Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Как настроение отдельных индивидов отражается на всей их деятельности,
выражаясь ее подавлением и реакциями с отрицательным или оборонитель-
ным характером, так и настроение коллектива отражается на его деятельности.
Разве, например, пониженное общественное настроение не отражается на
искусстве и на его тонах, на литературе, наконец, на коллективной деятель-
ности, на вялости внешней реакции, на отрицательном направлении внешней
политики. Словом, сообразно настроению все приобретает соответствующий
колорит.

Известно, с другой стороны, что победа, поднимая в войсках настроение,
усиливает их боевую энергию; поражение, наоборот, ее парализует. Вот
почему с однажды разбитыми войсками выступать в бой и побеждать много
труднее, нежели с победоносными войсками.

Но ни в чем другом по-видимому не отражается лучше всего характер
настроения народа, как в его творчестве и между прочим в мифологии и
верованиях.

В периоды подавления народного духа религия и мистицизм всегда
приобретали особое развитие в народных массах. Так было в дорево-
люционном периоде во Франции, как было и у нас, в России, когда даже
первый открытый революционный шаг - 9 января - произошел под пред-
водительством священника Гапона с крестом в руках, причем впереди отряда
несли хоругви и иконы.

Вполне естественно, что, когда подавляются все политические движения,
в народе обнаруживается наличность мистицизма ^*, что составляет бла-
гоприятную почву для религиозного возбуждения. Так, в течение
XVII столетия во Франции это проявилось теософизмом Сведенберга, сен-
мадарскими явлениями и мистическим шарлатанством Калиостро.

В России это проявлялось сектантством, открытием целого ряда вещей
с прославлениями новых святых, а в последнее время быстрым распрост-
ранением оккультизма и <распутинством>, которое питалось одновременно
и религиозным мистицизмом и сексуальной неудовлетворенностью аристок-
ратов.

Революция не сразу сметает мистицизм, да и к тому же часть общества
в революционный период, подавленная событиями, ищет для себя выхода
в религиозных воззрениях. К тому же вместе с тем, как понижается рассу-
дочная способность в периоды народных движений, впечатлительность толпы,
наоборот, повышается, а это поддерживает склонность к мистицизму, про-
являющуюся в повышенном стремлении ко всему сверхъестественному и
чудесному.

Даже в самый разгар французской революции мистицизм народных масс
не исчез, он только преобразился. Вот что мы читаем по этому поводу в
книге Кабаниса и Насс: <Под влиянием народных празднеств, заменивших
церковные церемонии, в массе стал особенно распространяться мистицизм.
В памятные дни, когда всенародно прославлялись добродетель какого-нибудь
героя или торжество какого-нибудь отвлеченного принципа, какая-то про-
роческая экзальтация преображала этих людей, стремящихся всеми силами
души к новым идеалам. Только вновь нарождающиеся религии способны
вызывать подобные возвышенные порывы.

Переходя к церемониям культа разума, а затем верховного существа, мы
должны признать, что терроризованное общество было в это время одержимо
настоящим религиозным, весьма близким к безумию, бредом, который все
возрастал по мере успехов диктатуры Робеспьера> ^".

В России во время революции мы встречаемся с громадными толпами
молящихся в храмах и еще больше с толпами, наполняющими улицы во

^" Кабанис П, Насс Л. Революционный невроз. С. 328.
190

время религиозных процессов, и это одновременно с тем, когда некоторые
из усердствующих революционеров с кафедры проповедывали самым грубым
образом осуждение религии и публично доказывали отрицание божеств,
подвергая сомнению народные верования.

После того как мы рассмотрели различные стороны соотносительной дея-
тельности коллектива, нам необходимо еще выяснить те законы, которые
открываются в отношении деятельности коллектива, ибо всякая наука не
должна довольствоваться одним описанием подлежащих ее рассмотрению
явлений, но и обязана выяснить зависимость этих явлений от тех или
других условий. Эта часть научной дисциплины представляется особенно
важной, ибо с тем вместе, как выясняется известное постоянство в соотно-
шениях двух явлений и законообразная зависимость одних явлений от
других, мы получаем возможность предсказывать ход явлений или предвидеть
будущее, в чем собственно и заключается ценность научного познания ^ *.

