, суть только
ветви одного родословного дерева; мы знаем, что человеческий род пред-
ставляет новейшие высшие и совершеннейшие побеги родословного дерева
позвоночных ".

Первые исследователи, твердо установившие закон эволюции (Ламарк,
Спенсер, Дарвин и др.), приходили к выводу, что образование новых форм

^" См.: Геккель Э. Монизм как связь между религией и наукой. Лейпциг; СПб., 1907.
269

происходит лишь медленно, вследствие чего установилась формула, что
природа не делает скачков, но впоследствии исследования показали, что
образование новых форм далеко не всегда идет постепенно, но иногда и
скачками (де Фрис), вследствие чего некоторые видели в этом отрицание
закона эволюции, но по существу дело это является лишь расширением
того же понятия об эволюции, как развитие новых форм или новообразо-
вательного процесса, идущего лишь путем более резких и быстрых отклонений
или скачков, а не путем малых и едва заметных изменений, что ранбе
признавалось как бы аксиомой для закона эволюции.

Закон эволюции представляет собой всеобщий закон, научно доказанный
во всех областях физико-биологических знаний, вполне естественно, что он
потому должен быть приложим и к общественной жизни, а следовательно,
и к развитию коллективных реакций.

Надо заметить, что в процессе эволюции мы встречаемся с таким изме-
нением явлений, которые должны считаться необратимыми явлениями.
<Прогресс от фетишизма к идолопоклонству необратим так же, как и переход
от богов-животных к богам-людям, от зооморфизма к антропоморфизму,
или даже переход от богов-зверей к богам-домашним животным> .

Можно привести также примеры необратимости из лингвистики, как
например, превращение твердого окончания глаголов в мягкое в целом ряде
романских языков, имеющих корень в древнем латинском языке. Другие
примеры приводить было бы излишне.

Закон эволюции может быть прослежен во всех общественных явлениях,
начиная с языка, который, происходя из одного общего корня, путем посте-
пенного дифференцирования и обобщения, видоизменяется в новые и новые
формы. Каждый обычай имеет свою историю, в которой не трудно также найти
проявление закона эволюции. Еще легче проследить эволюцию в мифах - бу-
дет ли это миф о Церере ^* или о Геркулесе "^*. И там и здесь мы можем прос-
ледить его первоначальное развитие и все дальнейшие изменения, которым он
подвергается в связи с воззрениями различных народов. С другой стороны,
разве развитие религиозных учений, начиная с ведизма ^°*, переходя к бра-
манизму^* и к Зороастру"*, от Моисея"* к Христу ^* и Магомету"* и за-
тем в разветвлениях и сектах христианства и магометанства не дает возмож-
ности установить во всей полноте закон эволюции?

Далее эволюцию мы можем проследить во всяком общественном процессе,
даже в настроении народных масс, которое, начиная с едва заметного проб-
леска, постепенно усиливается, доходя до своего апогея. Наконец, и творчество
народных масс подвергается соответствующей эволюции, и разве художест-
венное литературное и научное творчество, преемственно передаваемое, не
эволюционирует ли, в свою очередь, как и все, что составляет результат
творчества человеческого ума. Разве не отражается, например, Теокрит в
Виргилии, Менандр в Теренции, Платон в Цицероне, Байрон в Лермонтове
и т. п.?

Так как закон эволюции является общим для всех вообще общественных
движений, то отсюда понятно, что каждое общественное движение, где бы
оно ни проявлялось, проходит одни и те же стадии развития. Но когда тот
или иной коллектив воспроизводит общественное движение, уже пережитое
другим коллективом и распространяющееся на него благодаря подражанию,
то он не воспроизводит его полностью во всех промежуточных стадиях
развития, а ограничивается тем, что переживает различные стадии развития
общественного движения, но переживает их в более или менее сокращенном
виде, подобно тому как в биологическом мире зародыш проходит различные
стадии развития вида. Это дает возможность молодым нациям, которые

^ Тард Ж. Социальная логика. С. 205-206.
270

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Другое является существенным в жизни современного общества
С образованием коллектива его сосредоточение
Настойчиво проводил идею комплексного изучения человека
Же влечение руководит
Все те особенности

сайт копирайтеров Евгений