Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Таким образом ясно, что окружающие условия оказывают существенное
влияние на развитие личности и закрепляют и поддерживают в ней те или
иные особенности, благодаря своеобразным особенностям той или другой
профессии или различным условиям существования.

Равным образом и условия местности и климата своими внешними
влияниями не могут не отражаться известным образом на развитии личности.
В связи с этим и состояние физического здоровья, перенесенные болезни
и другие органические условия, влияющие на живость и характер движений,
должны быть также приняты во внимание при оценке развития личности.

При всем том, хотя каждая личность кажется чем-то обособленным от
всех других личностей и характеризуется своим комплексом навыков, ибо
она и живет как индивидуальная особа, обнаруживая себя сообразно своему
кругозору, образованию, общественному положению и т. п., но на самом
деле деятельность личности в значительной мере является не индивидуальной,
а социальной ^. Так, прежде всего язык, которым пользуется личность,
составляет принадлежность целого народа, а не индивидуальности. Вместе с
тем и поведение личности подчинено законам общественности. Каждая
личность является до известной степени рабом обычая и формы, выраба-
тываемых обществом, и даже предрассудков и суеверий, в нем господствую-
щих. Личность не только пользуется общим для всех языком, но и носит
общественный покрой платья, следует за модой, имеет в той или иной мере

" См.: Бехтерев В. М. Личность и условия ее развития и здоровья. СПб., 1905.

69

национальные воззрения, придерживается общепринятых правил, живет
общей со всеми культурой, имеет общие всем правовые и этические понятия,
более или менее общее мировоззрение, общие идеалы и приблизительно
одинаково оценивает те или другие события как прошлые, так и настоящие.

Все это обусловливается тем, что личность благодаря подражанию, нау-
чению и убеждению приобретает с воспитанием господствующие навыки и
взгляды, становясь шаблонным выразителем своей среды .

Равным образом человек имеет общие всем верования и повторяет суж-
дения об окружающем, о создании вселенной, выработанные не им, а другими
и принятые всем обществом. Он живет идеалами, которые общи и другим
и, наконец, он обнаруживает стремления, также общие многим.

Словом, вместо того, чтобы проявлять себя особым образом, личность
оказывается в большинстве своих .действий и поступков, а равно и в своих
заявлениях, представителем общества, а не самого себя. Отсюда очевидно,
что личность является больше повторителем, нежели индивидуальным соз-
дателем, иначе говоря, является, как мы сказали уже, в значительной мере
социальным продуктом, а не самобытной особью.

Таким образом личность, входящая в общество, перестает быть сама
собой, она становится одной частью самого общества и в этом смысле
утрачивает значительную долю своего независимого существования, становясь
исполнительницей общественных установлений. Отсюда ясно, что общество
есть нечто такое, что властвует над личностью, так как оно является в
значительной мере руководителем сложных соотношений, в которых отдель-
ные личности являются только исполнительными органами. Иначе говоря,
объединенная соотносительная деятельность общества является как бы рав-
нодействующей ""' деятельности входящих в общество личностей и имеет
свои законы развития, основанные на взаимодействии его членов ^'.

Коллектив обезличивает отдельные индивиды, давая преобладание количе-
ству, тогда как личность представляет качественные особенности, выявляя со-
бою творческую энергию отдельного лица^'. Поэтому поведение личности в
одиночку и в толпе не может быть одинаковым. <Кажется, однако, и этот пункт
самый главный, что существует полная противоположность между поведением
отдельной личности и личности в толпе. Отдельная личность занята лишь
личными интересами. Личность в толпе руководится общими интересами> ".
В толпе всплывают все национальные черты характера, а если толпа состоит
из отдельных слоев населения, всплывают все присущие этим слоям особен-
ности. По Тарду, <национальная жизнь всегда будет требовать от индивидуума
пожертвования самыми дорогими ему привычками, пожертвованиями его ча-
стными выгодами для интересов общественных> ^.

Даже личности, принадлежащие к разным народам, хотя и говорят на
разных языках, но подчиняются общечеловеческим обычаям в обращении,
имеют одинаковые или приблизительно одинаковые этические и эстетические
понятия, высказывают одинаковые воззрения общего характера, провозгла-
шают более или менее одинаковые общечеловеческие идеалы и т. п.

Правда, в современном обществе мы встречаемся с различными слоями
с классовым разделением, с профессиональными группами, с различными
кружками и прочее, как будто бы разделяющими человечество на отдельные
части: однако, эти подразделения не так глубоки, чтобы уничтожать общность
многих форм внешних проявлений соотносительной деятельности различных
личностей.

Нужно, впрочем, заметить, что и эти подразделения, играя роль ненужных
обществ, так же точно властвуют над отдельными входящими в них лично-

^ Лебон Г. Психология социализма: Пер. с фр. СПб., 1899. С. 54.
^ Тард Ж. Законы подражания. С. 132.

70

стями, которые в силу этого во всех своих поступках сообразуются с
общепринятыми в данном сообществе обычаями, взглядами и установ-
лениями.

Следовательно, и в этом случае личность является существом социальным
в настоящем смысле слова, повторяя не свои особые, а общие всем взгляды,
выполняя общие всем обычаи, обнаруживая в известных случаях общие
всем действия и т. п.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Это подчинение природы стрем- лениям человеческого коллектива сопутствуется ростом
Деятельности отдельных лиц
Зависящего от внешних тормозящих условий
Возбудителем для обширного народного движения
Найти правильное объяснение возможности упомянутой передачи в форме непосредственного воз- действия

сайт копирайтеров Евгений