Если математик предсказывает делимость или неделимость числа, то он
руководится в этом определенной ранее установленной зависимостью. Если
астроном предсказывает солнечные и лунные затмения, то это лишь благодаря
выясненной зависимости движений планет по законам тяготения, установ-
ленных Ньютоном.

Если химик может предсказать вперед атомный вес существующего, но
еще неоткрытого тела и до известной степени его свойства, то он опять-таки
осуществляет это благодаря выясненной законообразной зависимости, со-
держащейся в периодической системе Менделеева. Если механик строит
новую машину, вперед предвидя ее действие, то он достигает этого уяснением
определенной зависимости явлений при соотношении одних рычагов
с другими. Точно так же физик может определенно высчитать количество
калорий, потребных для согревания определенного тела при данном его
объеме, опять-таки руководясь выясненной раньше зависимостью. То же
самое мы имеем в известной мере и в биологических знаниях, хотя развитие
их далеко не достигает совершенства астрономии, химии, механики и
физики ^*.

Тем не менее законы Менделеева дают возможность предвидеть качество
потомства, учение Дарвина делает понятным развитие живых организмов и
предвидит возможные породы, которые открываются как вымершие в гео-
логических пластах.

Палеонтолог имеет возможность, руководясь той же зависимостью, по
одной или нескольким частям скелета воспроизводить в целом виде ту или
иную вымершую породу. К тому же очевидно должны стремиться и гу-
манитарные науки и некоторые из них уже установили определенную
зависимость явлений, достаточную для уяснения хода явлений в будущем.

Но они установили ее исключительно благодаря строго объективному
методу, как это мы видим, например, в политической экономии, и чего нет
в социологии. Известный в социологии закон исторического иллюзионизма
показывает между прочим, как субъективное понимание явлений расходится
с объективной действительностью. Доказано, например, что деятелям фран-
цузской революции казалось, что они борются за свободу, равенство и
братство всех граждан, а между тем на самом деле борьба шла за освобождение
буржуазии от опеки феодализма, иначе говоря, борьба происходила в пользу

интересов капитализма. То же произошло и с христианством. За что боролось
христианство, за чистое ли учение Христа, как полагали его апологеты, или
за схоластику, за иерархическое начало церковнослужительного персонала,
за господство христианского материализма, как он проявляется в нынешних
условиях. Расхождение между идеями, руководившими поборниками
христианства, и объективными данными исторического движения христиан-
ства полное, и оно не замечалось самими руководителями христианского
учения. Достаточно вспомнить хотя бы инквизицию. Еще например: недавно
пережитая мировая война, в основе которой лежало экономическое соперниче-
ство Германии и Англии. К сокрушению одной стороны в этой войне
стремились несомненно обе эти воюющие державы, у которых другие скорее
были только сотрудниками, а кончилось тем, что капитализм вообще подорвал
свое бытие, и война привела к необычайному росту социализма.

Вот почему и из социологии и вообще из понимания движения народных
масс должен быть также исключен всякий субъективизм, и только строго
объективное отношение к делу ' * дает возможность установить определенную
в этом отношении законосообразность ''*.

Поэтому и в коллективной рефлексологии мы должны стремиться к тому
же самому. И то обстоятельство, что в индивидуальной соотносительной
деятельности нам удалось установить известные зависимости, вселяет на-
дежду, что и в коллективной соотносительной деятельности эти зависимости
могут быть обнаружены.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Проявляется в однородных движениях
Вообще настроение определилось для большинства в смысле возможности сотрудничества
Хотя сама германия снабжала незадолго перед тем оружием воюющие балканские страны
Сколько условиями социальной наследственности

сайт копирайтеров Евгений