Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Бехтерев В. Избранные работы по социальной психологии

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ В. М. БЕХТЕРЕВА

КОЛЛЕКТИВНАЯ РЕФЛЕКСОЛОГИЯ

ЧАСТЬ I

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ РЕФЛЕКСОЛОГИИ

III. ПРЕДМЕТ И МЕТОД КОЛЛЕКТИВНОЙ РЕФЛЕКСОЛОГИИ

IV. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

V-VI. О КОЛЛЕКТИВЕ КАК СОБИРАТЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ

VII. О КОЛЛЕКТИВНОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

VIII. ВЗАИМОВНУШЕНИЕ, ВЗАИМОПОДРАЖАНИЕ И ВЗАИМОИНДУКЦИЯ КАК ОБЪЕДИНЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ

IX. О ЯЗЫКЕ КАК ОБЪЕДИНЯЮЩЕМ ФАКТОРЕ

X. О КОЛЛЕКТИВНЫХ РЕФЛЕКСАХ ВООБЩЕ

XI. РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДВИЖЕНИЙ ПО ТИПУ СОЧЕТАТЕЛЬНЫХ РЕФЛЕКСОВ

XII. КОЛЛЕКТИВНЫЕ НАСЛЕДСТВЕННО-ОРГАНИЧЕСКИЕ РЕФЛЕКСЫ

XIII. КОЛЛЕКТИВНОЕ НАСТРОЕНИЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ МИМИКО-СОМАТИЧЕСКИЕ РЕФЛЕКСЫ

XIV. КОЛЛЕКТИВНОЕ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ И КОЛЛЕКТИВНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

XV. КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО

XVI. СОГЛАСОВАННЫЕ КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ЧАСТЬ II ВСТУПЛЕНИЕ

I. ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ

II. ЗАКОН ПРОПОРЦИОНАЛЬНОГО СООТНОШЕНИЯ
СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ С ДВИЖУЩЕЙ СИЛОЙ

В истории отечественной психологической науки с именем Владимира
Михайловича Бехтерева связано окончательное утверждение новой парадигмы
в исследовании психической деятельности, основывающейся на объективном
подходе к объяснению природы психического и методов его изучения ^

Вслед за И. М. Сеченовым он выступает против интроспекционистского
понимания психики, рассматривает всю совокупность психических явлений
и форм человеческого поведения на основе понятия рефлекс. Анализ соче-
тательно-двигательных рефлексов, доступных для объективного внешнего
наблюдения и регистрации, определяется Бехтеревым как основной метод
исследования в созданных им науках, получивших названия объективная
психология и рефлексология. Резкое противопоставление принципов
объективной психологии господствовавшему в тот период времени интрос-
пекционистскому пониманию психики и путей ее изучения, а также конк-
ретный теоретико-методологический уровень разработки психологических
проблем обусловили отказ Бехтерева от рассмотрения психики и сознания
(как главных объектов интроспекционистской психологии) и сведение задач
психологической науки исключительно к анализу внешних проявлений реф-
лекторной деятельности без учета опосредствующих ее психических процес-
сов.

Однако установки Бехтерева-основателя рефлексологического учения
вступали в противоречие с наблюдениями и выводами Бехтерева - учено-
го-экспериментатора как только он вставал на почву конкретных фактов. В
своих экспериментальных исследованиях Бехтерев выходит за рамки утвер-
ждаемой им парадигмы и вновь обращается к психическим явлениям и
психологическим категориям.

Бехтерев был одним из первых, кто уже в конце прошлого-начале
текущего столетия выдвинул и настойчиво проводил идею комплексного
изучения человека. Рассматривая человека в его целостности, как сложное,
многогранное и многоуровневое образование, он ратовал за использование
междисциплинарного взаимодействия, обеспечивающего всестороннее его
изучение. В своей непосредственно исследовательской деятельности ученый
стремился реализовать комплексный подход разными способами: во-первых,
посредством организации комплексных экспериментальных исследований, в
которых конкретный объект (человек) выступал предметом изучения разных
научных дисциплин: физиологии, анатомии, педагогики, психологии, и т. д.;
во-вторых-путем анализа и осмысления на основе единой теоретической
концепции разных сфер и уровней взаимодействия человека с миром. А
это, соответственно, требовало существенного расширения границ и объема

^ Подробное освещение общетеоретических взглядов В. М. Бехтерева, генезиса его психо-
логических и рефлексологических идей дается в статье Б. Ф. Ломова, В. А. Кольцовой,
Ё. И. Степановой, помещенной в т. 1 <Памятников психологической мысли> (В. М. Бехтерев.
Объективная психология // Памятники психологической мысли. М" 1991. С. 424-444).

I*                                                                          3

охватываемой исследованием реальности, анализа различных форм челове-
ческой активности, всестороннего изучения человека на основе исследования
всех проявлений его жизнедеятельности. Именно этой стратегии отвечала
разработка Бехтеревым новых отраслей рефлексологии: генетической реф-
лексологии, рефлексологии труда, коллективной рефлексологии и т. д.

Принципиально важное значение имело то, что Бехтерев не ограничивался
анализом только индивидуального поведения человека. Признавая взаимо-
связь поведения человека с поведением других людей, он поставил вопрос
об объективном изучении этой взаимосвязи. Таким образом Бехтерев явился
одним из основателей нового направления психологического исследования -
социальной (или общественной) психологии, рассматриваемой им как
отрасль рефлексологии человека в соответствии с теми же принципами,
которые были выдвинуты и разработаны применительно к исследованию
проблем объективной психологии и рефлексологии индивида. Отсюда на-
звание нового направления - коллективная рефлексология.

Впервые к социально-психологической проблематике Бехтерев обращается
в своей речи на годичном торжественном собрании в Военно-медицинской
Академии в 1897 г. Конкретной темой его выступления явились вопросы
психического влияния, внушения и его роли в обществе^. Определяя свое
отношение к данной проблеме и подчеркивая ее актуальность, Бехтерев
отмечал: <Мне представляется не только современным, но и небезынтересным
остановиться на этом предмете, полном глубокого значения как в повсед-
невной жизни отдельных лиц, так и в социальной жизни народов>^.

Следует отметить, что период конца XIX-начала XX в. характеризовался
острым интересом к социально-психологической проблематике, развива-
ющимся на фоне и под воздействием бурно проявляющихся социальных
процессов, растущих классовых антагонизмов и связанной с этим акту-
ализацией внимания к вопросам общественного развития и его психо-
логическим факторам. Взаимоотношения личности и общества, пути и ме-
тоды общественной детерминации поведения человека, проблемы свободы
воли - все эти вопросы находят отражение на страницах художественных
произведений, публицистической и научной литературы рубежа столетий.
Причем в процессе их решения происходит острая поляризация мнений и
подходов представителей разных направлений научной и общественно-
политической мысли. В конечном счете, независимо от различия в понимании
тех или иных частных вопросов, выделяются две основные тенденции: попыт-
ка поставить во главу угла психологический фактор как важнейший и
определяющий всю динамику и структуру общественных отношений и
противоположное этому стремление рассмотреть явления общественной и
индивидуальной психологии как детерминированные обществом.

Акцентирование внимания на субъективных, психологических факторах
развития общественных и социально-психологических явлений в русской
науке представлено трудами лидера народнической идеологии Н. К. Михай-
ловского; социологов Н. И. Кареева, Е. В. Роберти; экономиста П. Б. Струве;
философов Н. А. Бердяева, С. Н. Бунчакова; психологов А. И. Введенского,
Л. Е. Владиславлева, М. М. Троицкого, М. А. Рейснера и др/

С позиций экономического детерминизма проблемы развития общества
и всех его подструктур (включая явления общественной психологии) расс-

^ См. Бехтерев В. М. Роль внушения в общественной жизни. // Обозрение психиатрии, не-
врологии и экспериментальной психологии, 1898, № 1-3.
^ Там же. № 1. С. 1.

* Подробное освещение истории социально-психологических идей в России конца XIX-начала
XX в. дается в работе Е. А. Будшювой <Социально-психологические проблемы в русской
науке>. М. 1983.

мотрены в трудах лидера русских марксистов Г. В. Плеханова ^ и его пос-
ледователей.

В контексте истории отечественной социологической и социально-психо-
логической мысли социально-психологическим взглядам Бехтерева принад-
лежит особое место. В них - истоки естественнонаучной традиции в иссле-
довании и объяснении общественных (в том числе социально-психо-
логических) явлений, их целостного, системного описания, предполагающего
рассмотрение их в широком природном и социальном контексте.

В поисках <единых принципов мирового процесса> Бехтерев обратился
к законам механики, рассматривая их в качестве универсальных оснований,
действующих на всех уровнях и этажах живой и не живой природы.

Развернутое обоснование этих идей содержится в <Коллективной рефлек-
сологии> Бехтерева, в которой выделяются 23 универсальных закона, дей-
ствующих, по мнению ученого, как в неорганическом мире и в природе,
так и в сфере социальных отношений: закон сохранения энергии, законы
тяготения, отталкивания, инерции, энтропии, непрерывного движения и
изменчивости, и т. д. На основе физических законов Бехтерев пытался дать
объяснение таким сложным социальным процессам, как развитие и преем-
ственность культурных традиций, образование социальных общностей,
динамика общественных взглядов и настроений и т. д.

 ΛΛΛ     >>>   

Поэтому всякий вид коллектива явля- ется в сущности осуществлением принципа экономии сил

Отношение к порке как педагогической мере воздействия
Закон компенсации
Откуда возникает большое разнообразие во внутреннем богатстве каждой личности
Бас Х. Трактат о похмелье электронная психологии

сайт копирайтеров Евгений